Бизнес по-линавски – пора ли менять генерального секретаря «Linava»?

basanaviciaus45

Состоялся XXXVIII конгресс «Linava», который прошёл удалённо и ознаменовался очередным скандалом. Одним из центральных событий мероприятия стал доклад Ревизионной комиссии (РК), который очень нервно воспринял генеральный секретарь Ассоциации Зенонас Буйвидас. Он обвинил комиссию в предвзятости и выполнении заказа сил, связанных с недавно образованной Конфедерацией мелких и средних перевозчиков Литвы, президентом которой является бывший глава «Linava» Эрландас Микенас. Однако то, что случилось во время голосования по вопросу продажи крупной собственности Ассоциации, говорит о том, что претензии РК к З. Буйвидасу, возможно, небезосновательны. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.

В целом, у РК к З. Буйвидасу накопилось немало вопросов. О части из них мы уже писали. Однако сейчас вскрылись новые сомнительные детали его деятельности. Один из важнейших спорных моментов касается продажи принадлежащего «Linava» здания по адресу ул. Басанавичюса 45, Вильнюс.

Если быть более точным, то сейчас этот объект находится на балансе не Ассоциации, а компании «Linavos rizikų valdymas» (LRV). Это компания, которая должна была стать страховой компанией перевозчиков, и в рамках этого проекта «Linava» передала ей вышеупомянутое здание. Однако в начале прошлого года (!) Ассоциация отказалась от идеи создания страховой компании. Тем не менее, LRV существует до сих пор, и возглавляет её З. Буйвидас. Почему?

Как нам сказал источник в «Linava», с одной стороны, иметь такую дочернюю фирму с большим уставным капиталом выгодно, поскольку с её как ЗАО помощью можно делать разные полезные членам Ассоциации вещи, которые не может делать сама Ассоциация как общественная организация. С другой стороны, LRV с таким же успехом можно использовать в корыстных целях. И вот тут начинаются вопросы.

Во-первых, как сказано в отчёте РК: «В ходе проверки Ревизионная комиссия установила, что в 2020 г. ЗАО «Linavos rizikų valdymas» понесло убытки в размере 11 551 евро». При этом фактические убытки LRV были намного больше, поскольку компания получила незапланированный доход в размере 123863 евро за ccуду «Linavа», а также 80988 евро за аренду недвижимости, которую ей передала та же «Linavа». В чём суть таких финансовых отношений Ассоциации c LRV, непонятно?

Во-вторых, 27 мая 2020 г. президиум Ассоциации решил вернуть бывшим потенциальным инвесторам LRV все деньги (!), которые они потратили на деятельность компании. Как сказано в отчёте РК, эти потенциальные инвесторы «чётко понимали возможные риски своих инвестиций (…), и поэтому, подписывая договор с «Linavа», согласились с тем, что в случае выхода из проекта все вложения в ЗАО «Linavos rizikų valdymas» им возвращены не будут». Вопрос – почему теперь Ассоциация должна из своего кармана (а точнее из кармана её членов) возвращать им какие-то деньги?

Возможный ответ. Как сказано в отчёте РК, решение президиума «Linavа» о возврате денег потенциальным инвесторам «было принято при участии членов президиума, у которых конфликт интересов». Суть этого конфликта интересов, видимо, в том, что, как стало известно нашей редакции, среди потенциальных инвесторов в LRV были Артурас Тельментас и Витас Бучинскас. Они же сегодня входят в правящее большинство президиума «Linavа» и приняли участие в принятии вышеупомянутого решения о возврате денег. То есть, фактически они голосовали за возврат денег самим себе?

А инициировано это решение, если верить РК, было «лицом, трудоустроенным в «Linavа» и в ЗАО «Linavos rizikų valdymas», которое очевидно представляет интересы не Ассоциации и ЗАО «Linavos rizikų valdymas», а бывших потенциальных инвесторов ЗАО «Linavos rizikų valdymas». Можно с большой долей уверенности предположить, что речь в данном случае идёт о З. Буйвидасе, которого генеральным секретарём «Linavа» назначило её нынешнее правящие большинство президиума, в которое входят вышеупомянутые А. Тельментас и В. Бучинскас.

Но самое интересное связано с продажей здания на улице Басанавичюса. По данным редакции, конгресс «Linava» дважды разрешил продать этот объект, и несколько лет назад он был оценён независимым оценщиком в 1,2 млн. евро. Как пишет РК, «генеральный секретарь Ассоциации, будучи и руководителем и членом правления ЗАО «Linavos rizikų valdymas», в начале 2021 г. начал переговоры с единственным клиентом по поводу продажи этого здания по цене, которую несколько лет назад определили оценщики имущества».

При этом РК обоснованно отмечает: «В течение нескольких лет цены на недвижимость менялись в сторону роста». Поэтому было бы логично оценить здание заново. Как нам сказал бывший президент «Linava» Э. Микенас, по словам занимающихся продажей недвижимости брокеров, с которыми ему довелось общаться, за последние годы цены на неё выросли на 30-40%. Кроме того, нам удалось найти объявление о продаже здания, в котором указано, что объект площадью 1142 м2 продаётся за 1199000 евро (то есть, 1049,91 евро за квадратный метр). На сайте Aruodas.lt можно сравнить эту цену с ценами квадратного метра в том же районе, и даже поверхностный анализ показывает, что сегодня цена здания должна быть больше, чем 1,2 млн. евро (и это уже не говоря о том, что его можно было бы попробовать продать на аукционе).

Также РК отметила, что сейчас «Linava» нет необходимости продавать свою собственность, поскольку финансовое положение Ассоциации достаточно хорошее и стабильное – поэтому поспешная продажа здания при тенденции роста цен на недвижимость нерациональна. В связи с этим РК предложила как можно быстрее вернуть объект на баланс «Linava» и все возможные сделки по продаже осуществлять не через дочерние компании Ассоциации, а от её имени.

Справедливости ради надо сказать, что продавать здание лучше от имени LRV, так как тогда надо будет заплатить меньший подоходный налог с полученного от продажи дохода, поскольку LRV является убыточной компанией (налог платится с суммы, на которую доход превышает убытки). Покупатель – организация, объединяющая адвокатов – тоже солидный и, по данным редакции, готов предложить за объект те самые 1,2 млн. евро. Однако, не очень понятно, почему за продажу надо платить 25 тысяч евро посреднику – неужели «Linavа» не в силах сама оформить сделку (тем более, что Ассоциация зачем-то без конкурса заключила договор с адвокатской конторой «Motieka ir Audzevičius», согласно которому она за 3000 евро в месяц должна работать 40 часов)? А главное – стоит ли вообще продавать эту собственность (почему нельзя её, например, отремонтировать и сдавать в аренду)? Возможно, стоит. Однако, если посмотреть на то, с каким упорством сегодняшнее правящее в «Linavа» большинство и З. Буйвидас продвигали эту идею на Конгрессе, возникают подозрения, что что-то здесь нечисто.

Как сказано в посвящённом событиям в «Linava» блоге: «Зенонас Буйвидас бросил в бой тяжёлую артиллерию, за продажу бросились агитировать представители большинства президиума Ромас Восилюс, Артурас Тельментас (целых два раза), Витас Бучинскас, Брониславас Гележюнас. И многие перевозчики потом сказали, что только такая яростная попытка протолкнуть этот вопрос отпугнула их и заставила проголосовать «против» или воздержаться».

Сторонники продажи давали понять, что здание – хлам, от которого надо как можно быстрее избавиться, и надо радоваться тому, что нашёлся покупатель. Вырученные средства, по их словам, пошли бы на возврат денег перевозчикам за ТИРы, так как больше взять деньги на это неоткуда, а сумма – около 1 млн. евро. В связи с этим, во-первых, не совсем понятно, почему деньги за ТИРы нужно возвращать за счёт продажи здания – действительно ли Ассоциация, которая сегодня достаточно стабильна с финансовой точки зрения, не может выполнить свои обязательства перед перевозчиками иным способом?

Во-вторых, нужно подчеркнуть, что в действительности, как нам сказал источник в «Linava», Ассоциация из своего кармана должна вернуть перевозчикам не миллион, а примерно 600 тысяч евро, а остальные полученные от продажи здания деньги правящее большинство президиума планировало использовать на другие нужды. Как тратится бюджет «Linava» на «нужды Ассоциации» мы писали уже не раз. A тут ещё секретарём по инновациям и транспортной политике «Linava» Андрюсом Бурбой (которому З. Буйвидас, как известно, выплатил премию за хорошую работу в размере около 1600 евро, по мнению РК, превысив свои полномочия и нарушив Устав Ассоциации) подготовлена программа реформы (модернизации) Ассоциации.

У нашей редакции была возможность с ней ознакомиться. Там, например, рассматривается возможность ремонта штабквартиры «Linava» за счёт (внимание!) средств от продажи здания на улице Басанавичюса; трудоустройства в Ассоциацию высококвалифицированных специалистов с высокой зарплатой (до 4500 евро на руки) и бонусами за хорошую работу; создания фонда стипендий для талантливых студентов, которые потом могли бы работать в «Linava»; проведения 1-2 раза в год мозговых штурмов с участием разных специалистов за 10-18 тысяч евро и даже инвестиций в биткойны. При желании на реализацию этой программы (особенно на ремонт штабквартиры «Linava») с личной выгодой можно потратить какие угодно деньги.

Ну а последним гвоздём в «крышку гроба» З. Буйвидаса как эталона честности и прозрачности стало голосование по вопросу (не)продажи вышеупомянутой недвижимости. «За» продажу проголосовали 27 участников Конгресса, «против» – 29 (что уже позор для Ассоциации, в которой около 600 членов), и как сказано в блоге о «Linava»: «В ходе голосования Зенонас Буйвидас вместе со своим подчинённым (сотрудником секретариата), пытались проголосовать за продажу недвижимости, не имея на это права [а разница, напомним, была только в 2 голоса]. Сообщество перевозчиков благодарит главу Счётной комиссии Мечиславаса Атрошкявичюса за раскрытие этого факта» (к слову, за ходом Конгресса можно было следить в прямом эфире на сайте Youtube, но потом его запись почему-то стала недоступной).

После Конгресса мы попросили «Linava» прокомментировать вышеупомянутые спорные вопросы (почему до сих пор не ликвидирована компания LRV; можно ли сказать, что члены президиума сами себе возвращают деньги; как Ассоциация оценивает поведение генерального секретаря и т.д.). Однако там от комментариев отказались. Почему «Linava» уже не в первый раз не хочет отвечать на острые вопросы, трудно понять. Нечего сказать или есть, что скрывать?

В завершение хочется спросить, почему всё это не замечает/поддерживает президент «Linava» Ромас Аустинскас? Займётся ли вышеупомянутыми фактами Комиссия по этике Ассоциации? Может быть, настало время менять её генсека? Говорят, что на ближайшем заседании президиума (которое, что интересно, было перенесено с 6 на 13 мая) будет обсуждаться его отставка. Посмотрим, как «Linava» сдаст этот тест на «чистоту рядов». Или прав В. Бучинскас, который во время недавнего заседания президиума, якобы, заявил: «Не надо сильно выбражать, что мы «Linava». Мы прекрасно знаем, что это счастье, что снаружи никто не знает какая мы прогнившая организация и копошимся в г… уже около 4 лет».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 40
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 273
0
vairas (6)

Пересмотр квоты на трудоустройство водителей из третьих стран – быть или не быть? (c эксклюзивным комментарием Министерства социальной защиты и труда Литвы)

Некоторое время назад Литва решила ввести квоту в сфере услуг для граждан из третьих стран, которая касается и водителей-дальнобойщиков. Уже это вызвало недовольство литовских перевозчиков, которым не хватает водителей (а сейчас из-за требований «Пакета мобильности» их требуется ещё больше). Когда стал известен размер установленной квоты – 11600 человек для всей сферы услуг – автотранспортный сектор испытал шок. Но была надежда на пересмотр этой квоты в течение года, что позволяет сделать закон. Когда мы писали об этом, мы даже не представляли, чем всё это закончится.

2021-06-02 249
0
migracija_klausimai

Продлить нельзя, отказать – как власти Литвы «помогают» национальному перевозчику

Совсем недавно у литовских перевозчиков возникли трудности с попаданием в «Список утверждённых компаний», членство в котором позволяет трудоустраивать водителей из третьих стран в упрощённом порядке. Всё из-за того, что Порядок включения компаний в СУК был утверждён МВД и применялся без оглядки на специфику работы грузового автотранспортного сектора. К счастью, законодательная база была достаточно быстро подкорректирована. Но теперь возникла новая проблема: литовский перевозчик не может продлить своим водителям разрешение на проживание в Литве – и похоже, что виной всему снова новые неадекватные правовые нормы и их спорное применение.

2021-05-20 326
0