«Брексит» – что было, что есть, что будет?

brexit_check

«Брексит» стал серьёзным испытанием для транспортного сектора. Сейчас уже можно делать определённые выводы относительно того, что происходит и что может быть дальше. Катастрофа не случилась, но ситуация до сих пор не нормализовалась. А впереди новые трудности. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, как обстоят дела с перевозками по маршруту ЕС-Великобритания в целом, удалось ли литовским перевозчикам приспособиться к новым реалиям и к чему им готовиться.

Правовые и практические детали нового порядка торговли и перевозок в Великобританию из ЕС и обратно (на литовском языке) можно узнать на сайте «Cargonews» здесь и здесь.

Проблемы переходного периода

Многие ожидали, что в первые дни после «Брексита» на границе ЕС и Великобритании (в портах) образуются огромные очереди из грузовиков и будет хаос. Однако это не случилось, поскольку бизнес заранее пополнил запасы. «Приключения» начались, когда они иссякли.

Поскольку Великобритания отложила контроль экспорта из ЕС, а Евросоюз ввёл его сразу, британский экспорт в Европу стал проблемным из-за оформления документов (особенно связанных с происхождением товара), уже не говоря о работе таможенных систем и необходимости тестов на коронавирус для едущих из Британии водителей. Как показала недавно опубликованная статистика, в январе экспорт из Великобритании в ЕС упал на 40,7%, из ЕС в Великобританию – на 28,8% (при этом экспорт литовских услуг в Великобританию уже в 2020 г. упал на 27%).

В транспортном секторе подтверждением данной ситуации было уменьшение количества грузовиков, проходящих через порты (уже не говоря о том, что многие грузовики ехали из Великобритании пустыми из-за отсутствия грузов). Обычным делом стали отказы перевозчиков и экспедиторов из разных европейских стран работать с Британией, увеличился объём морских контейнерных и трейлерных перевозок (чтобы грузовику не надо было ехать через границу). Не могли помочь даже многие таможенные брокеры, которые не привыкли работать с экспортом в ЕС (стало проще экспортировать британские товары не в Евросоюз, а в третьи страны).

О проблемах в середине января заговорили и литовские транспортники (подробнее о них на литовском языке – здесь, здесь и здесь). Генсек Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) Повилас Дрижас тогда подчеркнул, что важно разобраться в административных требованиях английских и европейских портов (правильно оформить документы), и добавил, что грузопоток восстановится, поскольку примерно 80% товаров попадают в Великобританию с помощью перевозчиков из ЕС.

И действительно, в начале февраля интенсивность перевозок начала восстанавливаться и приближаться к докризисным показателям, и как сказано в сообщении британской Ассоциации дорожного транспорта (RHA): «Результаты показывают, что на седьмой неделе 2021 г. объёмы автодорожных перевозок между Великобританией и ЕС всё ещё были намного ниже, чем в среднем в 2020 г. Однако они также показывают, что объёмы значительно увеличились по сравнению с теми, которые выявило исследование, проведённое на третьей неделе января».

Тем не менее, как в начале февраля отметили в компании «Balti Logistika»: «Очевидно, что британские погранпереходы не были готовы к Брекситу – не хватает постов, готовых помочь перевозчикам таможенных брокеров, а в подготовленных декларационных документах есть ошибки. Перевозчики жалуются на дополнительное время ожидания [плюс 3-4 часа на границе] и рост бюрократии. Очереди длинные, несмотря на то, что годовые грузопотоки в Великобританию упали примерно на 20-30%. Брексит вызвал целый ряд проблем в логистической цепочке, которая сейчас пытается приспособиться в режиме реального времени. Были случаи, когда грузоотправителям приходилось возвращать грузы на склады, поскольку они не были подготовлены по новым правилам ввоза в Великобританию. Потребуется время, пока устоится новый порядок, и на таможнях появится достаточно «рук» для обеспечения беспроблемного перемещения товаров». Иными словами, ситуация, похоже, постепенно нормализуется, но трудности остаются.

Что сейчас

Один английский перевозчик привёл показательный пример того, что происходит из-за «Брексита». Он должен был отвезти картошку из Великобритании в Италию, на погрузке водителю не дали санитарный сертификат на груз, в Кале (Франция) грузовик пропустили, не попросив этот сертификат, и он продолжил путь, но затем ошибка выяснилась, и машине пришлось ехать 2000 километров обратно в Кале. При этом англичанин добавил, что ему очень трудно конкурировать с восточно-европейскими перевозчиками. И это касается практически всего британского автотранспорта – особенно из-за зарплаты водителей. Как рассказал другой представитель транспортного сектора Великобритании, одна крупная балтийская компания начала нанимать водителей на месяц за фиксированную низкую зарплату (и пусть он хоть неделю на границе стоит), что помогает ей оставаться конкурентоспособной.

В связи с этим можно предположить, что литовские перевозчики смогли приспособиться к новым реалиям. По словам генсека АМТЛ П. Дрижаса, из-за «Брексита» грузопоток по маршруту ЕС-Великобритания уменьшился, но особых жалоб по поводу нового порядка перевозок в/из Великобритании АМТЛ не получал – если всё досконально изучить, они проходят достаточно гладко. Возможно, крупным компаниям, которые составляют основу Альянса, просто легче адаптироваться к любым новым требованиям, что подтверждает пример «Vlantana».

Там нам рассказали, что в последнее время спрос на перевозку грузов в Великобританию растёт, а вместе с ним и цены транспортировки (если опираться на данные «Balti Logistika», в начале февраля речь шла о плюс 20-30% для небольшого груза и о 5-10% для большого, а в январе дело доходило до завышения цены перевозки в 7 раз, и пока трудно сказать, на каком уровне цены стабилизируются – всё будет зависеть от развития ситуации). Как отметил генеральный директор «Vlantana» Томас Стонис: «Главное во время перевозки груза в Великобританию и возвращения из неё – должным образом оформленные документы, особенно во втором случае. Рекомендуем пользоваться услугами таможенных посредников». Процесс получения разрешений на въезд в Кент, по его словам, лёгкий и быстрый, процесс тестирования водителей тоже (а недавно Франция вообще отменила требования к прибывающим из Великобритании водителям иметь отрицательный тест на коронавирус). «В целом, во время поездки из Европы в Великобританию проблем нет, во время возвращения задержать в очереди может специализированный груз, оформление документов на который может занять около суток. Также около суток может занять процесс попадания на паром», — подытожил Т. Стонис.

Генсек «Linava» Зенонас Буйвидас в своей оценке сегодняшней ситуации c «Брекситом» не был столь позитивен. «Ещё много вопросов, как решать проблемы, чтобы перевозка грузов проходила гладко. Пока ответственные лица Великобритании не могут предоставить единые документы, которые надо заполнить нашим перевозчикам. Всё же надеемся, что ситуация изменится, так как сейчас появляются компании, которые облегчат работу с таможней, помогут подготовить нужные документы должным образом. В целом, поездка наших перевозчиков туда и обратно стала дольше на 1-2 суток. Ответ на тест на коронавирус надо ждать почти 12 часов. Также в этой стране не хватает внутренних таможенных пунктов», — отметил З. Буйвидас.

Поскольку он и другие упоминали таможенных посредников, мы решили поговорить о «Брексите» и с руководителем компании «Bunasta» Юргисом Адомавичюсом.

Комментарий таможенного брокера

Как сказал Ю. Адомавичюс: «Многие из наших клиентов приостановили перевозки в Великобританию из-за «Брексита», но уже всё больше вопросов о процедурах и заказов. Факт, что сначала товары чаще везли в Англию из-за всё еще действующих там упрощённых процедур, а обратно в ЕС перевозчики возвращались пустыми. Однако в настоящее время мы ежедневно оформляем чуть больше двухсот машин из Англии в Европу. Только в последнем случае мы нередко получаем от отправителей очень некачественные первичные документы. Счета-фактуры неинформативны, и из-за этого таможенные посредники делают много ошибок, которые требуют от всех участников транспортной цепочки дополнительных временных и финансовых затрат. Был не один случай, когда клиенты готовили все документы за английского отправителя. Сейчас англичане уже больше знают и понимают, но некомпетентные таможенники в Англии, которым не хватает опыта, по-прежнему часто делают ошибки».

Что касается рекомендаций работающим с Великобританией перевозчикам (особенно с английским экспортом), прежде всего глава «Bunastа» посоветовал им очень внимательно проверять, есть ли все необходимые для перевозки документы, правильно ли они оформлены, указана ли в них вся необходимая информация и верна ли она. «Тогда надо знать, где будут осуществляться таможенные процедуры, экспорт, транзит и наконец импорт. Мы можем всё сделать по принципу одного окна. В противном случае тратится очень много времени“, — подчеркнул Ю. Адомавичюс.

«Что будет со второй волной, трудно сказать. Активно к ней готовимся – укрепляем ряды таможенных экспертов в Англии. Очень не хватает специалистов, которых ищем и мы. Их зарплаты выросли на 30%, но люди всё равно не горят желанием заниматься этой работой, поскольку нет устоявшихся правил. Всё происходит медленнее, чем хотелось бы, но постепенно ситуация улучшается», — подытожил руководитель «Bunastа».

Проверки подождут

Сейчас никто не спорит с тем, что ввоз товаров из ЕС в Великобританию осуществляется почти без проблем. Поэтому все с беспокойством ждали апреля и июля, когда должен был ужесточиться контроль европейского экспорта в Великобританию, которая очень зависит от товаров из ЕС. Однако недавно Лондон принял решение отложить проверки до 2022 г. Этот шаг несомненно поможет наладить и стабилизировать торговлю и соответственно перевозки по маршруту ЕС-Великобритания (хотя при этом с 6 апреля в последней вводится обязательное тестирование на коронавирус водителей, въезжающих в страну больше чем на 48 часов), но надо понимать, что контроль отложен не навсегда. С одной стороны, у всех будет больше времени подготовиться к новым реалиям. С другой – к «Брекситу» все тоже долго готовились, а «зима всё равно пришла неожиданно».

Сейчас тоже было несколько месяцев на подготовку, но, как заявил британский министр: «Мы прислушались к бизнесу, который настоятельно просил больше времени на подготовку». И как отметил один британский экспедитор, продление переходного периода на полгода может не спасти ситуацию, так как этого времени слишком мало (надо минимум два года) для того, чтобы подготовить качественного специалиста по таможенным процедурам. Также он отметил, что британские таможенники всё ещё не могут совладать с экспортом, уже не говоря о будущих трудностях с импортом, и их подготовка, вероятно, требует ещё большего времени.

Поэтому есть ощущение, что в 2022 г. может быть как в известном выражении «никогда такого не было и вот опять». Тем не менее, пока работающие с Британией литовские перевозчики могут рассчитывать на увеличение грузопотока по хорошим ценам, и как отмечают эксперты, в начале 2022 г. всё в любом случае должно быть не так плохо, как в начале 2021-ого.

***

Обобщая, можно констатировать, что кризисный момент в перевозках по маршруту ЕС-Великобритания с точки зрения объёмов и административных проблем позади – трудности, конечно, сохраняются, но приспосабливаются и грузоотправители, и перевозчики (особенно закалённые трудностями литовские), и таможенные брокеры, что подтверждает и статистика. Иными словами, миссия выполнима (если не своими силами, то с помощью таможенных посредников), и до конца года ситуация должна только улучшаться – в частности, с обратными грузами из Великобритании. Как будут развиваться события в начале 2022 г., пока сказать трудно, но должно быть легче, чем в начале 2021-ого.

Дополнительно сообщаем, что 24 марта литовская Ассоциация транспортных инноваций (АТИ) организовала конференцию «Третий месяц после Брексита в транспортном мире». Её материалы (мнения специалистов) можно получить, обратившись в АТИ.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

late

Как перевозчику не потерять деньги за простой?

Все транспортные эксперты постоянно говорят участникам перевозки – чтобы избежать проблем с партнёрами, составляйте максимально детальный договор. Но на практике порой нет времени на обсуждение и прописывание всех условий (в частности по простою) – например, потому, что владельцу груза надо доставить его очень быстро, а перевозчику не хочется его упускать. Но это всегда чревато негативными последствиями. Редакция «Cargonews» хочет рассказать о проблеме, с которой в подобной ситуации столкнулся один перевозчик.

2021-07-28 21
0
gryni_kortele

Пострадают ли перевозчики из-за запрета наличных в расчётах с водителями?

Фильм «Рабы фур» вызвал в Литве большой резонанс. В нём литовские перевозчики обвинялись в частности в том, что используют наличные для финансовых махинаций в отношениях с водителями. В итоге возникла инициатива на законодательном уровне запретить работодателям использовать наличные в расчётах с сотрудниками, и недавно был принят соответствующий закон. Пострадают ли как-то перевозчики?

2021-07-10 175
1
AdBlue

Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

2021-07-06 144
0
_ALE5909

Oбзор транспортных событий в июне

Решения о квоте для водителей из третьих стран и коэффициенте зарплаты водителей в Литве. Новости из Брюсселя и разных стран Европы. Требования, касающиеся въезда и выезда из России и регистрации иностранных перевозчиков на Украине. Новинки производителей грузовиков и инновационные логистические технологии. Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-30 158
0
trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 130
0