Нарушения при использовании тахографов — сколько это стоит?

foto2

В целях обеспечения безопасности движения и соответствия требованиям режима труда и отдыха водителей, в грузовых и пассажирских транспортных средствах оборудуются тахографы. Об их типах, наиболее распространенных способах фальсификации данных и превенции мы беседовали с заместителем начальника Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) Романасом Вильчинскасом, руководителем мастерских по ремонту тахографов автосервиса «Mobilis» Виктором Брендак и руководителем ЗАО «Transgarant» Мариушом Кветковски. Для сравнения приводим размеры штрафов за нарушения режима труда и отдыха в Литве и нескольких странах ЕС.

 

Типы тахографов

 

В Европе обязанность вести учет режима труда и отдыха водителей появилась в 1969 году. В то время использовались механические тахографы, которые в 1985 году были заменены на электронные — аналоговые тахографы. Однако водители довольно быстро нашли способы подделывать их данные и показания. Поиск наиболее совершенных способов учета трудового времени водителей велся постоянно, и в 1998 году стали применяться цифровые тахографы. А во всех транспортных средствах, общая масса которых с грузом превышает 3,5 тонны (с некоторыми исключениями), принятых в эксплуатацию с 2006 года, должны быть оборудованы цифровые тахографы. Государственные институции стран ЕС обязаны выдавать перевозчикам и водителям карты для снятия и хранения данных о времени труда и отдыха водителей.

 

В. Брендак утверждает, что в автомобилях клиентов их автосервиса в основном установлены цифровые тахографы. Это обусловлено «возрастом» автомобилей, так как с 2006 года в новые автомобили ставятся только цифровые тахографы.  Но М.Кветковски утверждает, что есть еще немало перевозчиков, которые — как и его предприятие — эксплуатируют автомобили с аналоговыми тахографами: «Выбирая автомобили, мы специально покупали автомобили производства 2005 года — чтобы в них были аналоговые тахографы. Мы не хотели покупать машины с цифровыми, потому что для них требуется дополнительно приобретать карты для водителей, содержать такие автомобили сложнее и дороже. Кроме того, для снятия показаний требуется специальное оборудование. Имея все это в виду, мы думаем, что для водителя более удобным, простым и понятным является аналоговый тахограф. Тем не менее, автомобили стареют, и для обновления автопарка придется приобретать автомобили с цифровыми тахографами».

 

Инспектирование

 

10-16 марта 2014 года ГДТИ на дорогах проводила контроль пассажирских и грузовых транспортных средств, особое внимание уделяя выявлению случаев подделки данных и показаний о режиме труда и отдыха водителей. Во время контроля было проверено 473 транспортных средства, зарегистрированныe в Литве и за рубежом. Из общего количества проверенных транспортных средств в 112 из них было установлено: 125 случаев нарушения режима труда и отдыха, а также ведения учета, 65 случаев недостатков технического состояния, 9 случаев ведения учета режима труда и отдыха обманным путем, 10 тахографов не соответствовало случаев требованиям. Т.е. почти в четверти проверенных автомобилей были обнаружены нарушения, связанные с режимом труда и отдыха водителей.

 

Р. Вильчинскас, заместитель начальника ГДТИ, говорит: «Проверка режима труда и отдыха водителей транспортных средств проводится постоянно. Во время контроля проводится проверка ведения учета режима труда и отдыха водителей: соответствуют ли тахографы требованиям, проведена ли их метрологическая проверка, соблюдается ли режим труда и отдыха. Из цифровых тахографов первого и второго поколения мы может взять техническую распечатку и провести оценку данных о происшествиях и поломках тахографа».

 

Способы мошенничества или фальсификации данных и штрафы

 

Представитель ГДТИ упоминает такие способы подделки данных тахографа: «Чаще всего данные тахографов первого поколения пытаются изменить с помощью магнита. В тахографах второго поколения есть датчики движения, которые на магнит не реагируют. Кроме того, данные таких тахографов связаны с альтернативным источником информации о движении транспортного средства. В тех случаях, когда действующий датчик движения меняется на старый, нам очень легко это установить по номерам датчика. Кроме того, в таких случаях исчезает информация из альтернативного источника. По этим двум признакам очень несложно установить, что был использован магнит и данные тахографа подделывались.

Есть немало способов, чтобы установить случаи мошенничества и фальсификации данных, но все их раскрывать мне бы не хотелось».

 

Представитель перевозчика М.Кветковски говорит, что «работая с аналоговыми тахографами, можно немного схитрить. О магнитах знают все. Что касается цифровых, то водители ухитряются стирать данные и с карт, и с самих тахографов. Конечно, «обмануть» цифровые тахографы сложнее, чем аналоговые.

Проверку предприятий проводит дорожно-транспортная инспекция, выборочно 1-2 раза в год, а на дороге могут проверить и дорожные патрули.»

 

Р. Вильчинскас упоминает о таких санкциях, применяемых ГДТИ в отношении водителей и предприятий перевозчиков: «За нарушение (если было установлено, что был заменен датчик движения, поврежденa система хранения данных тахографа), выписывается штраф водителю в размере от 500 до 2.000 литов. Штраф назначается именно водителю, потому что он управляет транспортным средством и манипулирует данными тахографа. Во время проверки предприятий санкции применяются к руководителям предприятий. Но мы проверяем не так много предприятий — в основном те, которые представляют наибольший риск. Такие фирмы мы определяем на основании модели определения риска фирмы. Штрафы для руководителей фирм за фальсификацию данных о режиме труда и отдыха — от 2.500 до 5.000 литов».

 

Размеры штрафов указаны в Кодексе административных правонарушений ЛР:

 

Описание нарушенияКто платит штраф, EUR
ВодительРуководитель фирмы или его доверенные лица
Статья 142-8
Перевозка пассажиров или груза дорожным транспортом по внутренним и (или) международным маршрутам
при неустановленном, неотремонтированном в указанный срок или несоответствующем требованиям тахографедо 289до 869
при использовании тахографа, одна из функций специально отключена или который приспособлен для фальсификации показателей режима труда и отдыха144-579579-1.448
при использовании регистрационных листов тахографа и (или) водительской карточки, не соответствующих установленным требованиям или нарушая порядок их использования29-5872-145
фальсификация регистрационных листов тахографа, данных, перенесенных из цифрового тахографа и (или) водительской карточки, и (или) отпечатанных показателей289-579579-1.158
не предоставление регистрационных листов тахографов, обязательных для экипажей (водителей), за период, указанный в правовых актах; предоставление незаполненных или заполненных не в соответствии с установленными требованиями регистрационных листов тахографов и (или) не предоставление водительской карточки, и (или) вождение не используя водительской карточки, и (или) вождение используя не свою водительскую карточку145-289-
использование регистрационных листов тахографа, обязательных для экипажа (водителя), дольше, чем 24 часа145-289-
нарушения других требований к режиму труда и отдыха экипажей (водителей), нежели указанные в данной статье и статьях 1425–142715-29-
Статья 142-9
Не хранение в фирме в указанном порядке обязательных для экипажей регистрационных листов тахографа и (или) данных, перенесенных из цифрового тахографа и (или) водительской карточки, или часть нарушений режима труда и отдыха в данных регистрационных листов тахографа и (или) данных, перенесенных из цифрового тахографа и (или) водительской карточки:
более 5 до 10%-58-145
более 10% до 20%-145-289
более 20%-289-259

 

Ситуация в других странах

Во всех странах ЕС к режиму труда и отдыха водителей применяются одинаковые требования. После того, как в 2011 году было ратифицировано «Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, совершающих перевозки по международным маршрутам (AETR)», Восточные государства также обязаны соблюдать требования, применяемые к тахографам и учету режима труда и отдыха.

Во время работы в Европе перевозчики стараются, чтобы все документы, связанные с работой тахографов, были в полном порядке, потому что штрафы в Европе очень большие. М.Кветковски рассказывает, что его фирме пришлось заплатить штраф в размере 7.000 литов за то, что истек срок действия карты тахографа. С ним согласен и В.Брендак, утверждая, что требования как к тахографам, так и к режиму труда и отдыха, в ЕС и в России не отличаются. Просто на Востоке проверок меньше, и перевозчикам легче договориться. В Европе штрафы намного больше, чем в Литве — иногда даже в десятки раз, в зависимости от нарушения.

 

Ниже предоставляем информацию о размерах некоторых штрафов в Великобритании (по данным на 2012 год).

Описание нарушенияШтраф, EUR
Нарушения при наблюдении за временем труда и отдыхадо 3.000
Нарушения при фиксации и хранении записейдо 3.000
Нарушения при оборудовании тахографадо 6.000
Невыполнение требования инспектора предоставить показания тахографадо 6.000
Неправильный ввод данных или их изменение с целью фальсифицировать показанияЕсли приговор вынесен в упрощенном порядке - 6.000 / Если приговор вынесен по обвинительному выводу – лишение свободы на 2 года
Неспособность принять все необходимые меры для выполнения требований к режиму труда и отдыха в соответствии с правилами ЕСдо 3.000

 

Говоря про другие страны ЕС, максимальные размеры штрафов отличаются в зависимости от страны. Их размеры (по данным 2010 года) варьируются от фиксированных 58 EUR на Мальте и 2.777 EUR в Венгрии до 5.000 EUR и более в Австрии, Германии, Ирландии и на Кипре. Например, манипуляции с показаниями тахографов в Испании наказуемы штрафом в 4.601 EUR, в Италии – до 6.232 EUR, а во Франции – до 30.000 EUR с возможностью лишения свободы на срок до 1 года.

 

В семи странах ЕС есть вероятность лишения свободы в случае грубого нарушения, однако в некоторых странах это наказание применяется только в том случае, если не уплачен штраф (Австрия, Кипр, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Великобритания). Некоторые государства применяют более строгие и крупные штрафы, если нарушение повторяется (Австрия, Болгария, Франция, Италия, Словакия, Великобритания).

 

 

Как мы видим, штрафы за нарушения, связанные с показаниями тахографов и несоблюдением режима труда и отдыха, довольно большие. Тем не менее, очень важно, чтобы руководители предприятий и водители не забывали о том, что требование соблюдать режим труда и отдыха водителя, и его постоянные проверки в первую очередь связаны со стремлением обеспечить большую безопасность участников дорожного движения и здоровье водителя.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 937
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 37
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 144
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 146
0