Прибыльность транспортных рынков Литвы, Польши и Латвии

foto 3

Литовские компании, работающие в транспортном секторе, и в особенности те, кто выполняют перевозки в Россию, не могут похвастаться стабильностью деятельности. На показатели рынка действует множество внешних факторов, основные – это политическая и экономическая ситуация внутри страны и на основных целевых рынках. Рассмотрим, насколько успешно в последние годы литовским перевозчикам удавалось преодолевать трудности рынка, и как выглядят показатели их деятельности в сравнении с основными конкурентами – фирмами Польши и Латвии.

20092010201120122013
Объемы перевозок дорожным транспортом, млн.тонн
Литва44,7044,7246,0248,4352,35
Польша--1.322,231.245,05-
Латвия--53,9452,62-
Доходы перевозчиков, млн. Евро
Литва2.103,362.496,403.158,933.331,753.394,10
Польша--15.467,617.191,37-
Латвия--1.929,62.150,9-
Прибыльность перевозчиков, %
Литва-4,562,435,224,584,15
Польша--2,42,5-
Латвия--4,224,71-
Цена дизельного топлива в начале года, Евро
Литва0,940,941,081,311,34
Польша--1,201,25-
Латвия--1,161,35-
Количество транспортных средств (тягачи, полуприцепы, прицепы), тыс. ед.
Литва67,664,466,172,375,7
Польша--2.892,062.920,78-
Латвия--72,6276,30-
Количество транспортных средств, приобретенных литовскими крупными фирмами в лизинг, на конец года, тыс. ед.4,535,157,158,4210,04
Количество фирм в Литве (перевозчики, фирмы складирования и другие транспортные фирмы), ед.5.9265.8466.1775.9606.361

Фундаментальный показатель состояния рынка перевозок – это количество грузов. Согласно данных Департамента Статистики Литвы, на первый взгляд, у местных транспортных компаний есть повод для оптимизма – начиная с 2009 года, объемы перевозок постоянно увеличивались, вплоть до начала 2014 года. Например, в 2013 году, в сравнении с 2012, общие объемы перевозок выросли на 8,09%. Казалось бы, отличный результат. (К сожалению, имея в виду события в Украине и изменения в российской экономике, вероятно, что результаты 2014 года будут скромнее).

Рассмотрим второй важный показатель деятельности транспортного сектора – официальные доходы компаний за тот же период, декларируемые в Департаменте статистики. Как видим из таблицы выше, доходы участников рынка тоже росли, но значительно более низкими темпами, нежели количество перевозок. В 2013 году доходы перевозчиков выросли всего на 1,87% по сравнению с 2012 годом.

Это подтверждают и официальные статистические данные о прибыльности (прибыль/доходы).  Начиная с 2011 года декларируемые показатели прибыльности перевозчиков падают. С чем связана эта тенденция?

Один из факторов, наиболее сильно влияющих на прибыльность – стоимость топлива. Из статистических данных заметна некоторая корреляция между изменениями стоимости топлива и результатами прибыльности. Однако ее нельзя назвать единственной причиной уменьшения прибыльности транспортных компаний Литвы.

Возможно, одним из факторов, повлиявших на прибыльность компаний, являются немалые инвестиции в транспортный парк, которые обсудим ниже.

Другой фактор – соотношение спроса и предложения на рынке. Как известно, если спрос превышает предложение, то цены повышаются, если наоборот – снижаются. Судя по динамике рентабельности перевозчиков, можно делать предположение, что на сегодняшний день количество перевозчиков, предлагающих свои услуги, превышает потребности грузовладельцев.

Из предоставленных выше показателей видим, что привлекательность транспортного рынка в плане прибыльности падает. Однако наряду с этим наблюдается довольно стабильное увеличение как количества участников рынка, так и числа транспортных средств. Что это – оптимистические прогнозы деятельности или инертность? Увеличение продаж транспортных средств связано, не в последнюю очередь, с введением нового стандарта Евро6 (Еuro6). Компании спешили обновить свой парк, планируя стабильную перспективную деятельность. Однако не все перевозчики поддерживают такую политику своих коллег. Один из собеседников, представитель транспортной фирмы, так описывает действия некоторых компаний, увеличивающих свой транспортный парк в то время, когда рынок подает признаки пресыщенности: «Они руководствуются такой логикой: у Йонаса 5 машин. Я куплю 10 машин и заработаю в два раза больше, чем Йонас. Но они не задумываются о том, что Йонас в свои 5 машин имеет, что загрузить, а будут ли они иметь, что загрузить в свои 10 – это вопрос».

Однако, как видим из приведенных выше цифр, крупные компании с оптимизмом смотрят в будущее и не боятся приобретать все больше транспорта в лизинг – на конец 2013 года количество таких транспортных средств увеличилось на 19%. Средние и маленькие компании с большей осторожностью приобретают новые транспортные средства.

Результаты деятельности польских и латвийских компаний

Часто основными конкурентами литовские перевозчики называют польских коллег. Общаясь с представителями литовских компаний, можно услышать, что поляки занимаются демпингом, предлагая такую низкую цену, какую литовские перевозчики предложить не могут. Сравним статистические данные литовского транспортного рынка с некоторыми показателями Польши.

Объемы перевозок дорожным транспортом польских перевозчиков в 2012 году снизились на 5,84% в сравнении с 2011 годом. В то же время, не смотря на казалось бы, негативную тенденцию, официальные декларируемые доходы компаний за указанный период увеличились на 11,14% по сравнению с предыдущим годом. Соответственно, прибыльность компаний увеличилась. Обратите внимание, что этот показатель в Польше почти в два раза ниже, чем в Литве. Т.е. в отличие от литовских перевозчиков, в 2012 году поляки перевезли меньше грузов, чем в 2011, но немного улучшили показатели своей прибыльности. Хочется упомянуть и тенденции транспортного парка Польши – в 2012 году в нем было всего на 0,99% больше транспортных средств, нежели в 2011 году. Значит, польские перевозчики не спешили покупать больше техники, хотя ситуация на рынке была довольно оптимистичная.

Вторым основным конкурентом многие литовские компании называют перевозчиков Латвии.

В 2012 году дорожным транспортом латыши в целом перевезли на 2,44% меньше, чем в предыдущем году. Однако несмотря на это, латвийские перевозчики задекларировали значительно больше прибыли, нежели в предыдущем году. Прибыльность их деятельности демонстрировала скромный (до 2%), но стабильный рост начиная с 2009 года. Что касается транспортного парка грузовых автомобилей латышей, в 2012 году, как и в Литве, в Латвии количество грузовых автомобилей росло довольно ощутимо – на 5,07%.

Оценивая тенденции за 2012 год, можно утверждать, что основные конкуренты Литвы перевезли меньше грузов, чем в предыдущем году, но улучшили показатели декларируемой прибыльности, т.е. им удалось продать свои услуги дороже, чем раньше. Интересно, что изменения цены дизельного топлива в 2011-2012 годах не привели к тенденции спада прибыльности польских и латышских компаний. Прибыльность же литовских компаний уменьшается, начиная с 2011 года. Однако она все еще намного выше, чем в Польше, и сходна с показателем Латвии.

Анализируя статистические данные транспортного рынка Литвы, возникают внушающие беспокойство ассоциации с ситуацией 2007-2009 годов. В 2007 году компании, воодушевленные экономическим подъемом рынка, активно расширяли свой транспортный парк. Когда же в последующие годы состояние экономики ухудшилось, уменьшилось количество грузов, перевозчикам пришлось вступить в стадию жесткой конкуренции и ценовой войны. Цены на перевозки снижались, прибыль падала. Неудивительно, что 2009 год ознаменовался рекордным числом обанкротившихся транспортных компаний.

Надеемся, что сейчас компании действуют более рассудительно, расширяя транспортный парк, выбирая направления перевозок, а также оценивая свои риски. Время покажет, удастся ли транспортному рынку Литвы избежать нового кризиса.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 100
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 44
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 145
0