Аварии за границей – поиски справедливости в Литве

shutterstock_49723546

Представьте себе такую ситуацию: литовец, находясь за рулём транспортного средства, зарегистрированного в Швеции, в одном из испанских курортов совершает ошибку и врезается в «болид» французского пенсионера. Если никто всерьёз не пострадал, то потратив время на заполнение декларации ДТП, можно расходиться по своим делам. Но если возникнут споры по поводу того, чья это вина и кто должен возместить ущерб, вас ожидает неизбежное скитание по джунглям законодательной и страховой системы.

Хорошим известием можно считать то, что нынешним летом Верховный суд Литвы (ВСЛ) представил разъяснение о том, как можно решать проблемы людей, пострадавших в любом государстве Европейского Союза: оказывается, что все споры по поводу возмещения ущерба могут решаться в наших судах.

«Новая» старая информация

Комментируя этот момент, адвокат адвокатской конторы «Magnusson» Марюс Лятукас отметил, что ещё в 2007 году Европейский суд справедливости указал, что «потерпевшая сторона вправе подавать прямой иск на страховщика в суд того государства-члена Союза, где находится её постоянное место жительства, при условии, что подача прямого иска в принципе возможна, а также при условии, что постоянное место жительства страховщика находится на территории государства-члена Союза».

«Таким образом, это постановление Верховного суда новое правило юридического толкования не сформулировало. С другой стороны, это постановление лишний раз говорит о том, что разбирать инциденты, происходящие за пределами Литвы, ещё довольно сложно. Для того, чтобы наконец-то сложилась „литовская“ практика, позволяющая потерпевшему в ДТП лицу воспользоваться утверждёнными в законодательстве ЕС правами, потребовался год. Однако, и сейчас нужно учитывать тот факт, что своим постановлением ВСЛ не решил спор по существу, а лишь утвердил права потерпевшей стороны. Следовательно, это постановление возвращает нас на изначальную стадию, когда первым делом нужно решить вопрос о возможности подачи иска, а лишь потом начинать судебный процесс. Как бы то ни было, постановление ВСЛ полезно для перевозчиков в том смысле, что, по крайней мере, на изначальной стадии разбирательства им не придётся выяснять, в суде какого государства рассматриваются подобные иски», – объясняет М. Лятукас.

По словам адвоката, в таких случаях важно установить, предусмотрена ли в законодательстве того государства, где произошёл инцидент, возможность подачи потерпевшей стороной прямого иска на имя страховщика лица, причинившего ущерб. Так как предусмотреть такую возможность обязывают директивы ЕС, надо полагать, что в национальном праве каждого государства ЕС она тоже предусмотрена (или, по крайней мере, должна быть предусмотрена). Однако, чтобы оградить себя от возможных неприятных неожиданностей, нужно проверить, насколько досконально конкретное государство-член ЕС выполняет обязательные директивы.

Сомнения остаются

Виолета Римонене, руководитель Отдела по взысканию страхового возмещения в компании «Lietuvos draudimas», в свою очередь отметила, что на деятельность страховщиков это разъяснение ВСЛ, скорее всего, никак не повлияет.

«В других государствах-членах ЕС такая практика тоже существует. Это постановление ВСЛ опирается на один из основополагающих принципов ЕС – принцип свободного передвижения граждан на территории ЕС. Но даже с учётом того, что это постановление кассационного суда должно внести правовую определённость относительно защиты прав субъектов, живущих и работающих в Литве, защита их прав в Литве вряд ли облегчит общую ситуацию», – говорит В. Римонене.

По мнению В. Римонене, выбор определённого государства ЕС для защиты якобы нарушенных прав не опровергает фундаментальное положение Гаагской конвенции 1971 г. (Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям), согласно которому, все споры по поводу дорожно-транспортного происшествия решаются в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого произошло ДТП.

«Это значит, что даже в том случае, если потерпевшая сторона обратится в суд своей страны, спорный вопрос будет решаться по „правилам игры“ того государства, где зафиксировано происшествие и где находится страховая компания ответчика. Поэтому если для защиты своих прав вы выберете другое государство-члена ЕС, вы однозначно столкнётесь с новыми проблемами, и такой способ защиты не обязательно будет самым простым и самым эффективным. В таких случаях мы советуем потерпевшей стороне очень ответственно подойти к создавшейся ситуации и выбрать наиболее приемлемый способ и место защиты своих прав», – говорит представитель «Lietuvos draudimas».

Этот момент также подчеркнул и адвокат М. Лятукас. По его словам, в некоторых случаях следует очень серьёзно подумать о том, что лучше: пытаться разгадать «изюминки» законодательства таких стран, как, например, Великобритания, или воспользоваться помощью практикующих за рубежом юристов и передать решение спорного вопроса в руки специалистов, разбирающихся в праве конкретного государства. Естественно, на принятие окончательного решения повлияет и сумма иска, и сложность юридического вопроса.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 18
0