Перевес грузовика – как избежать проблем на таможне?

tamoznia

У одного из пользователей форума Cargo.LT возник вопрос, связанный с тем, что ему на латвийско-российской границе пришлось оплатить детальное взвешивание груза, которое потребовал произвести российский томоженник, заподозривший, что реальный вес груза больше указанного в документах. В итоге выяснилось, что проблема в транспортном средстве, реальный вес которого оказался значительно больше указанного в техпаспортах. Редакция «Cargonews» решила разобраться, кто должен платить в данной ситуации и как её в принципе избежать? 

Суть ситуациии в следующем. При пересечении латвийско-российской границы после взвешивания машины у таможенника возникло подозрение, что груза может быть на целую тонну больше, чем указано в документах. Поэтому машина была отправлена ​​на детальный осмотр (то есть, разгрузить и взвесить все поддоны отдельно). После взвешивания выяснилось, что вес груза был заявлен правильно. Поддоны были погружены обратно, и машина была отправлена ​​на таможню для оформления. Этим все закончилось, но за услугу взвешивания пришлось заплатить около 300 евро. Перевозчик заявил, что это не его проблема и что за эту услугу должен платить заказчик.

Заказчик согласился, но через неделю получил документы о взвешивании, которые заставили его усомниться в правильности своего решения. Начальные весы, которые находятся на стене, показали общий вес 37760 кг. Сотрудник таможни на основании документов и техпаспортов вычел вес груза 21360 кг, вес тягача 8407 кг, вес полуприцепа 6842 кг и получил 1151 кг – то есть, перевес, из-за которого и было назначено детальное взвешивание. Результаты детального взвешивания следующие. Масса груза 21444 кг – то есть, на 84 кг больше. Вес порожнего полуприцепа и тягача составляет 16360 кг – то есть, на 1111 кг больше. По мнению заказчика, первоначальное взвешивание показало не неправильно заявленный вес груза, а неправильно указанный вес в техпаспортах транспортного средства. И он задался вопросом: «Кто в данном случае должен нести дополнительные расходы?»

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно учесть несколько правовых моментов. Во-первых, как сказано в CMR Конвенции (статья 7): «Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности указаний, приведенных в подпунктах b), d), e), f), g), h), j) пункта 1 статьи 6» (подпункт h) пункта 1 статьи 6 гласит: «вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза»). С другой стороны, в 8 статье CMR Конвенции написано: «1. При принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест. 2. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. 3. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную».

Из этого во многом следует, что, если отправитель в документах указал один вес груза, а реальный вес оказался другим, что выяснилось в ходе детального взвешивания на таможне, отправитель должен оплатить перевозчику и процедуру взвешивания, и штраф за перевес – но с условием, что у перевозчика не было реальной возможности проверить правильность записей отправителя до перевозки, и он отметил это в CMR-накладной. Тем не менее, нельзя утверждать, что CMR Конвенция даёт однозначный ответ на вопрос о том, кто должен платить за детальное взвешивание груза на таможне. Определённая спорность момента сохраняется, но тогда можно обратиться к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (ТК ЕЭС).

В статье 348 ТК ЕЭС сказано: «Перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов». Выходит, перевозчик обязан лишь помогать в выполнении операций, связанных с досмотром груза, но никак не платить за эти операции (также как и таможня).

Тут вы можете спросить: «А как же тот момент, что машина была направлена на детальное взвешивание не из-за проблем с весом груза (т.е. отправитель всё указал верно), а из-за проблем с весом транспортного средства»? На это можно сказать следующее: неважно по какой причине таможенник направил груз на детальное взвешивание – в любом случае платит отправитель (если только иные условия не предусмотрены в договоре). Эксперт транспортного права Сергей Ермакович, опираясь на судебную парктику, также отметил, что в анализируемом случае «вначале конечно же придётся заплатить перевозчику, который в порядке регресса вправе выставить счёт грузоотправителю».

Соответственно, когда последний знает, что с весом груза у него всё в подрядке, ему нужно сделать так, чтобы у таможенника не было оснований направить машину на детальное взвешивание (при этом есть случаи, когда что-то сделать/доказать практически невозможно, а именно: когда детальное взвешивание производится в рамках профилактических действий – «пальцем в небо»; когда таможенник целенаправленно отправляет на детальное взвешивание только для того, чтобы кто-то получил за это деньги, или  когда на таможне серьёзные проблемы с весами – как отметил представитель одной транспортной компании: «По факту в том же Гребнево взвешивают машину, и вес прыгает +/- 500 кг, и на разных весах по-разному»).

Чтобы грузоотправителю хоть как-то обезопасить себя, для начала важно понять суть проблемы, связанной с лишним весом транспортного средства. Дело тут в первую очередь в тягаче, в техпаспорте которого может быть указан вес без топлива. При этом в баки современного тягача можно залить больше 1000 литров дизельного топлива – умножаем на 0,84 и получаем солидный вес в килограммах, который, как в нашем случае, может стать серьёзным основанием для детального взвешивания на таможне.

В связи с этим грузоотправитель, чтобы избежать лишних таможенных расходов, может сделать несколько вещей: 1) заранее потребовать у перевозчика, чтобы в техпаспорте его тягача были данные о весе с полными баками; 2) если есть возможность, проверить вес порожнего транспортного средства до перевозки (например, во время погрузки); 3) если перевозчик отказывается что-то менять или взвешиваться, прописать его финансовую ответственность за возможное детальное взвешивание на таможне в договоре (и пусть потом доказывает таможеннику свою правоту).

Как отметил представитель одной транспортной компании: «Уже, как говорится, собаку съели на всех этих взвешиваниях – общих и осевых. Во-первых, все машины, тенты и площадки перевзвешены, и где надо, заменены техпаспорта. Во-вторых, без дополнительного взвешивания ни одна машина у нас не выезжает. В-третьих, учитывая всё выше написаное, расходы по полному досмотру оплачивают клиенты, если не получилось решить вопрос как-нибудь на месте».

***

Короче говоря, с юридической точки зрения, детальный таможенный досмотр не входит в понятие услуг перевозчика, но отправителю стоит удостовериться, что у перевозчика всё точно с техпаспортами. В идеальном случае подобные моменты должны быть оговорены в договоре, чтобы в определённых обстоятельствах не было споров, кто должен платить.

Комментарии

Aleksandr Golovkins 2020-05-13 15:43

В тех.паспорте указывается собственная масса грузовика с полными баками и весом шофёра(как правило 80 кг), и по приезду на границу наоборот должен возникнуть НЕДОВЕС!!!

Олег Журавский 2020-05-04 17:03

По логике автора после загрузки перевозчик должен вычислить вес топлива, которое будет сожжено до границы, получить свеженький (одноразовый) техпаспорт с верным весом т.средства на момент пересечения границы и ехать спокойно.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 47
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 45
0