Радиосвязь для водителей. Что нужно знать о «Citizen‘s Band»?

kcb-stoteles

В середине прошлого столетия в Америке, а спустя некоторое время и в Европе, водители-дальнобойщики начали пользоваться в то время очень популярными рациями – так называемыми «радиостанциями гражданской связи» (англ. Citizen‘s Band). Возможность бесплатно говорить с коллегами по работе (пусть даже на небольшом расстоянии в 5 – 20 км), которые точно также целыми днями находились в кабинах своих грузовых автомобилей, стала настоящим спасением от скуки и одиночества. И не только. При помощи этой связи водители делились своим опытом, сообщали друг другу о подстерегающих на дороге опасностях и при необходимости могли вызвать на помощь соответствующие службы. Несмотря на технический прогресс и довольно дешёвую мобильную связь, форма общения между водителями с помощью гражданской связи всё ещё преобладает. Но не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.

Правила отличаются

Раймундас Ярмалис, начальник отдела управления радиочастотами в Службе регулирования связи (СРС), согласился, что, несмотря на продолжительную историю использования гражданской связи, международные правила её использования всё ещё недостаточно гармонизированы, чего нельзя сказать о современной и более «молодой» GSM связи. В разных странах законодательные акты предусматривают различные правила использования гражданской связи, поэтому незнание правил может привести к некоторым неудобствам и даже штрафам.

«Если говорить откровенно, то в странах Европейского Союза тоже нет единых условий использования гражданской связи, и похоже, что страны-члены союза не пытаются о них договориться. С другой стороны, существующие отличия нельзя назвать драматичными. Почти во всех странах гражданская связь работает на частоте 27MHz. Примерно в половине европейских стран центральная частота канала заканчивается цифрой 5, а с другой стороны – 0. Есть некоторые различия в мощности и используемых модуляциях. Но самое главное – в некоторых странах для того, чтобы можно было пользоваться гражданской связью, необходимо получить специальные разрешения. В частности, я имею ввиду Россию – именно в России необходимо выполнить все формальные процедуры, потому что в этой стране отклонение от буквы закона может стать серьёзной проблемой. Например, в Швейцарии также необходимо иметь специальное разрешение, но это требование относится к гражданам Швейцарии – путешествующих по Швейцарии иностранцев оно не касается. В целом, к энтузиастам гражданской радиосвязи сотрудники контролирующих органов не придираются и не требуют возить с собой декларации соответствия», – отметил Р. Ярмалис.

Специалист службы заверил, что в Литве продаётся только такое радиооборудование, которое соответствует основным требованиям. Если говорить о перевозчиках, то в использовании гражданской связи у них накоплен достаточно большой опыт, и никакие недоразумения, как правило, не возникают. Если кто-то случайно оказался на чужой частоте – его просто вежливо попросят вернуться на свою частоту.

Преимущества гражданской радиосвязи

Несмотря на технологический прогресс и сравнительно дешёвую мобильную связь, в радиусе 10 километров гражданская связь всё ещё остаётся основным способом общения между водителями большегрузных автомобилей.

Руководитель компании «Fedingas» Викторас Петерайтис отметил, что стандартная мощность таких приёмников – 4 Вт. По словам эксперта, некоторые люди ошибочно думают, что если к радиостанциям подсоединят усилители сигнала, то смогут общаться со своими коллегами на более отдалённом расстоянии. Но это не совсем так.

«Верно – если установить радиостанцию мощностью в 100 Вт или более, сигнал будет распространяться в более широком радиусе, но дождаться ответа такой трюк не поможет. Такая мощная станция будет создавать помехи другим пользователям, более того – можно заработать штраф. В Германии, например, за такое „усовершенствование“ аппаратуру могут конфисковать. Мой совет для тех, кто хочет пользоваться хорошей связью – установите качественную и длинную антенну. Именно от антенны зависит, в каком радиусе будет передаваться и приниматься сигнал», – подчеркнул В. Петерайтис.

Кстати, антенну нужно устанавливать только в вертикальном положении. Если её наклонить более, чем на 30 градусов (опасаясь повреждения виадуков или других объектов дорожной инфраструктуры), качество связи резко ухудшается. На качество связи также влияет рельеф местности и погодные условия.

«Беспроигрышное» решение

Скорее всего, одна из самых привлекательных характеристик гражданской связи – это её стоимость. Сообщать другим участникам дорожного движения о происшествиях, транспортных пробках, проверках, обмениваться информацией о ценах на топливо, ближайших местах отдыха, говорить о погоде или просто развеивать скуку можно совершенно бесплатно.

«Национальные цены мобильной связи упали до символических величин, но когда водители пересекают границу и начинают действовать тарифы международной связи, возникает вопрос, действительно ли необходимо позвонить всем, кому хотелось бы позвонить. А с помощью радиостанции гражданской связи можно говорить, по крайней мере, с находящимися недалеко от вас коллегами – весь комплект системы (вместе с антенной) можно купить за 70 – 80 евро. Установка радиостанции не требует никаких особых инженерных знаний и занимает всего несколько минут», – говорит Р. Ярмалис.

Перед тем, как отправиться в рейс по новому маршруту, собеседник посоветовал поинтересоваться, какие ограничения или специфические требования к применению гражданской связи могут быть в странах, в которых вы ещё не были. Например, в Великобритании гражданская связь работает не на частоте 27 MHz, а на частоте, приближающейся к 26 MHz, поэтому связаться с местными водителями вам не удастся.

Кстати, диапазон частот гражданской связи разделён на 40 каналов. Каким каналом и в какой стране пользоваться, зависит от договорённостей и традиций любителей этой связи – никакие государственные учреждения использование каналов гражданской связи не регламентируют. Литовские водители общаются на 11-ом или 12-ом канале, латвийские – на 13-ом, польские – на 19-ом, немецкие – на 9-ом. Однако, при пересечении границы Германии поляки переключаются на 28-ой канал, итальянцы – на 5-й, датчане – на 17-й. Водители, владеющие иностранными языками и желающие быть в курсе местных событий, должны уточнить, на каком канале в той или иной стране общаются водители-дальнобойщики.

Контроль за гражданской связью

Могут ли во время проверок полицейские или сотрудники транспортной инспекции потребовать предъявить декларацию соответствия радиостанции гражданской связи? Да, такое право у них есть, но вместо декларации достаточно показать заводскую наклейку – она находится на тыльной стороне радиостанции. Если устройство гражданской связи не соответствует требованиям, указанным в техническом регламенте, водителю может быть назначен штраф в размере до нескольких сотен евро, а в исключительных случаях могут быть применены более строгие санкции.

Следует не забывать о том, что пользоваться любыми видами мобильной связи, в том числе и радиостанцией гражданской связи, можно лишь при наличии устройства «свободных рук».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 937
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 37
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 145
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 147
0