Что делать с грузовым автомобилем, списанным после аварии?

avarija

Грузовые автомобили «выживают» в авариях либо удачно, либо не очень – многое зависит от того, какое препятствие оказалось на их пути. Как правило, сильно «потрёпанные» транспортные средства списываются, и дальнейший их удел – либо свалка, либо воскрешение ко второй жизни. Редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, что на этот счёт думают перевозчики и эксперты (т.е., есть ли смысл заниматься восстановлением орудия труда, или лучше с ним распрощаться и подумать о новом).

Грузовые автомобили, работающие на международных маршрутах – довольно частые участники дорожно-транспортных происшествий. Они практически постоянно находятся в пути, т.е. в потенциальной опасности. Прибавьте к этому огромную массу, ограниченную манёвренность, длинный путь торможения, усталость водителя и другие факторы риска – и всё! Причин для ДТП далеко искать не надо.

Когда грузовые автомобили сталкиваются с более лёгкими транспортными средствами, им обычно достаточно небольшого ремонта. Однако, если «прямой контакт» получился с таким же тяжеловесом или с объектом дорожной инфраструктуры (включая овраги), то во многих случаях от грузовых автомобилей остаются одни лишь воспоминания. Такие автомобили признаются неподлежащими ремонту и снимаются с участия в дорожном движении («списываются»). В Литве у страховщиков есть право отказать в ремонте транспортного средства, если ущерб, причинённый транспортному средству, превышает 75 проц. его рыночной стоимости. В соответствии с некоторыми положениями Закона о безопасности дорожного движения, отменить действие техосмотра (т.е. лишить транспортное средство права участвовать в дорожном движении) могут и сотрудники полиции. В таких случаях владелец транспортного средства получает определённую страховую выплату и сообщает сотрудникам Регистра транспортных средств об отмене действия техосмотра.

Дальнейшие решения определяются экономическими соображениями

С этого момента дальнейшая судьба транспортного средства зависит от решения её владельца: он может либо отправить автомобиль «в последний путь» на свалку, либо пытаться его отремонтировать и вернуть в движение. Но игра стоит свеч лишь в том случае, если рыночная стоимость автомобиля будет значительно больше его остаточной стоимости или суммы страховой выплаты. Согласно литовскому законодательству, в движение можно вернуть любой автомобиль после аварии, вне зависимости от степени причинённого ему ущерба. Пробел или нет, но объём ущерба, из-за которого автомобиль был бы полностью непригодным к движению, в законодательстве не указан, поэтому окончательное решение находится в руках его владельца. Как правило, в таких случаях владелец руководствуется сугубо экономическими соображениями.

Если к грузовому автомобилю отнестись как к обыкновенному орудию труда, то весть цикл его работы основан на прагматических подсчётах. Определиться между решениями – отправить его на свалку или попытаться вернуть в движение – помогают элементарные действия со счётной машинкой. Правда, эксперты говорят, что бывают и исключения. Виргиниюс Мицкус, директор компании «Vairada» (компания занимается восстановлением и разборкой побывавших в ДТП грузовых автомобилей) утверждает, что владельцы побывавших в ДТП «Mercedes-Benz» почти всегда стараются восстановить эти автомобили – в особенности те, которые сошли с конвейера позднее, чем в 2012 году. Рыночная стоимость грузовых автомобилей этой марки достаточно велика, поэтому есть смысл давать им вторую жизнь. Но это только одна сторона медали – на второй кроется тот факт, что на вторичном рынке преобладают восстановленные грузовые автомобили именно этой марки.

Насколько популярен возврат списанных грузовых автомобилей в движение? Перевозчики, с которым беседовала редакция CargoNews.lt, дали понять, что это занятие совсем непопулярное, потому что административная часть, различные экспертизы, дополнительные проверки отнимают много сил и денег, а конечный результат не во всех случаях соответствует ожиданиям. Кроме того, далеко не все перевозчики интересуются такой возможностью – куда проще получить страховую выплату, сдать грузовой автомобиль на свалку и купить новый. Такой подход к вопросу кажется логичным, так как восстановление и перепродажа – бизнес, которым должны заниматься специалисты по ремонту и продавцы, но не перевозчики.

Главное – рама!

Однако, тем, кто, может быть, захочет восстановить свой грузовой автомобиль, нужно знать, что иногда усилия могут увенчаться вполне приемлемым результатом. По словам В. Мицкуса, основная причина, по которой списанный автомобиль практически невозможно вернуть в движение – это испорченная рама. «Если говорить о легковых автомобилях, то тут всё довольно просто – из двух „котлет“ можно слепить одну. С грузовыми автомобилями всё иначе: даже если автомобиль не претерпел удар, а просто сошёл с пути, под давлением его собственного веса и веса груза портится рама. Она может перекрутиться до неузнаваемости. Как правило, автомобили с перекрученной рамой страховщики списывают как непригодные к движению».

Если во время аварии рама грузового автомобиля претерпела вращательное сжатие, то этот дефект до какой-то степени можно восстановить, однако, это будет дорогое удовольствие. Если же рама была помята очень сильно, то ремонтировать автомобиль нет смысла. «Работающие автомобили находятся под сильной нагрузкой – если транспортное средство будет восстановлено некачественно, оно долго не продержится. Да и ни один водитель не согласиться работать на „кривом“ грузовом автомобиле», – говорит В. Мицкус. И добавляет, что грузовой автомобиль с кривой рамой или неточной геометрией колёс вряд ли пройдёт обязательный техосмотр.  Другое дело – побитая кабина. По словам эксперта, кабину можно восстановить даже в том случае, если во время аварии она отвалилась от рамы. «Кабина крепится в четырёх точках — двух спереди и двух сзади. Дефекты кабины устраняются довольно просто – даже если кабина не будет идеально прямой, это никак не отразится на безопасности дорожного движения.  То же самое можно сказать и о креплении двигателя или коробки передач: эти агрегаты можно заменить, главное, чтобы их можно было установить в изначальное место», – говорит В. Мицкус.

Для проведения экспертизы необходимы документы

Предположим, что после аварии грузовой автомобиль не попал на свалку, а прошёл через руки профессиональных мастеров. Для того, чтобы он мог вернуться в движение, необходимо выполнить техническую экспертизу, во время которой эксперты дадут заключение о качестве восстановительного ремонта и об использованных при ремонте деталях и технологиях. Нериюс Кудараускас, директор компании «Jūsų ekspertas» (компания занимается проведением технических экспертиз) говорит, что не припомнит случая, чтобы его компания выполняла проверку списанного или восстановленного после аварии грузового автомобиля, но, по его словам, для выполнения такой экспертизы в действующем законодательстве нет никаких препятствий. Для того, чтобы можно было выполнить техническую экспертизу, экспертам необходимо предъявить документы, в которых зафиксировано состояние транспортного средства после происшествия. Такими документами могут быть заключения страховой компании или справки дорожной полиции.

Также экспертам необходимо предъявить справку ремонтных мастерских о выполненных работах и документы о применённых в ходе ремонта технологиях. «В общем порядке предусмотрена проверка геометрии колёс, кузова и рамы, также проверка функциональности систем безопасности. Но проверка геометрии колёс на грузовые автомобили не распространяется», – говорит. Н. Кудараускас. По его словам, экспертиза стоит 175 евро. По окончании экспертизы выдаётся справка для выполнения внеочередного техосмотра. По прохождении техосмотра можно подавать документы в «Regitra» на восстановление грузового автомобиля в движении.

Благоприятный срок – 180 дней. Но он может измениться

Важно не забывать, что если причины, по которым грузовой автомобиль не был допущен к участию в дорожном движении, не будут устранены в течение 180 дней, автомобиль будет автоматически снят с учёта в регистре транспортных средств, и его дальнейшее участие в движении будет возможно лишь после новой регистрации, поэтому при ремонте грузового автомобиля нужно постараться «вписаться» в этот срок.

Также следует отметить, что правительство Литвы представило на рассмотрение Сейма поправки к Закону о безопасности дорожного движения, в которых, помимо всего прочего, предлагается отказаться от этого максимального 180-дневного срока. Согласно сообщению Министерства внутренних дел, этой мерой власти стараются снизить административное и финансовое бремя владельцев транспортных средств и создать для них более благоприятные условия – упростить процедуру регистрации и отказаться от ненужных процедур. В законопроекте также предлагается установить, что разрешение на участие моторного транспортного средства или прицепа в общественном движении может быть отменено без возможности повторной регистрации в случае, если такое транспортное средство признаётся непригодным к эксплуатации в соответствии с Законом по обращению с отходами (и соответствующими подзаконными актами). Это положение могло бы применяться и в отношении тех транспортных средств, о которых информация об их непригодности к эксплуатации была получена из зарубежных регистров транспортных средств. Такие транспортные средства не могли бы быть зарегистрированы в Литве.

Подобные предложения означают то, что схемы, по которым списанные в других странах транспортные средства успешно проходили регистрацию в Литве, будут сильно ограничены.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

AdBlue

Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

2021-07-06 4 394
0
MAN_TRUCKS

Новые подходы производителей грузовиков на примере «Volvo» и MAN – что важно перевозчикам?

Некоторое время назад сразу два известных производителя грузового транспорта – «Volvo» и MAN – с помпой представили линейку грузовиков нового поколения. Тут можно дать детальный обзор предложенных новинок, но не хочется превращать статью в простой рекламный проспект. При этом комплексный анализ новаторских подходов вышеупомянутых концернов может показать стратегические направления, в которых движутся производители грузовиков, и помочь перевозчикам понять, как им следует решать вопросы, касающиеся приобретения и эксплуатации транспортных средств, чтобы получить максимальную выгоду.  

2020-04-20 991
0
1537978471_img-5669

В Ганновере объявлен победитель конкурса «International Truck of the Year 2019»

На выставке коммерческих автомобилей IAA 2018 в Ганновере был объявлен победитель престижного конкурса «International Truck of the Year 2019». Лауреатом стал новейший магистральный тягач «Ford F-MAX». Таков вердикт жюри, в которое входят 23 журналиста из 23 стран Европы. С новым магистральным тягачом «Ford F-MAX» компания «Ford Truck »планирует потестинить конкурентов из Большой семёрки европейских производителей грузовиков тяжелого класса. Новинка получила название в честь легендарных машин «Ford F Series».

2018-09-27 1 489
1
P_TGX_EOT_Platooning-DBSchenker_MAN-02

В Германии на автобане будут ездить грузовики без водителей

 В Германии на автобане A9 между Мюнхеном и Нюрнбергом будут совершать по три поездки в день беспилотные грузовики, перевозящие грузы логистической компании «Schenker» —  дочернего предприятия немецкого железнодорожного концерна «Deutsche Bahn».

2018-06-26 1 843
0