Норвежская минимальная зарплата: перевозчики изменений пока не почувствовали

shutterstock_92012738

С 1-ого июля 2015 г. в Норвегии вступил в силу закон о минимальной заработной плате, который распространяется, в том числе, на национальных и международных автомобильных перевозчиков. Согласно официальной информации IRU, с октября 2015 г. закон будет распространятся и на пассажирских перевозчиков.

Напомним, что закон о минимальной почасовой зарплате в размере 158,32 норвежских крон (примерно 17,5 евро) применяется в отношении норвежских и иностранных перевозчиков, предоставляющих услуги грузовых автоперевозок норвежским заказчикам. Как такая высокая оплата водительского труда повлияла на цены грузоперевозок?

Корректировки цен на данный момент нет

На данный момент литовские перевозчики и экспедиторы цены на свои услуги не повысили. «Сейчас у наших норвежских партнёров время летних отпусков, работа идёт в ненапряжённом режиме, пока никто о коррекциях цен не говорит. Наши услуги тоже не подорожали», – говорит представитель компании «Agrenta».

Гинтарас Кашета, руководитель компании «Kigis» также подтвердил, что норвежский закон о минимальной заработной плате на ценовую политику компании никак не повлиял. «Летом в принципе цены на перевозки падают, на рынке чувствуется штиль. Тем не менее, еженедельно в Норвегию отправляется по несколько машин наших партнёров, но мы каких-то изменений в ценах не почувствовали. Перевозчики не поднимают фрахты, хотя по логике вещей официальное решение норвежских властей должно было выразиться в подорожании транспортных услуг». По мнению Г. Кашеты, в начале 2015 г. перевозки в Норвегию подорожали из-за повышения цен на паромные билеты – переправа одного грузовика подорожала на 60 – 100 евро. «В целом транспортные услуги довольно значительно подешевели. Этот своеобразный демпинг произошёл не без участия некоторых наших сограждан, работающих в норвежском направлении. Они не всегда работают „чисто“, но зато предлагают низкие цены, и часто согласны возвращаться домой пустыми – всё это искажает рыночную ситуацию. Повышать цены, когда рядом работают дешёвые перевозчики, не логично, поэтому думаю, что в ближайшее время перевозки в Норвегию не подорожают. С другой стороны, у добросовестных перевозчиков есть свои преимущества –это, в первую очередь, тесные связи с норвежскими заказчиками, наработанная клиентура, с которой установились хорошие деловые отношения. В свою очередь, норвежцы тоже ценят лояльность и качество услуг, они хотят работать с проверенными временем партнёрами. Конечно, в нашем деле попадаются разные предприниматели – есть и такие, которые предлагают неадекватно дешёвые услуги и таким образом пытаются „отбить“ постоянных клиентов», – говорит собеседник.

На кого распространяется закон о минимальной зарплате     

shutterstock_206380837Ясности с применением норвежского закона, согласно которому установленная в Норвегии минимальная почасовая зарплата почти вдвое превышает немецкий тариф (не так давно из-за немецких «8,5 евро в час» по Европе прокатилась волна возмущений) пока нет. Формально он должен применяться в отношении сотрудников компаний, учреждённых за пределами Норвегии, если их деятельность попадает под юрисдикцию директивы ЕС о командировании сотрудников – в особенности, если компания-заказчик/покупатель транспортных услуг учреждена в Норвегии. Исходя из финансовых возможностей литовских предпринимателей, этот норвежский минимум в любом случае кажется очень высоким. Специалисты IRU объяснили, что в случае, если деятельность компаний не регулируется законодательством ЕС о командировании сотрудников, то закон о минимальной зарплате в отношении сотрудников компаний применяться не будет.

Специалисты IRU также подчеркнули, что требование к минимальной заработной плате будет применяться и в том случае, если норвежская компания-заказчик транспортных услуг заказала эти услуги у зарубежной компании: важно, кто заключил договор на перевозку.

В настоящее время минимальная почасовая зарплата в Норвегии составляет 158,32 норвежских крон (примерно 17,5 евро). В эту сумму не входят такие дополнительные элементы, как суточные или надбавки. Кроме минимальной почасовой зарплаты, сотрудники компаний, работающие в Норвегии, должны получать 307 норвежских крон (примерно 34 евро) на проживание.

Закон о минимальной почасовой зарплате, вступивший в силу 1-го июля 2015 г., применяется в отношении всех работников, выполняющих грузоперевозки в Норвегии на транспортных средствах, общая масса которых превышает 3,5 тонны.

Бюрократ – он и в Норвегии бюрократ

К дискуссии о норвежском законе присоединился руководитель компании «NordCarrierBaltic» (компания работает в странах Северной Европы) Аудрюс Пачкаускас. «Мы можем порассуждать об этом законе. У нас есть предположение, почему он был принят – Норвегия хочет защитить свой рынок от иностранных перевозчиков, которые осуществляют перевозки внутри Норвегии и своими низкими ценами отнимают работу у норвежских перевозчиков. Это относится и к литовским перевозчикам. Однако содержание принятого документа и механизм его выполнения – это на данный момент две несопоставимые вещи. Я много общаюсь с известными и солидными транспортными компаниями, норвежские коллеги утверждают, что, по крайней мере, до конца 2015 г. никакие санкции за невыполнение требований закона транспортным компаниям не грозят. Например, до сих пор не ясно, в какой стране придётся платить налоги (в стране заказчика или в стране перевозчика), входят ли в эти 158 крон налоги, и если входят – то какие, кто будет проверять выполнение закона? Сотрудники норвежского Директората по вопросам труда – в Литве этому учреждению соответствует Трудовая инспекция – работают в офисах. Насколько реально, что они поднимутся со своих рабочих мест и пойдут на дороги останавливать водителей и проверять, как они выполняют требования нового закона? По той информации, которой я располагаю в данный момент, могу сказать, что в ближайшие несколько месяцев никакие санкции применяться не должны».

shutterstock_192190562Тем не менее, А. Пачкаускас признал, что возможные санкции могут быть очень серьёзными. Например, за нарушение режима труда и отдыха водитель может на 12 месяцев лишиться свободы. Вполне возможно, что где-нибудь в районе Бергена машину без зимних шин могут остановить в конце октября, несмотря на то, что требование ездить с зимними шинами действует с 1-го ноября – если водитель не знает норвежского языка, а сотрудник полиции не говорит по-английски, доказать, что солидный денежный штраф был назначен незаконно и отменить его, очень сложно.

«Требование французских бюрократов, чтобы водители отдыхали только в гостиницах, по сути хорошее. Но соблюдать предусмотренный порядок его выполнения практически невозможно. В Норвегии складывается похожая ситуация – предприниматели из стран с более низким уровнем проживания не смогут платить своим водителям „норвежский минимум“,  и так появится возможность защитить норвежских перевозчиков. С другой стороны, в Норвегии открыты и продолжают открываться представительства и дочерние предприятия множества зарубежных компаний – в этом плане юридическая ситуация станет очень сложной. Но самое страшное, что в настоящей редакции документов оставлено очень много места для интерпретаций конкретного должностного лица, поэтому назначаемое наказание может быть неадекватным. Я всё же надеюсь, что этот порядок о „минимуме“ не станет реальностью, так как выполнять его будет очень сложно. Любой руководитель транспортной компании не может не понимать, что повышение цен на услуги – хотя бы по той причине, что нужно будет выплачивать водителям повышенную зарплату – обрекает его компанию на исчезновение с рынка. Как и в любом другом регионе, в странах Северной Европы конкуренция очень жёсткая, поэтому повышать цены за услуги никто не хочет».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

MuitineLT(2)

Литовская таможня будет уделять особое внимание грузам, перевозимым по нелогичным маршрутам (дополнено — более строгий контроль стоимости товара)

Литовская таможня, реализуя санкции ЕС против РФ и РБ из-за неспровоцированной войны в Украине, будет уделять больше внимания экспортному и транзитному контролю товаров, перевозимых в третьи страны через РБ и РФ. 

2024-04-15 1 658
1
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из третьих стран с июля текущего года

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-04-15 58
0