В России перевозчиков ожидают новые вызовы?

dreamstime_4308164

Статистические данные говорят о том, что Россия уже не первый год является одним из основных внешнеэкономических партнеров Европы. Этот Восточный рынок особенно важен для перевозчиков. В 2012-2013 году объем экспортируемых автомобильным транспортом товаров из Европейского Союза (ЕС) в Россию составил 83,4 миллиарда евро. По словам представителей транспортной отрасли, в этой стране постоянно возникают инициативы каким-нибудь образом «прижать» иностранных перевозчиков.

Перевозчики находятся в группе особого риска, потому что Россия может в любой момент создать различные препятствия для их работы на территории своей страны. Это вызывает озабоченность, так как уже не первую неделю ходят слухи о возможной экономической блокаде Литвы, которая повлияет и на представителей транспорта.

Российский рынок непредсказуем

По словам представителей транспорта, российский рынок — непредсказуем. Президент ассоциации «Linava» Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что даже аналитики, которые в этом году прогнозируют незначительный рост сферы транспортных услуг на территории ЕС, на Востоке этого роста не видят. Это, по его мнению, связано с экономической ситуацией России и событиями на Украине.

Руководитель «Linava» считает что, активность литовских перевозчиков и правительства Литвы, проявленная в развитии тем о Восточном партнерстве и о ситуации на Украине, вернулась к перевозчикам бумерангом. «В отношении своих перевозчиков Россия может начать применять определенные защитные меры, а перевозчиков других стран ущемлять. Все помним, как в сентябре и октябре на таможне к литовским перевозчикам применялись тотальные таможенные досмотры, которые повлияли на годовые показатели. Те три недели были испытанием для перевозчиков и ассоциации».

В данное время начинаются разговоры о том, что работать с Россией становится все сложнее. С этим согласны и беседовавшие с нами перевозчики. Эрландас Микенас, руководитель ЗАО «Vedautos autotransportas», говорит, что действия России, предпринимаемые в настоящее время, осложняют положение литовских перевозчиков. Россия не выполняет договоренностей и не признает требований системы TIR. По его словам, хотя не все перевозчики работают на российском рынке, но все ощущают последствия действий России: «Россия ужесточает проверки на границе, а мы в Европе сразу чувствуем изменение цен на перевозки», — говорит он.

Ренатас Вайнюс, руководитель ЗАО «Polita», добавляет, что работая с Россией начинаешь привыкать к изменчивым требованиям и бюрократическим преградам. «В данное время существует неопределенность и с системой TIR. Мы перевозим грузы через Беларусь, поэтому очень сильно от этого не пострадали. У тех перевозчиков, которые везут грузы через Латвию и Эстонию, были дополнительные проблемы», — говорит он.

А. Кондрусявичюс говорит, что судьба системы TIR в России очень беспокоит: «Если IRU закроет систему TIR в России, то она будет «похоронена» в очень важном для нас государстве. Возникнут проблемы с поездками в другие страны-участницы системы TIR — например, в Казахстан и Узбекистан. Мы потеряем и коридор через Беларусь».

Цены на перевозки упали

По словам представителей транспорта, тотальные таможенные досмотры, которые проводились осенью прошлого года, являются пустяком по сравнению с проблемами, возникающими вследствие экономического положения этой страны. Грузопоток в Россию резко уменьшается, а из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными. На ситуацию влияют и политические волнения.

По словам А. Кондрусявичюса, тревожит и факт, что в прошлом году, по сравнению с 2011 и 2012 годами, прибыльность перевозчиков снизилась. Транспортники отмечают, что цены на перевозки в Россию резко упали — примерно на 10-15%.

Э. Микенас говорит, что цены на перевозки упали везде, не только в России: «Думаю, проблема в том, что в России сокращается потребление — следовательно, закупок товаров и их перевозок производится меньше. Это влияет и на падение цен».

Р. Вайнюс также отмечает, что работать в России стало сложнее: «Это связано с замедлением роста российской экономики, а также с событиями в Крыму. Скорее всего, эта неопределенность еще больше тормозит грузопотоки. Но основные причины — падение курса рубля и сокращение потребления. Грузов стало меньше, цены на перевозки упали — упали не только в России, но и во всей Европе. Некоторые перевозчики направили свои машины в Европу, там образовался переизбыток транспорта. В результате цены упали и там».

Первые признаки экономической блокады?

В середине марта литовский бизнес почувствовал, что от России можно всего ожидать. Предприниматели начали говорить о том, что худшие прогнозы по поводу действий этой страны против Литвы могут сбыться.

13 марта премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс журналистам в Сейме объявил, что экспорт и реэкспорт продуктов питания через все терминалы порта Клайпеда является невозможным. Ввоз продуктов питания на территорию Таможенного союза был временно приостановлен. Отгрузка продуктов питания в порту Клайпеда прекратилась.

Также говорилось, что компании, экспортирующие продукцию в Россию через портовые терминалы в Клайпеде, получили извещения, в которых высказывалась просьба направлять экспорт и реэкспорт продуктов питания через другие порты.

Необходимо искать  новые рынки

В данное время экспорт из Литвы распределен между основными рынками Востока и Запада. Но в географическом отношении эти рынки друг от друга недалеко. Поэтому остается угроза того, что кризисная ситуация может возникнуть одновременно на большинстве из них, а это может отрицательно повлиять на экономику Литвы. По мнению правительства Литвы, желая уменьшить эту угрозу, необходимо ускорить диверсификацию экспорта и начать поиск новых рынков.

Правительство подчеркивает, что необходимо искать возможности продать больше продукции на других рынках.

Возникает вопрос, насколько сложно было бы литовским перевозчикам направить грузопоток не в Россию, а на другие рынки. Э.Микенас говорит, что российский рынок всегда был проблематичным: «Это непредсказуемая страна, цены то растут, то падают. Для нас, как и для всей Европы, российский рынок очень важен — во-первых, потому, что прервав отношения с Россией, литовским перевозчикам в Европе не хватило бы места. Мы в Европе просто не поместимся. В Европе нас признают, мы там работаем. Но если закрыть российский рынок, мы можем стать неконкурентоспособными, потому что цены снизятся еще больше».

С ним согласен и Р.Вайнюс: «На европейском рынке нас никто не ждет. У нас общий рынок с поляками, которые в Европе занимают твердые позиции. Им работать с Европой удобнее и в географическом отношении. Уже сейчас чувствуется избыток, поэтому думаю, что ориентироваться на европейский рынок в экономическом плане уже не выгодно».

О чем говорят цифры

По данным ЗАО «Creditrefrom Lietuva», которая оценивает риск предприятий, Литва занимает 7-е место в ЕС по объемам экспорта, перевозимого дорожным транспортом в Россию. Литву опережает только Германия, Италия, Польша, Франция, Голландия и Финляндия. Доля Литвы в общеевропейском экспорте в Россию в 2012-2013 году возросла от 3,5 до 4,3 %.

«Мы являемся серьезной жизненной артерией, обеспечивающей экономическое сотрудничество ЕС и наших Восточных соседей», — так о литовских перевозчиках говорит А. Кондрусявичюс.

Объем экспортных товаров из Литвы, перевозимых дорожным транспортом в Россию, в 2012-2013 году возрос на 15,3% — от 3,9 до 4,4 миллиарда евро. В течение 2012-2013 года доля экспорта, перевозимого в Россию дорожным транспортом, возросла от 88,6% до 91,3%.

Эксперты прогнозируют, что протекционизм России в ближайшее время сократит объем экспорта из ЕС. Закрытие путей в Россию перевозчикам может доставить немало бед, кроме того — уже сейчас тревожит факт, что снизилась прибыльность перевозчиков. К тому же, грузопоток в Россию начинает уменьшаться. А из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 105
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0