Кризис TIR системы или российские капризы?

embargo

В течение нескольких последних лет транспортное сообщество то и дело возвращается к теме о так называемом «кризисе» TIR системы. Однако, если вникнуть в значение этого слова, выясняется простая истина – палки в колёса международного транзитного механизма, действующего с 1949 года в 68-и странах мира, вставляет Россия.

Немного истории

Для того, чтобы понять, что происходит, следует вернуться к истории создания и принципам функционирования TIR системы. Послевоенная Европа, охваченная огромными политическими и экономическими проблемами, нуждалась в механизме, который бы открыл путь к свободной международной торговле, осуществляемой с помощью дорожного транспорта. С этой целью был создан Всемирный таможенный союз, а некоторое время спустя – Международный союз автомобильного транспорта (IRU). Усилиями этих организаций, в 1949-ом году 8 европейских стран заключили первое TIR соглашение. Суть этого документа заключалась в создании системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении границ, и одновременном обеспечении выполнения таможенного контроля и уплаты таможенных пошлин. В документе также было отмечено, что перевозка грузов должна осуществляться в безопасных (с точки зрения таможни) запломбированных транспортных средствах или контейнерах, и сопровождаться соответствующими документами. Это означает, что таможенные процедуры, применяемые к грузам страны отправления, должны признаваться во всех транзитных странах и странах назначения. В частности, при пересечении автомобилем со знаком TIR границ стран-участниц TIR системы, проверке подлежат сопроводительные документы, но не находящийся в автомобиле груз. Таким образом, в систему был заложен принцип экономии времени и физических ресурсов, которые – не будь этого принципа – пришлось бы тратить на проверку груза.

Тот факт, что основные положения ТIR Конвенции не пересматривались с 1978-го года, свидетельствует о том, что изначальные «правила игры» были хорошо продуманы, и по сегодняшний день соответствуют интересам стран-участниц системы.

Сам бьёт, сам и караул кричит?

О «кризисе» TIR системы IRU впервые объявил несколько лет тому назад, когда руководство ФТС России выразило публичные сомнения о надёжности и эффективности этой системы. Руководство ФТС решило, что TIR механизм не работает, так как на тот момент сумма неполученных российской таможней обязательных платежей составляла более 400 млн евро, поэтому в декабре 2013 года действие TIR системы на территории России было приостановлено. Для того, чтобы перевозчики могли продолжать работать в России, они были вынуждены позаботиться о российских национальных гарантиях, без которых выполнение таможенных процедур было бы невозможным.

В таком наплевательском отношении к международным соглашениям скрывается довольно чёткий расчёт: по подсчётам независимых экспертов, приобретая российские гарантии, перевозчики за один грузовой автомобиль платят от 60 до 1875 евро, а годовой «минус» компаний, работающих на российском рынке, может составить 1,59 млрд евро. Одновременно российские таможенники составили список надёжных российских перевозчиков, на которых требование приобретать национальную гарантию не распространяется. Назвать такое положение иначе, как открытым протекционизмом «своих», язык не поворачивается.

В комментарии к этой ситуации представители Таможенного департамента Литвы отметили, что претензий по поводу международных перевозок по условиям TIR Конвенции ни у кого, кроме России, никогда не было и нет.

«Насколько мне известно, ассоциация российских перевозчиков (АСМАП), как гарантирующая организация, доказала несостоятельность заявлений о, якобы, миллионных долгах. К сожалению, позиция ФТС не изменилась – когда обстановка немного разрядилась, TIR книжки начали принимались к оформлению лишь на нескольких российских ППК. Все понимают, что подобные меры направлены на защиту российского рынка и поддержку российских перевозчиков», – говорит Арвидас Каваляускас, главный инспектор процедурного отдела Таможенного департамента Литвы.

Российские шарады

В первой половине нынешнего года перевозчикам пришлось ломать голову над решением ещё одной российской «шарады», противоречащей нормам международных соглашений. После того, как кремлёвские стратеги решили, что товары нужно классифицировать по стране происхождения или стране резидентства продавца, типу перевозки и другим подобным критериям, для литовских перевозчиков стало возможным перевозить грузы только по трёхсторонним разрешениям, которых, по традиции, всегда не хватает. Позднее было найдено компромиссное решение – забирать и возить товары с «правильных» таможенных складов.

В середине июля перевозчики лишились и этой возможности, так как российская сторона заявила о «необходимости усилить государственный контроль за перевозками, осуществляемые международными перевозчиками». На помощь перевозчикам в этой сложной ситуации пришли юристы. Проведя анализ поправок к пресловутому приказу № 301, сотрудники адвокатской конторы «Юрвест» заметили, что в запрете на перевозки грузов третьих стран по двусторонним разрешениям, когда грузы забираются с утверждённых таможенных складов, есть исключения. Основное из них – для выполнения таких перевозок перевозчики должны иметь поручение грузовладельца.

Когда поправки вступят в силу, никто сказать не может. Скорее всего, это случится в октябре, однако, юристы считают, что никаких радикальных изменений на рынке международных грузоперевозок не будет.

Комментарии

Kolganov Igor 2016-09-01 09:11

Андрей +100

Andrej Tarasov 2016-08-26 10:55

Если убрать эмоции, то понять российскую сторону можно. После того, как ЕС расширилось, страны не ЕС, но с находящиеся рядом упростили процедуры, и стало возможным ехать по декларациям, Китай не в ТИР системе и т.д., смею предполагать, что процентов 90 всех ТИР книжек идёт в Россию или через Россию. Думаю, умные головы в России прикинули , и решили, зачем им упускать денежные потоки, которые идут в обход? Зачем содержать огромный аппарат ИРУ, платить им огромные зарплаты, командировочные, оплачивать всякие "вкусные" семинары, командировки, перелёты первым классом, если можно создать свою гарантию, и то же делать, но только для своих чиновников. Это и сделали. Теперь Китай вошёл в ТИР систему, ситуация наверняка изменится. Ну, а фраза нашего чиновника : "Все понимают, что подобные меры направлены на защиту российского рынка и поддержку российских перевозчиков», – говорит Арвидас Каваляускас, главный инспектор процедурного отдела Таможенного департамента Литвы.", так вообще классная. Я вот тоже хочу спросить г-на Арвидаса, а когда наши власти начнут "защищать литовский рынок и поддерживать литовских перевозчиков?". И что плохого в том, что страны, такие как Россия, Казахстан, Китай, Узбекистан и иже с ними, ИТалия, Франция, Германия, защищают свои рынки и своих перевозчиков?


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 775
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 642
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 384
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 875
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 834
2