Можно ли сэкономить на покупке шин?

ratai (4)HD

Многие перевозчики уверены, что при покупке шин можно сэкономить: вместо дорогостоящих высококлассных шин можно выбирать более или менее надёжные шины среднего сегмента стоимости или дешёвые бюджетные шины. Остановив выбор на недорогом варианте, можно сэкономить значительную сумму денег. С другой стороны, срок службы высококлассных шин значительно больше. Какое решение лучше? Что советуют продавцы и на чём останавливают свой выбор перевозчики?

Основные критерии

Любой покупатель должен уметь выбирать. На первый взгляд все шины одинаковые – резиновые, чёрные и круглые. Между тем их эксплуатационные качества могут отличаться как день и ночь. Разница, в первую очередь, отражается в цене. Например, разница в цене дорогого и дешёвого комплекта шин для полуприцепа может достигать 900 евро. Это сумма, которую никто не хотел бы игнорировать. Поэтому возникает естественный вопрос – на самом ли деле дорогие шины стоят того, чтобы за них платить большие деньги?

При покупке шин для легковых автомобилей нужно учитывать целый ряд критериев – уровень шумности, сопротивление качению и аквапланированию, износостойкость, характеристики управления и торможения и т.д. Между тем при покупке шин для коммерческих автомобилей основным критерием является пробег. Именно исходя из пробега перевозчики рассчитывают основной параметр – стоимость километра перевозки.

Означает ли это, что другие критерии – безопасность и экономия средств – отходят на второй план? Арнас Стасявичюс,, руководитель отдела продаж коммерческих шин «Michelin» в странах Балтии, утверждает, что игнорировать эти моменты ни в коем случае нельзя: в зависимости от того, какие шины (дорогие или дешёвые) установлены на грузовом автомобиле, его тормозной путь при скорости движения 80 км/ч может отличаться на 13 – 15 м.

То же можно сказать и об экономии. Директор компании «Melgos ratai» Видмантас Жиленас говорит, что клиенты, которые попробовали в работе дешёвые шины, вернулись к обычным моделям. По его словам, глубина протектора дешёвых шин меньше, соответственно, ресурс тоже меньше.

Между тем А. Стасявичюс утверждает, что при работе на шинах эконом-класса, расход топлива можно снизить на 2-3 л/100 км. Если эту цифру умножить на годовой пробег (например, на 100 000 км) и на количество транспортных средств в транспортном парке, полученный результат на самом деле впечатляет. По словам А. Стасявичюса, конструкция шин «Michelin» разрабатывается не в ущерб их долговечности.

Ценовые сегменты на рынке шин

Шины высшего, или «премиум» класса – самый дорогой продукт, в производстве которого используются только высококачественные материалы и новейшие технологии. И одно, и другое стоит больших денег, поэтому такие шины могут себе позволить только устойчивые (в финансовом отношении) компании. На мировом рынке доминируют трое производителей шин этого сегмента – «Bridgestone», «Michelin» и «Goodyear». Продукция «Continental» занимает лишь незначительную часть этого сегмента.

На ступень ниже, чем «премиум» класс, находятся шины эконом-класса. В основном, эту продукцию производят те же производители, только её представляют другие товарные знаки – «Firestone» (от «Bridgestone»), «Kormoran» (от «Michelin»), «Dunlop» (от «Goodyear»), «Barum» (от «Continental»). Шины эконом-класса – это своего рода компромисс, в котором сочетаются современные качества (довольно часто в производстве таких шин используются бывшие технологии производства шин класса «премиум») и относительно небольшая цена.

Стоить отметить, что на мировой рынок уверенно стремится южнокорейский производитель «Hankook». Шины этого производителя постепенной приближаются к «премиум» классу.

Так называемые бюджетные шины – это сегмент, в котором мировые производители конкурируют с дешёвой азиатской (в основном китайской) продукцией. Так, «Bridgestone» в этом сегменте представляет товарный знак «Dayton», «Goodyear-Dunlop» – «Sava» и «Debica», «Continental» – «Matador». В производстве бюджетных шин используются ещё более дешёвые материалы и более устаревшие технологии, чем в производстве шин эконом-класса.

Так называемые «азиатские шины» (продукция малоизвестных китайских производителей), названия и количество марок которых вряд ли можно запомнить, нельзя считать совсем безнадёжным. В числе этих шин можно найти отдельные модели, которые могут быть достойны внимания, однако, в плане производственных материалов и технологий, а также эксплуатационный качеств, они не идут в сравнение с высококачественными продуктами. Но эти недостатки компенсирует довольно низкая цена, поэтому шины китайского производства довольно прочно укрепились на европейском рынке.

Что предпочитают перевозчики?

В. Жиленас говорит, что в последнее время перевозчики стали как никогда скрупулёзно подсчитывать себестоимость одного километра пробега. По его словам, уход перевозчиков с российского рынка сказался и на выборе шин: для поездок по хорошим дорогам на длинные расстояния перевозчики всё чаще выбирают шины «премиум» класса. Между тем при поездках в Россию перевозчиков удовлетворяли шины среднего класса, так как многие знали, что на российских дорогах шины быстро изнашиваются, их нужно часто менять, поэтому покупали сравнительно недорогие шины.

У А. Стасявичюса на этот счёт другое мнение: по его словам, именно качественные шины способны выдержать поездки по плохим дорогам. Те перевозчики, которые покупают дешёвые шины, не экономят, а повышают вероятность повреждения шин.

А. Стясявичюс перевозчиков, покупающих шины, делит на три группы: первая – это сильные в финансовом отношении компании. Они выбирают лучший продукт и не жалеют на него денег. Это не обязательно крупные перевозчики – главное, что в таких компания доходы и расходы хорошо сбалансированы.

Вторая группа – это компании, которые на приобретение шин выделяют определённую сумму денег. Не выходя за рамки этой суммы, компании стараются найти вариант наилучшего соотношения цены и качества. К этой группе относится большинство перевозчиков.

Третья группа – это перевозчики, которым шины нужны для того, чтобы можно было ехать. Они гоняются за сиюминутной экономией, поэтому, как правило, покупают всё самое дешёвое, в том числе и шины. Их радует мысль, что вместо одного комплекта шин высшего класса они могут купить три комплекта дешёвых китайских шин. Как правило, такие перевозчики не занимаются ни долгосрочными подсчётами экономии топлива, ни себестоимости километра пробега.

Следует отметить, что крупные перевозчики считаются «оптовыми» покупателями, поэтому при покупке шин они могут рассчитывать на серьёзные скидки – это позволяет им приобретать качественную продукцию по хорошей цене. Тем не менее, они не привязываются к одному производителю или товарному знаку – они экспериментируют с шинами различных производителей и различных сегментов, чтобы сравнить их характеристики. На фоне стремительного развития производственных технологий и широкого выбора моделей это довольно мудрый подход.

У шин «девять жизней»

Оба собеседника утверждают, что владельцы дешёвых китайских шин радуются своей покупке не более года. Китайские шины изнашиваются за 100 000 километров – в дальнейшем они не пригодны ни к углублению протектора, ни к реставрации. Их остаётся просто выбросить.

В этом отношении чаша весов однозначно склоняется в сторону шин высшего качества. Пробег шин «премиум» класса составляет не менее 300 000 км. Это значит, что их стоимость может окупиться в течение первого года эксплуатации.

И это ещё не всё: например, «Michelin» в конструкцию шины заложил возможность нарезки (углубления) протектора – за счёт нарезки к пробегу можно добавить дополнительные 80 – 100 тыс. километров (25 – 30 проц. срока службы). Нарезка одной шины стоит примерно 15 евро.

Дать шинам «вторую жизнь» можно с помощью реставрации. Шины «премиум» класса можно реставрировать 3 раза. Обычная реставрация стоит примерно 150 евро – после такой реставрации шины могут пройти примерно 150 000 дополнительных километров. Между тем «Michelin» предлагает особую услугу – заводскую реставрацию изношенных шин. На заводе шины реставрируются путём технологии горячей наварки. Это удовольствие стоит 300 евро, но так отреставрированная шина ничем не отличается от новой – она может пройти очередные 300 000 километров, и после углубления протектора – ещё 80 -100 000 километров.

Как правило, с дешёвыми шинами подобные манипуляции невозможны – конструкция каркасов дешёвых шин для сложного обновления не предназначена. Бюджетные шины от известных производителей можно один раз отреставрировать, но без гарантий. Однако, если изношенные дешёвые шины подлежат только утилизации, то изношенные дорогие шины можно сбыть на реставрацию (по 30 – 35 евро за одну шину). Даже и в этом случае отслужившая службу шина от известного производителя помогает пусть немного, но заработать.

Бывшие в употреблении шины «премиум» класса с удовольствием покупают поляки – они их реставрируют и, таким образом, удовлетворяют потребности своего огромного рынка. Реставрированные шины других ценовых сегментов сбыть очень трудно – в этом отношении серьёзную конкуренцию создают новые дешёвые китайские шины.

Таким образом, если исходить из денежного выражения, то дорогие шины в конечном итоге стоят меньше, чем дешёвые. «Новая шина „Michelin“ стоит 400 – 450 евро, а „Kormoran“ – примерно 250 евро. Однако, „Michelin“ можно дать и вторую, и третью жизнь, поэтому в результате она становится дешевле, чем „Kormoran“», – утверждает А. Стасявичюс. Правда политика «Michelin» такова, что новая шина окупается лишь в том случае, если впоследствии она реставрируется. Так или иначе, но за большие деньги вы получаете качественный и исключительно долговечный продукт.

Подобную арифметику привёл и В. Жиленас, когда сравнивал различные сегменты продукции от «Bridgestone».

Китайские шины на популярность не жалуются

В ходе беседы А. Стасявичюс подчеркнул, что следует обратить внимание на ещё одну особенность дешёвых шин – они в значительной степени увеличивают сопротивление качению, а это напрямую связано с высоким расходом топлива. По словам водителей, в некоторых случаях даже нет необходимости тормозить, так как после снятия ноги с педали акселератора автомобиль снижает скорость так, будто бы его тормозят. Для такого эффекта достаточно одного комплекта китайских шин, установленных на полуприцепе!

С другой стороны, стоимость китайских шин настолько привлекательна, что многие перевозчики забывают об их эксплуатационных качествах. Например, был случай, когда в Эстонию прибыл контейнер с китайскими шинами, которые стоили 130 евро. «Это могли быть шины с дефектами, потому что эстонские коллеги мне рассказывали, что шины даже не были круглыми», – вспоминает А. Стасявичюс. Тем не менее, их раскупили по дороге в Эстонию. Такие шины с удовольствием покупают владельцы строительной техники, однако, для международных перевозок они не годятся.

Специалисты утверждают, что иногда китайские шины продаются по меньшей, чем себестоимость, цене. Это связано с тем, что на мировом рынке чувствуется избыток китайской продукции, поэтому китайские производители согласны продавать свои продукты по смешной цене, лишь бы быть не в стопроцентном «минусе».

Когда В. Жиленасу перевозчики говорят, что китайские шины «вполне приличные», он задаёт им вопрос – почему они ездят на немецких BMW, а не на китайских плагиатах? Ведь следуя такой логике, китайские плагиаты BMW тоже должны быть «вполне приличными».

Несмотря на то, что у собеседников не было подробной информации об этом рынке, все они в один голос утверждали, что шины «премиум» класса более востребованы. В Жиленас, который представляет продукцию «Bridgestone», сказал, что несколько лет тому назад большим спросом пользовались шины эконом-класса «Firestone», однако, в настоящее время эти шины теряют свою популярность – перевозчики склонны покупать либо дорогие и качественные «Bridgestone», либо бюджетные «Dayton».

Хотите экономить? Проверяйте давление!

Для того, чтобы в точности рассчитать себестоимость одного километра пробега, вы должны вести постоянный учёт пройденных километров, причём из расчёта на каждую шину. Это довольно сложная процедура, и не каждый перевозчик решается её выполнять.

Специалисты утверждают, что самая экономичная шина – это бывшая в употреблении шина. Из-за немного изношенного протектора шина весит меньше, следовательно, её сопротивление качению тоже меньше. Если, в соответствии с рекомендациями производителя, углубить протектор такой шины – можно достичь очень хороших результатов. Поэтому для тех, кто стремится к максимальной экономии, подержанные шины «премиум» класса – лучший выбор.

Тем перевозчикам, которые жалуются на «повышенный расход топлива», советуем, в первую очередь, проверять давление в шинах. Специалисты утверждают, что в шинах примерно 50 проц. грузовых автомобилей давление не отрегулировано.

Это значит, что примерно 50 проц. грузовых автомобилей работают на повышенном расходе топлива и сокращённом ресурсе. Конкретный пример: в транспортном парке имеется 40 грузовых автомобилей, 20 из них расходуют на 1 литр топлива больше, чем остальные (из расчёта на 100 км). В год на одном автомобиле с «повышенным аппетитом» его владелец теряет 1000 евро, соответственно, на 20-и – 20 000 евро. Это не считая того, что ресурс недостаточно накачанной шины сокращается примерно на 9 проц., т.е. одну из десяти шин приходится выбросить на свалку. Тысячи перевозчиков теряют такие деньги лишь потому, что не выполняют элементарную процедуру – не следят за давлением в шинах!

Вердикт

Если хотите экономить, начните с себя – следите за давлением в шинах. Эта обыкновенная процедура ничего не стоит, но если её не выполнять – потерять можно очень много.

Лучший выбор для тех, кто не хочет платить много (или дважды, как это часто бывает) – подержанные шины «премиум» класса. Как уже говорилось, они стоят сравнительно недорого, являются достаточно экономичными и надёжными, кроме того, «жизнь» таких шин можно продлить за счёт углубления протектора и реставрации.

Если говорить о новых шинах, то в плане себестоимости одного километра пробега без конкуренции выступают шины «премиум» класса. Однако, нужно не забывать, что вложенные в покупку новой шины средства окупятся при условии, что её владелец использует все возможности эксплуатации (углубление протектора и последующую реставрацию). Любителям точных цифр перед покупкой новых шин советуем определить свои потребности и возможные условия эксплуатации тех или иных шин.

Тем, кто решил покупать бюджетные шины, советуем не увлекаться китайской продукцией. В линейке ведущих производителей достаточный выбор, причём с соответствующими гарантиями.

Может быть, что в обозримом будущем китайские производители станут конкурентами крупнейших концернов. Однако, для этого нужно вкладывать средства в высококачественные материалы и передовые технологии. Если китайцы пойдут по этому пути – цены китайских шин не будут такими привлекательными.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 969
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 40
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 162
0