Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

shutterstock_159341516

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

Недавно одна из таких историй попала в поле зрения редакции CargoNews.lt. Основными её героями стали ЧП Д. Галькиса и страховая компания «SALVA Kindlustus AS». Правда, у редакции возникли сомнения, кто в этой истории «играет первую скрипку» – эстонский страховщик (т.е. «SALVA Kindlustus AS»), литовская компания по урегулированию ущерба UAB «Finance Property»,указанная в договоре,  или страховой брокер «RDD», с помощью которого был заключён страховой договор. Но обо всём по порядку.

ЧП Д. Галькиса, застраховавшему свои 50 грузовых автомобилей CMR страхованием в «SALVA Kindlustus AS», страховая помощь потребовалась после того, как водитель одного из автомобилей не справился с управлением. Автомобиль сошёл с дороги, и вследствие этого происшествия был повреждён не только грузовой автомобиль, но и часть находившегося в нём груза. Перевозчик надеялся, что ущерб размером в 12 000 евро покроет страховая компания.

Предприятие Д. Галькиса заплатило грузовладельцу компенсацию за повреждённую часть груза, покрыло расходы компании, занимавшейся эвакуацией, и затем обратилось к страховщику за страховой выплатой. Вот тут-то и началась та «весёлая часть», которая, по словам адвоката Реды Алексинайте, напоминает не профессиональные дебаты, а фельетон с саркастическим привкусом.

«В марафон переписки нас вовлёк сотрудник компании „Finance Property“ Тадас Шимелявичюс. Он постоянно выдвигал какие-то новые требования, некоторые из них иногда нас очень удивляли. Например, одна из его „прихотей“ заключалась в том, чтобы все относящиеся к аварии документы были предъявлены на фирменных бланках. Замечу, что это он потребовал не только у грузоотправителя, но также и у других участников логистической цепочки, хотя в законодательстве требования о фирменном бланке нет – компании просто переписываются по электронной почте, и эту переписку суды принимают во внимание как официальный письменный документ.  Ещё более интересным было требование предоставить ранее предъявленные документы „в порядке очереди“. Малого того – спустя несколько месяцев после того, как цепочка перевозчиков была доказана и подтверждена в письменной форме, он вновь потребовал предоставить все доказывающие логистическую цепочку документы», –- рассказывает Р. Алексинайте.

Помимо всего прочего, страховщик требовал «подтвердить копии документов в установленном законодательством порядке», однако на вопрос, какой порядок он имеет ввиду, он ответил напоминанием о том, что на договор между литовским перевозчиком и эстонским страховщиком распространяется английское право. Своё требование о подтверждении копий документов он так и не объяснил.

«Когда мы получили просьбу предъявить документы „в таком порядке, чтобы по нему было видно, когда и кто заключал договоры на перевозку“, мы представителю страховщика предложили встретиться и пересмотреть давным-давно предъявленные документы, но представитель страховщика от встречи почему-то отказался», – не скрывает удивления Р. Алексинайте.

Однако, «изюминка» этой истории, которая должна стать уроком для всех перевозчиков, скрыта в одном из пунктов страхового договора. В частности, в пункте, где говорится, что решение всех возникающих между сторонами договора споров будет проводиться в соответствии с английским правом. Иными словами, все точки над «i» в спорах между литовскими и эстонскими деловыми структурами должны будут расставить британские юристы.

«Это не что иное, как попытка осложнить разбирательство споров или просто отбить у страхователя охоту обращаться в суд. Процедура сбора информации об иностранном законодательстве, в особенности, если это законодательство никак не связано ни с одной из сторон договора – очень дорогое удовольствие, поэтому возникает вопрос о необходимости и обоснованности включения такого положения в договор. В законодательстве, регулирующем страховую деятельность, предусмотрено, в каких случаях на страховые отношения распространяется право страны страховщика, поэтому такие случаи, когда иностранный страховщик предлагает применять право той страны, в которой он проводит свою деятельность, не вызывают удивления. Но в данном случае дела обстоят иначе», – отметила адвокат.

Предположения о том, что в данной истории имеют место определённые закулисные игры, усиливают отзывы эстонских предпринимателей о компании «SALVA Kindlustus AS». Эта страховая компания считается одной из наиболее солидных и надёжных компаний в странах Балтии, чего, к сожалению, нельзя сказать о страховом брокере «RDD» и компании по урегулированию ущербов «Finance Property». Осенью прошлого года Банк Литвы (в его обязанности входит надзор за деятельностью участников страхового рынка) назначил «RDD» крупный штраф «за подачу недостоверной информации и грубые нарушения законодательных актов».

Такое решение Банка Литвы было вызвано определёнными манипуляциями и попытками «RDD» скрыть фактические обязательства перед страховыми компаниями, а также ненадлежащим распоряжением страховыми взносами: страховые взносы клиентов должны поступать на отдельный банковский счёт. Учитывая тот факт, что «RDD» и «Finance Property» могут быть тесно связаны (компанией «RDD» руководит Д. Даукшене, компанией «Finance Property» – А. Даукшас, кроме того, обе компании зарегистрированы по одному адресу), волей-неволей возникают всевозможные размышления.

В своём комментарии о спорах между перевозчиками и страховщиками доктор юридических наук, адвокат Арнас Палюкенас обратил внимание на то, что в Литве сложилось определённое противостояние: страховщики обвиняют перевозчиков в имитации страховых случаев, перевозчики, в свою очередь, обвиняют страховщиков в уклонении от страховых выплат.

«Конечно, я не отрицаю, что перевозчики иногда злоупотребляют ситуацией и пытаются получить страховые выплаты в тех случаях, когда они не полагаются. Тем не менее, исходя из своего личного опыта, могу сказать, что проявления „изобретательности“ перевозчиков встречаются значительно реже, чем попытки страховщиков не платить страховые выплаты. В любой страховой компании есть своя, зачастую довольно солидная команда юристов, которая всячески старается найти в документах страхователей малейшие пробелы, чтобы ими можно было воспользоваться и не выплачивать выплаты. Кроме того, иногда страховщики прибегают к услугам экспертов с сомнительной репутацией. Эти эксперты каким-то образом ухитряются находить умом не постижимые „несоответствия“, например, в окраске автомобилей, и на основании заключений таких экспертов страховщики пытаются не выплачивать своим клиентам страховые выплаты», – открыто говорит адвокат.

Какова мораль этой истории? Если вы решите прибегнуть к услугам страховщиков, то постарайтесь во что бы то ни стало найти такую компанию, которой можно было бы доверять безоговорочно, и которая – случись с вами беда – оказала бы вам реальную, а не теоретическую помощь. К сожалению, лейтмотив законодательства, регулирующего страховую сферу – страховщик и страхователь должны сотрудничать как партнёры – на практике можно увидеть также часто, как часто мы видим полное затмение Луны.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 589
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 797
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 205
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 689
0
Tired at the wheel

Качественный сон – обязанность профессиональных водителей

Сон – это не только форма отдыха. Это процесс, во время которого организм должен восстановить силы. Недавно на CargoNews.lt  была опубликована информация о том, что, например, в Польше происшествие, причиной которого стал уснувший за рулём водитель, может считаться нестраховым случаем. Следует отметить, что некачественный сон может усугубить другие опасности, которым в Европе в последнее время уделяется всё больше внимания.

2016-11-21 764
0