Юридическая консультация: порядок предъявления претензий в случае исчезновения груза

shutterstock_161794892

О том, что надо очень внимательно проверять, кому доверяете свой груз, мы писали не один раз. Но в ежедневной работе перевозчиков и экспедиторов то и дело появляются крики о помощи – «что делать? Помогите, груз пропал! Куда обращаться?».

Кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то – на своих, которые очень дорого обходятся. Редакция CargoNews.lt решила ещё раз напомнить о том, какие действия и в каком порядке предпринимать в случае исчезновения груза. За консультацией по этому вопросу мы обратились к Елене Цвирко, помощнику адвоката профессионального сообщества адвокатов «Judickienė ir partneriai JUREX».

Юристы отмечают, что при определении действий, которые нужно предпринять в случае исчезновения груза, следует руководствоваться положениями договора и законодательными актами, которые регулируют такую ситуацию – Гражданским кодексом Литвы (ГК), Дорожно-транспортным кодексом Литвы (ДТК) и одним из основных законодательных актов в сфере международных перевозок – CMR Конвенцией.

- Кому можно предъявлять претензии по поводу исчезновения груза?

Претензия по поводу исчезновения груза может быть предъявлена перевозчику. Если к осуществлению перевозки перевозчик привлекает третьих лиц, претензии (а позднее – иск) могут быть предъявлены выборочно одному или нескольким перевозчикам.

В случае потери груза ответственность перевозчика определяет ч.1 ст. 17 CMR Конвенции: «перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки». В разъяснении кассационного суда сказано, что в этом положении CMR Конвенции утверждена строгая (объективная) договорная ответственность перевозчика: перевозчик несёт ответственность во всех случаях, если не может доказать обстоятельства, снимающие с него ответственность (ч.2 и ч.4 ст.17 CMR Конвенции).

shutterstock_225187177- Во всех ли случаях необходимо обращаться в суд? Можно ли спорную ситуацию решить другим путём?

— В законодательных актах, регламентирующих ответственность перевозчика в случае потери груза, не сказано о том, что до того, как подать заявление в суд, потерпевшая сторона обязана предъявить претензию перевозчику. Но мы советуем первым делом предъявить перевозчику претензию с требованием возместить убытки, связанные с потерей груза – кроме случаев, когда предъявление претензии было бы нецелесообразным (например, у вас есть достоверная информация о том, что сам перевозчик причастен к исчезновению груза – если он узнает о ваших действиях, он может попытаться уничтожить всевозможные доказательства, может попытаться скрыть своё имущество, чтобы у вас не было реальной возможности взыскать присуждённое судом возмещение ущерба).

- В деле перевозчиков, как правило, участвует много международных звеньев: перевозчик находится в одной стране, грузоотправитель – в другой, грузополучатель – в третьей, а выгрузка проходит в четвёртой стране. Какие особенности, в связи с этим, при подаче заявления на возбуждение уголовного дела?

На практике довольно часто исчезновение груза означает кражу всего или части груза. Как правило, такие действия сопровождаются другими преступлениями (мошенничеством, незаконным завладением чужим имуществом и т.д.). При таких фактических обстоятельствах советуем немедленно возбуждать уголовное дело. Согласно общепринятым правилам, заявление с просьбой начать предварительное расследование нужно подавать на имя соответствующих учреждений того государства, на территории которого произошёл инцидент, повлёкший за собой потерю груза (например, если вы подозреваете, что груз был украден, и кража произошла на территории Литвы, то с заявлением начать предварительное расследование нужно как можно скорее обратиться в литовскую полицию или литовскую прокуратуру). Но у этого правила могут быть исключения – всё зависит от фактических обстоятельств конкретного происшествия. Например, в некоторых случаях заявление с просьбой начать предварительное расследование можно направлять в правоохранительные органы по адресу места жительства подозреваемых или по регистрационному адресу подозреваемой компании – несмотря на то, что кража произошла на территории другого государства.

Следует отметить, что в Литве гражданский иск о возмещении ущерба можно подать также и в уголовном порядке. В таком случае за подачу гражданского иска не надо платить гербовый сбор (в отличие от гражданского процесса). Как правило, в данном случае гражданский иск подаётся одновременно с заявлением о предварительном расследовании, но его можно подать и позже, в процессе предварительного расследования или в процессе разбирательства уголовного дела в суде. С гражданским иском можно обращаться к прокурору или в суд, но подать иск нужно не позднее, чем начнётся расследование собранных доказательств.

shutterstock_285281210- Если потерпевшая сторона не воспользовалась своим правом подать гражданский иск во время уголовного расследования, может ли она позднее подать иск в гражданском порядке?

— Следует подчеркнуть, что даже в том случае, если уголовный процесс прекращается (например, из-за того, что невозможно установить личность совершившего преступление лица), возможность обращаться в суд с гражданским иском и требовать возмещения ущерба остаётся.

- Обычно в договорах установлены конкретные сроки доставки груза. Если груз опаздывает на несколько или несколько десятков часов, у некоторых заказчиков появляются подозрения. Установлен ли в CMR Конвенции и других законодательных актах конкретный срок, в течение которого можно предъявлять требования по поводу пропавшего груза?

— В CMR Конвенции говорится, что доверенное согласно договора лицо имеет право (без дополнительных доказательств) считать груз потерянным, если груз не прибывает на место доставки по истечении 30 дней со дня установленного в договоре срока доставки. Если срок доставки в договоре не был указан, то груз считается потерянным по истечении 60 дней с того момента, когда его к перевозке принял перевозчик. Это означает, что по истечении указанных сроков груз считается потерянным, и у перевозчика можно требовать возмещения ущерба.

- Но очень часто об исчезновении груза становится известно раньше, чем истекают указанные сроки. Можно ли предъявлять претензии перевозчику или обращаться в правоохранительные органы, не дожидаясь истечения указанных сроков?

— Важно запомнить, что в законодательных актах предусмотрены сроки, в рамках которых перевозчику может быть предъявлен иск по поводу потери груза. Согласно CMR Конвенции, такой иск может быть предъявлен в течение 1 года. Если были установлены преднамеренные действия перевозчика, то иск может быть предъявлен в течение 3 лет. Если груз был утерян полностью, то срок давности подачи иска отсчитывается с 30-го дня по истечении указанного в договоре срока доставки, а если срок доставки не был согласован – тогда с 60-ого дня с того момента, когда перевозчик принял груз к перевозке.

- Благодарим за ответы.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 64
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0