На «Восточном фронте» — без особых перемен

11958

Проблему трехсторонних соглашений, возникшую в феврале с.г.  в результате разной трактовки литовской и российской стороной положений т.н. Декларации  CMR, мы держим на контроле. После 1 апреля, когда все виды пограничного досмотра в рамках Таможенного союза были перенесены с российско-белорусской границы на внешние, возник вопрос:  как это повлияет на развитие ситуации? К тому же, в последнюю декаду апреля произошли сразу две важные встречи транспортников Литвы, России и Беларуси – в Вильнюсе и Москве, на которых затрагивался и этот вопрос. Это дает дополнительный повод поинтересоваться, какие перемены наблюдаются на этом «фронте».

 

На первой встрече – литовско-белорусской, состоявшейся 22 апреля, белорусскую сторону представляли начальник Белорусской таможенной инспекции(БТИ) Александр Иванков и Леонид Лемиш. От Литвы участвовали руководитель Государственной дорожной  транспортной инспекции (ГДТП) Видмантас Жукаускас, его заместители Романас Вилчинскас и Эугениюс Рушкус. Кроме того, к ним присоединилась и „Linava“ в лице ее президента Алгимантаса Кондрусявичюса, секретаря по информации Видмантаса Адомайтиса и представителя ассоциации в Москве Юлиюса Саленекаса.

 

На второй, московской встрече пообщались между собой главы ассоциаций перевозчиков: Евгений  Москвичев (АСМАП), Николай Боровой (БАМАП) и Алгимантас Кондрусявичюс (“Linava”). Будучи в Москве, литовская делегация встречалась также и с президентом Российской службы транспортного надзора Андреем Жуковым.

 

Увы, о результатах этих переговоров удалось разузнать немного. По поводу содержания вильнюсских переговоров в официальном сообщении не говорится практически ничего, кроме общих слов о том, что соседи с 1 апреля перенесли весь транспортный контроль на внешние границы. Конкретно сообщается лишь о достигнутой договоренности в ближайшее время посетить посты БТИ, чтобы познакомится с организацией их работы и обсудить особенности  проверки отдельных видов грузов.

 

Из второго сообщения известно, что вопрос о трехсторонних соглашениях  обсуждался с А. Жуковым.

 

Не больше ясности внесли и литовские участники переговоров. Глава “Linava” А. Кондрусявичюс был на этот раз неразговорчив. Он придерживается мнения, что слишком большие и резкие откровения водителей и сетования СМИ только осложняют переговоры. Поэтому ограничился оценкой ситуации в самых общих словах.

 

«Проблема сохраняется, но совершенно уже не в тех масштабах, какой она была в первой половине февраля. Переговоры в Москве не прошли даром. До этого российская сторона полностью игнорировала положение  конвенции CMRо том, что накладная на груз, выписанная по месту загрузки, является основным документом. Теперь же разногласия возникают лишь  в отдельных случаях,  каждый из которых требует особого разбирательства. По просьбе россиян транспортный контроль на грузы в Россию перешел на белорусскую границу, и мы стараемся убедить белорусскую сторону, чтобы они приняли нашу позицию», — лаконично сообщил он, заверив, что со стороны “Linava”  делается все, чтобы найти наилучшую формулу решения.

 

Еще меньше удалось выудить из зам. директора ГДТИ Р. Вилчинскаса. Он сразу же заявил, что, будучи одним из руководителей контролирующей инстанции,  считает некорректным комментировать чужие правила контроля. Он подтвердил, что к российскому контролю разрешений теперь присоединился еще и белорусский. А в каких масштабах он применяется – не ему судить: об этом лучше расспросить самих перевозчиков. Что мы и сделали.

 

«Надо дать за то, что едешь…»

 

Увы, картина складывается далеко неоптимистическая. Водители продолжают утверждать, что на российских просторах если «платишь по таксе и не задаешь лишних вопросов, то едешь без проблем». И наоборот.

 

По словам директора предприятия “Vantra” Алдаса Мотеюнаса, с которым моя коллега беседовала на эту тему в феврале, положение на российской стороне нисколько не изменилось – напротив, только ухудшилось. «Если и есть перемена, то только одна – такса  выросла». При этом уточнил – раза в три.

 

Никаких перемен к лучшему не замечает и Арунас Пилкаускас из “ORMINA”. Правда, он отметил, что сразу после переговоров с Москвой положение на некоторое время  вроде бы улучшилось. Стали несколько иначе оформлять сопроводительные документы, и это подействовало. «Но Россия есть Россия: если решается одна проблема, тут же возникает другая. Ни одна машина не проходит просто так: надо дать за то, что едешь. Может, каким-то фирмам и удается договориться о «зеленом коридоре», но мы о таких не знаем.», — говорит он.

 

То, что на российской стороне транспортный контроль действует в полном объеме, подтвердил и Юстинас Шаучюнас из “ADREM”.

 

При этом все они подчеркивали, что к белорусам претензий нет – пропускают без вопросов.

 

Однако, стали появляться и иные мнения.

 

«На прошлой неделе нашу машину остановили на белорусской границе и потребовали трехстороннее соглашение. Водитель пытался объяснить, что загрузился в Литве, но ему дали понять, что лучше не спорить. И он заплатил. Правда, это был первый случай на белорусской границе, но мы опасаемся, не превратится ли он в постоянную практику. Ведь тогда придется платить дважды – россияне от своей практики, похоже, отказываться не собираются» — рассказывает директор ЗАО “Advilsta” Ярослав Долгополов.

 

О том, что такое случается и на белорусской стороне, свидетельствовал и директор паневежского предприятия  “Svarina” Албертас Тамошюнас. По его словам, безусловно, важно, чтобы были правильно оформлены сопроводительные документы, чтобы в первой строке инвойса был прописан адрес не только отправителя, но и терминала загрузки. Это уменьшает вероятность недоразумений, но и гарантией не является.

 

«В конечном итоге, все зависит, на кого нарвешься. Если транспортник хочет подкормиться, он всегда найдет какой-нибудь повод», — резюмирует Тамошюнас.

 

В целом пока создается впечатление, что два процесса идут параллельно, почти не влияя  друг на друга. Один – на высоком уровне, другой – на дорожных трассах. И если даже высокие договаривающиеся стороны приходят к некоторому согласию, это вовсе не гарант того, что останавливаются или хотя бы притормаживаются заведенные ходики привычной рутинной коррупции в повседневных отношениях водителей и стражей движения. 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 117
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 63
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 71
0