Качественный сон – обязанность профессиональных водителей

Tired at the wheel

Сон – это не только форма отдыха. Это процесс, во время которого организм должен восстановить силы. Недавно на CargoNews.lt  была опубликована информация о том, что, например, в Польше происшествие, причиной которого стал уснувший за рулём водитель, может считаться нестраховым случаем. Следует отметить, что некачественный сон может усугубить другие опасности, которым в Европе в последнее время уделяется всё больше внимания.

Обязательный контроль за сном

Контроль за качественным отдыхом водителей был усилен приказом министра здравоохранения Литвы от 08.01.2016 . В документе говорится, что водитель (кандидат в водители) во время визита к семейному врачу или к терапевту обязан заполнить, заверить своей подписью и предъявить ответы на вопросы теста на наличие обструктивного апноэ сна (остановки дыхания во сне) и шкалы сонливости по Epworth. Если лечащий врач заподозрит, что у кандидата в водители есть предпосылки к этой болезни, он отправит его на консультацию к неврологу или к пульмонологу. Если будет установлено, что у водителя проявляется апноэ, он будет обязан проходить медицинское обследование чаще, чем раз в 10 лет. В некоторых случаях водителю может быть даже запрещено управлять транспортным средством.

В перечне вопросов, на который должен ответить водитель, есть такие вопросы, как: «попадали ли вы в течение 3 последних лет в серьёзное происшествие (были ранены или было повреждено транспортное средство), причиной которого была сонливость?», «засыпали ли вы, будучи за рулём?», «просыпаетесь ли вы после ночного сна с чувством качественного отдыха?» и т.д. Водители также должны ответить, насколько у них велика вероятность заснуть, например, сидя у телевизора, во время чтения книги, в момент пребывания в тихом месте и т.д. Если ответы на подобные вопросы вызовут подозрение, что водитель страдает от апноэ, он будет направлен на дополнительное обследование к соответствующему специалисту.

Этот приказ был принят в соответствии с положениями директивы Европейского Союза № 2014/85/EС. В директиве говорится, что синдром апноэ является одним из наиболее серьёзных факторов риска возникновения аварий с участием водителей моторных транспортных средств, поэтому не обращать внимания на это заболевание при принятии документов, касающихся водительских прав, нельзя.

Апноэ – это синдром, который проявляется в виде периодической остановки дыхания (на 10 секунд или более) во сне. Люди, страдающие от этого недуга, постоянно не высыпаются, поэтому находятся в сонливом состоянии даже в дневное время суток. Эксперты утверждают, что состояние людей, страдающих от апноэ, можно сравнить с состоянием людей после употребления алкоголя. Они не могут сосредоточиться, на окружающую среду реагируют замедленно. В некоторых странах от апноэ страдает примерно 20 проц. взрослого населения. Как правило, это мужчины в возрасте более 30-и лет.

Синдром, о котором никто не подозревает

Вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения по поводу того, что водители, которым необходимо получить медицинскую справку, постараются ответить на вопросы тестов, что называется, «в лучшем виде». И не обязательно потому, что ими руководят какие-то злые намерения: большинство людей просто не подозревает, что они подвержены этой болезни. Диагностика апноэ – очень дорогостоящий и отнимающий много времени процесс.

Бесспорно – люди, страдающие от апноэ, не могут быть профессиональными водителями. Как уже говорилось, лечение от апноэ – это продолжительный и дорогостоящий процесс. Для тех, кто хочет лечиться, литовские медицинские учреждения предлагают такие услуги, как консервативное лечение (с помощью специальных аппаратов с масками или устройств для полости рта) и хирургическое лечение. Медицинские процедуры стоят примерно 400 – 900 евро. Кроме того, для того, чтобы пройти обследование, пациенты должны несколько дней спать в специальной лаборатории.

Правда, лечение не обязательно начинать с больниц и денег. Медики утверждают, что в первую очередь нужно бороться с избыточным весом, так как именно избыточный вес является одной из основных причин заболевания апноэ. На улучшение ситуации может повлиять даже незначительная потеря веса. Во-вторых, необходимо отказаться от употребления алкоголя, в особенности за несколько часов до отхода ко сну. Люди, которые обычно не храпят, после употребления алкоголя могут начать храпеть, а храп, как известно, является одной из причин неглубокого (некачественного) сна.

По словам специалистов, попытки бороться с апноэ с помощью снотворных препаратов могут не только не улучшить, но даже ухудшить состояние больных. Люди, страдающие от апноэ, должны осторожно употреблять любые лекарства.  Им лучше не спать на спине. Для того, чтобы не спать на спине, в качестве вспомогательного средства можно использовать небольшой мячик – если его прикрепить к спине, он создаст неудобство, и человек естественным образом выберет другое положение тела. Также можно использовать препараты, снимающие заложенность носа.

Например, во Франции отношение к апноэ очень строгое. Водители, страдающие от этого синдрома, но желающие сохранить свои водительские права, обязаны лечиться. В процессе лечения используются специальные маски, предназначенные для качественного сна. Это довольно сложные устройства, способные регистрировать не только продолжительность, но и место их применения.

Обычные расстройства сна

Апноэ – это довольно тяжёлый синдром. К счастью, он мучает далеко не всех водителей. Гораздо чаще водители не высыпаются из-за нехватки времени, плохих условий, определённого психологического или физического состояния.

Специалисты утверждают, что здоровому человеку необходимо спать 7 – 9 часов в сутки. К сожалению, в наше время не каждый может себе это позволить. Кроме того, достаточно продолжительный сон не во всех случаях может быть качественным.

Что же делать водителям? Во-первых, остановите автомобиль в безопасном месте. Во-вторых, по возможности прикройте все внешние источники света (если нужно, оденьте на глаза маску). В-третьих, постарайтесь изолировать кабину от источников шума (если это невозможно – используйте специальные затычки для ушей). В крайнем случае включите источник постоянного фонового звука (например, вентилятор), чтобы он приглушил другой шум. В-четвёртых, выключите звук телефона. В-пятых, постарайтесь поддерживать в кабине прохладную температуру – темнота и прохлада способствуют выделению мелатонина («гормона сна). Если есть возможность, берите в рейс удобные матрасы.

Перед сном старайтесь избегать тяжёлой и острой пищи, не употребляйте много жидкостей – в особенности алкоголя и жидкостей, в которых содержится кофеин (кофе, чая, освежительных напитков). Откажитесь от сигарет (никотина) и развлекательных электронных устройств.

Поверьте – все эти советы не просто бабушкины сказки. Попробуйте ими воспользоваться – хуже не будет.

Как не заснуть за рулём?

Любой профессиональный водитель прекрасно знает, что в работе бывают такие ситуации, когда неумолимо клонит в сон, но нужно проехать ещё несколько сотен километров. Как быть в таких случаях и не заснуть за рулём?

Некоторые водители считают, что в таких случаях могут помочь энергетические напитки, кофе, шоколад. Однако, эти продукты отличаются краткосрочным эффектом, по окончании которого наступает ещё более глубокий кризис. Поэтому употребляйте эти продукты только в крайнем случае, когда вы полностью уверены, что вам до отдыха осталось полчаса, не более.

Специалисты утверждают, что ничто не может заменить сон. Поэтому если вы очень устали – остановитесь и поспите хотя бы полчаса. По словам медиков, такой кратковременный сон – очень эффективный способ восстановить силы. Постарайтесь не превышать это время – если проспать дольше, вы перейдёте в стадию глубокого сна, проснуться в этой стадии очень трудно. Поэтому возьмите с собой будильник, установите его на полчаса, и смело отправляйтесь в спальный отсек.

Ещё один практичный совет – остановитесь и погуляйте, сделайте небольшую разминку. Физические упражнения улучшают кровообращение и повышают уровень кислорода в крови.

Если нет возможности остановиться – откройте окно, постарайтесь снизить температуру воздуха в кабине, слушайте музыку, аудиокниги, пейте воду, скушайте банан.

И помните – ваша жизнь и жизнь окружающих намного важнее, чем большой пробег.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 776
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 643
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 386
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 876
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 834
2