Альгис Жвирблис: «Правила страхования написаны для того, чтобы их можно было интерпретировать»

12082

Директор ЗАО «Berita» Альгис Жвирблис уже четвёртый год подряд судится со страховой компанией «PZU Lietuva». В апреле 2010 года с охраняемой стоянки, принадлежащей ЗАО «Timėjas», был украден тягач его фирмы и перевозимый в нём груз. Страховая компания не признаёт происшествие страховым случаем и отказывается возмещать убытки. Тем не менее, в июне этого года Апелляционный суд принял решение удовлетворить иск ЗАО «Berita» и признать кражу груза с охраняемой стоянки страховым случаем.

Прокомментируйте решение Апелляционного суда.

Слава Богу, решение Апелляционного суда принято в нашу пользу. Это первый знак, после которого, я надеюсь, что-то начнёт меняться. Ведь на стоянке, с которой был украден груз, установлены видеокамеры, есть освещение, кроме того, на сайте фирмы, которой принадлежит стоянка, сказано, что она безопасна. Несмотря на это, я не получил страховой выплаты на основании выписки из полиции, в которой утверждается, что стоянка неохраняемая.

Я самостоятельно собрал показания других перевозчиков, которые там оставляли свои машины. Они представили имеющуюся информацию о безопасности на этой стоянке и её охране. Собрав все доказательства, я отправил официальное заявление в тот же полицейский комиссариат с просьбой оценить уровень безопасности данной стоянки. Мне ответили, что полиция не достаточно компетентна для того, чтобы оценить безопасность стоянки. Значит, выдать справку о том, что стоянка неохраняемая, полиция может, а вот задержать преступника и выдать справку о безопасности стоянки не входит в компетенцию полиции. Теперь у меня на руках третья справка из полиции о том, что стоянка охраняемая. Скажите, как разобраться в этих документах?

После моего обращения в Комиссию по контролю за сферой страхования, оказалось, что основной причиной признания кражи не страховым случаем стала именно выданная в полиции справка.

Расскажите подробнее о конфликте со страховой компанией.

Я не могу назвать это конфликтом, так как это не однократное происшествие, а целая система, сложившаяся в Литве за 2 последних десятилетия. Перевозчики напоминают мне неорганизованное движение, которое не защищает свои права. Мы говорим о правилах страхования, которые ни разу не менялись за весь период независимости Литвы. Мы входим в состав Евросоюза, а в правилах страхования и рекомендациях для водителей указывается необходимость остановки возле стационарных постов полиции и милиции. А тот факт, что их нет уже даже Литве, никого не интересует. Представьте себе, как 200 застрахованных тягачей останавливаются у одного стационарного поста полиции в Мариямполе.

Ещё одно правило – не отдаляться от автомобиля, чтобы тот всегда оставался в поле зрения. Если водитель идёт в туалет, он теряет возможность наблюдения за машиной. Если тягач пропадёт, то убытки за автомобиль страховая компания возместит, а за груз – нет. Это, мягко говоря, парадокс. Об этом уже давно нужно трубить во все трубы.

Страховые компании не хотят брать на себя ответственность?

Такие правила позволяют страховым компаниям с лёгкостью избежать выплаты денег. За 20 лет ничего не было регламентировано. Всё должно регламентироваться законами, а теперешняя ситуация противоречит здравому смыслу. Страховщикам выгодно работать в «мутной воде». Если будут созданы нормальные правила, то им придётся платить всегда без исключений. Вот они и стараются оставить как можно больше крючков, на которые попадётся перевозчик.

Перевозчики не защищены. Если что-то случается, они проигрывают.

Только в случае проигрыша ты понимаешь, что эти правила созданы лишь для того, чтобы их можно было интерпретировать.

Вы говорите, что перевозчикам не хватает организованности. Что именно вы имеете в виду?

Эта ситуация длится уже много лет, а судебная практика складывается не в пользу перевозчиков. Я пытался найти информацию об охраняемых стоянках, отправлял запросы в Министерство транспорта и связи Литвы, потому что ассоциация перевозчиков «Linava» не даёт никаких рекомендаций по охраняемым и безопасным стоянкам. Значит, никакого контроля за этим нет. Министерство также не комментирует эту ситуацию.

Условия страховщиков не всегда исполнимы, так как все транспортные средства перевозчиков не вмещаются на охраняемые стоянки.

Наша компания работает с 1994 года, но пока в 2010 году у нас не украли тягач, я не интересовался этим вопросом. Всегда покупал страховку и думал, что если мы будем придерживаться выставляемых правил, мы сможем спокойно работать.

Позже я убедился в том, что ситуация весьма плачевна. Когда я рассказал своему другу-французу, тоже работающему в транспортном секторе, о том, то произошло, он не смог поверить, что такое бывает. По его утверждению, если бы такое случилось во Франции, то возник бы лишь один вопрос: как скоро будет получено страховое возмещение. Мы оба граждане ЕС, но говорим о совершенно разных вещах. Я не могу быть уверен в том, что меня защищает полиция или закон.

Страхования компания «PZU Lietuva» ещё может обжаловать судебное решение. Каковы ваши ожидания?

Я не сомневаюсь в том, что они его обжалуют. Это дело для них как соринка в глазу. Если бы я выиграл это дело, представьте, сколько проблем у них возникло бы с другими перевозчиками. До сих пор их политика была – не платить.

Как данный судебный процесс отразился на деятельности компании?

Мы не расширяем своей деятельности, не ищем внешних инвестиций. Просто я сейчас боюсь взвалить на себя такую ответственность. Фирма 4 года работает со «старым багажом», сколько она ещё протянет, неизвестно. Страховые компании «душат» перевозчиков. Отрицательные судебные решения уже давно бы «похоронили» компанию. Никому не желаю столько времени потратить на судебные споры, когда на кону стоит вопрос выживания.

Кто-то должен начать что-то делать. Я хочу, чтобы в Литве всё изменилось. В Апелляционном суде были взвешены все аргументы и принято смелое, но справедливое решение. Если бы было иначе, я бы не знал, как продолжать работать. Проблеск надежды уже есть, но будет ли на нашей улице праздник, ещё неизвестно. Я был бы рад, если бы мои слова помогли другим перевозчикам.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 775
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 642
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 384
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 875
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 834
2