«День Валентина» с запахом дизелина

shutterstock_98099792

Не у всех 14-ое февраля ассоциируется с днём влюблённых. В середине февраля 2014 года в Литве начало действовать положение, согласно которому, у таможенников появилось право требовать у водителей грузового транспорта декларировать количество ввозимого топлива.

С того дня прошло почти два года, и редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, как перевозчики выполняют это требование.

Проверка проводится быстрее, нарушений становится меньше

По словам пресс-секретаря Таможенного департамента Литвы Гинтаре Виткаускайте-Шаткаускене, в течение 9 месяцев 2015 г. водители грузовых транспортных средств представили таможне более 324 тыс. пассажирских таможенных деклараций, в которых было задекларировано примерно 300 млн литров топлива.

Таможенники зафиксировали 1925 случаев различных нарушений, связанных с перевозкой топлива — в частности, неправильно заполненные декларации, перевозку топлива в нестандартных топливных баках и т.д.

За счёт полагавшихся, но не уплаченных до проверок налогов, в январе – октябре 2015 г. в бюджет страны поступило 214 тыс. евро.

В некотором смысле это новое положение развязало таможенникам руки. Раньше, даже если у таможенников были обоснованные подозрения, что топливо сливается на территории Литвы, доказать это было очень сложно. С введением требования декларировать топливо, таможенникам стало легче установить факты незаконного слива топлива.

По словам представителя Таможенного департамента, на тот факт, что в 2015 г. число нарушений, касающихся перевозки топлива, сократилось, могло повлиять снижение топливных цен на литовских АЗС. У водителей не осталось причины искать дешёвое топливо в Беларуси и ввозить его в Литву.shutterstock_82804159

Г. Виткаускайте-Шаткаускене также отметила, что на границе существенно сократились очереди грузовых автомобилей, так как в них не стоят автомобили, цель поездок которых в третьи страны была очень простой – заправить пустые баки дешёвым топливом.

В тех случаях, когда таможенники выявляют факты незаконного использования топлива, приобретённого на льготных условиях, недостающее количество топлива облагается акцизом и НДС. Например, если выяснилось, что в топливном баке не хватает 200 литров топлива, то по состоянию топливных цен на декабрь 2015 г. акциз и НДС составит 97 евро. Кроме того, водителю придётся заплатить штраф в размере 10 – 50 проц. от полагающихся налогов.

Как правило, эти налоги на границе (или на пункте мобильного контроля) водитель должен заплатить наличными.

Изменения инициировала таможня

В 2014 г. эти изменения появились по инициативе литовской таможни. «В то время обстановка на границе была действительно сложной, всем было ясно, что некоторые перевозчики злоупотребляли пробелами в законодательных актах. Мы попытались воспользоваться опытом стран Европейского Союза и применить его в Литве. Например, в Польше действует ограничение на количество ввозимого топлива – в Польшу можно ввозить не более 600 литров топлива. Мы пошли по несколько иному пути – количество ввозимого топлива не ограничили, но ввели обязанность его декларировать», – говорит собеседница.

Вместо дизельного топлива – вода

Для декларации ввозимого топлива используется специальная форма. В ней должны быть указаны показания одометра, вместимость топливного бака, вид топлива (за исключением жидкого газа) и количество топлива.

В декларации 2 экземпляра – один остаётся на таможне, другой водитель обязан иметь при себе во время всей поездки, в течение которой транспортное средство будет расходовать топливо, ввезенное в Литву на льготных условиях.

Топливо, находящееся в топливных ёмкостях транспортного средства, не может быть использовано в другом транспортном средстве за исключением того, в котором оно было ввезено.

Это топливо нельзя сливать и хранить на складах. Сливать топливо можно лишь в тех случаях, если транспортное средство нужно срочно ремонтировать. При этом необходимо немедленно информировать ближайшее таможенное учреждение. Топливо нельзя передавать третьим лицам как бесплатно, так и за вознаграждение.

Этот порядок действует на всех ППК. Между тем таможенники отмечают, что некоторые водители, пытаясь избежать проверки, возвращаются из Литвы в Беларусь через Польшу или Латвию. Однако контроля на литовско-польской и литовско-латвийской границе им не избежать – его выполняют мобильные таможенные группы.

Таможенники тесно сотрудничают с производителями грузовых автомобилей, поэтому у них достаточно информации, позволяющей установить реальные расходы топлива.

Конечно, в качестве аргумента водитель может утверждать, что автомобиль был полностью погружен, что ему пришлось ехать в очень сложных условиях, но так или иначе, любые аргументы должны быть логическими. Доказать, что автомобиль израсходовал 500 литров топлива для поездки из Беларуси в Литву, будет очень сложно (если не сказать, невозможно).

Тем не менее, водители, пытаясь избежать уплаты налогов, прибегают к различным хитростям: известны случаи, когда топливные баки заполнялись обыкновенной водой, дизельное топливо было лишь в небольшом специально отделённом отсеке топливного бака.

Проводятся предварительные расследования

Несмотря на то, что окончательная статистика за 2015 год ещё не известна, всё же можно предположить, что перевозчики к новому порядку привыкли. По словам Г. Виткаускайте-Шаткаускене, в 2015 г. транспортный поток на литовско-белорусской границе был более или менее стабильным. В январе он был несколько меньше, а с февраля до конца года был стабильным, поэтому, как говорит собеседница, выявленные нарушения не носят сезонный характер.

shutterstock_172753400Кстати, таможенники проверяют автомобили выборочно, принимая во внимание факторы риска. Для проверки фактического количества топлива они используют имеющееся в распоряжении оборудование.

В 2015 г. таможенники зафиксировали менее 2000 случаев нарушения правил ввоза топлива, в то время как в 2014 г. таких случаев было более 8500. В 2014 г. за счёт полагавшихся, но не уплаченных до таможенных проверок налогов, в госбюджет поступило более 620 тыс. евро.

В 2014 г. за незаконную перевозку и незаконное владение нефтепродуктами литовская таможня начала 7 предварительных расследований.

Может понадобиться ADR удостоверение

Таможенники также усилили контроль за перевозкой опасных грузов. В ходе проверок они установили немало нарушений, связанных с правилами перевозки опасных грузов – в основном, это нарушения, касающиеся превышения допустимой нормы (1,5 тонны) ввозимого топлива.

Если в топливных баках автомобиля находится более, чем 1,5 тонны топлива, водитель, в соответствии с требованиями ADR Конвенции, должен иметь ADR удостоверение. Если этого удостоверения у водителя нет, его привлекают к административной ответственности.

Формально за это нарушение в Литве может быть назначен штраф в размере от 57 до 115 евро. Но чаще всего водителям назначают минимальный штраф – 29 евро, которые нужно заплатить на месте.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 18
0