Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

kompo klaviatūra

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

Сотрудник редакции CargoNews.lt стал одним из тех немногих, кому посчастливилось узнать о том, что происходит за стенами этого учреждения в настоящее время. Дискуссия с новым руководителем ГДТИ продолжалась не менее часа. Ответы главы учреждения на вопросы журналиста не оставляют сомнений в том, что намечаемые перемены в той или иной степени обрадуют транспортное сообщество.

С момента основания в ГДТИ не было никаких серьёзных изменений. Означает ли это, что независимая транспортная политика в принципе невозможна?

Так категорически утверждать нельзя – в ГДТИ происходили такие изменения, какие были необходимы в соответствии с директивами Европейского Союза. С другой стороны, вы правы – до сих пор инспекция была учреждением закрытого типа, каким бы нам больше не хотелось быть. Работа только начинает набирать обороты, в настоящее время мы занимаемся пересмотром отведённых нам функций, пытаемся разделить их на «литовские» и «европейские» (в зависимости от наших национальных и международных обязательств и соглашений). Одновременно мы пытаемся разобраться, на самом ли деле те функции, которые до сих пор выполняла ГДТИ, соответствуют декларируемой миссии организации. Первое впечатление от этой «инвентаризации» таково, что, на мой взгляд, значительная часть деятельности выполнялась нерационально, с большим разрывом от официальных заявлений и стремлений быть «помощником в транспортном деле». Также следует признать, что многие процессы были организованы не очень рационально и эффективно.

Что вам, как человеку, который до сих пор не был тесно знаком со спецификой автомобильного транспорта, первым делом бросилось в глаза?

Очень часто сотрудники государственных учреждений считают себя «центрами Вселенной». На самом деле всё обстоит или, по крайней мере, должно быть наоборот. Клиенты – в нашем случае транспортные компании – должны быть главными, а мы обязаны позаботиться о том, чтобы деловая среда, в которой они работают, была прозрачной и понятной, чтобы любые требования основывались на здравом смысле и работали на благо общественного интереса. После восстановления независимости в Литве появилось такое огромное количество различный учреждений лишь потому, что «так надо» – без чёткого понимания, какую пользу они должны приносить, и в чём на самом деле заключается их миссия. С момента создания ГДТИ постоянно заявляла о том, что она стремится быть «постоянно растущим, справедливым и принципиальным деловым партнёром и советчиком». Когда в первые дни своей работы в ГДТИ я попытался спросить у своих коллег, почему они сегодня пришли на работу, этот вопрос их привёл в замешательство. Тогда мы начали вместе анализировать, чем ГДТИ могла бы быть полезной для транспортного сообщества, и пришли к выводу, что «стремиться к совершенствованию и быть чьим-то партнёром» это, скорее всего, не совсем то, чего от нас ожидают. После долгих дискуссий о том, какой должна быть ГДТИ, мы решили, что наша основная цель – ноль погибших участников дорожного движения, т.е. мы обязаны обеспечить, чтобы все наши клиенты – те, кто находятся за рулём автомобилей всех весовых категорий, те, кто путешествует на автобусах или пешком – могли двигаться безопасно и быстро.

Как вы намерены идти к этой цели?

Во всех случаях для того, чтобы проблему можно было решить, необходимо точно знать причины её возникновения. К сожалению, до сих пор анализу дорожно-транспортных происшествий уделялось недостаточное внимание. Приведу несколько примеров. Недавно недалеко от Каунаса погиб польский водитель – он врезался в другой грузовой автомобиль, который был припаркован. В таких случаях вывод обычно бывает один – водитель движущегося автомобиля не соблюдал безопасное расстояние. Однако, после тщательного расследования выяснилось, что показания тахографа постоянно подделывались с помощью обыкновенного магнита, водитель не соблюдал режим труда и отдыха, поэтому в какой момент от усталости просто заснул, вследствие чего и произошла авария. Другой пример из учебного видеоматериала LEAN. На видеосъёмке запечатлена ситуация, как в застрявший на железнодорожном переезде мотоцикл врезается поезд. В рамки здравого смысла этот инцидент не помещается – ведь на переезде установлены камеры видеонаблюдения, за ними следил сотрудник охраны, у которого было достаточно времени предупредить машиниста о непредвиденном препятствии. Почему он этого не сделал? Тщательное расследование привело к довольно неожиданным выводам. Во-первых, это мотоциклист не совладал со своим мотоциклом потому, что у него не было прав и необходимых навыков вождения. Во-вторых, охранник не выполнил свою функцию потому, что угол монитора, на котором был виден мотоцикл и его водитель, заслонил другой монитор, т.е. с точки зрения эргономики, рабочее место охранника было оборудовано неправильно.

Для того, чтобы мы могли эффективно решать все проблемы, связанные с поставленными перед ГДТИ задачами, нам необходимо иметь точную изначальную информацию. Только так мы сможем понять, какие изменения нужны в программе подготовки водителей, в Правилах дорожного движения, в системе просвещения участников дорожного движения, в пакете инструментов контроля и т.д.

Вы намерены ограничиться ролью экспертов, или будете сами предпринимать активные действия?

Безусловно, мы можем и обязаны быть активными участниками транспортного рынка. С другой стороны, в некоторых случаях нам необходимо отказаться от амбиций вмешиваться в определённые процессы. Я имею ввиду выдачу разрешений на работу водителям из третьих стран. Существующий порядок обязывает нас проверять у этих сотрудников абсолютно всё – как они пересекли государственную границу, есть ли у них вид на жительство и разрешение работать на территории Европейского Союза, наконец, есть ли у них трудовой договор. Однако, всё, что нам требуется знать – это знать о компетенции таких сотрудников, т.е. прошли они обучение на 95-й код, или нет. И есть ли у такого сотрудника номер социального страхования, т.е. будет он работать легально, или нет. Вот и всё. Если все процедуры свести до этого минимума, время выдачи разрешений может сократиться в несколько раз. Учитывая то, что в течение года мы выдаём 10 000 таких разрешений, экономический эффект был бы огромным.

Ещё один пример – выдача разрешений на движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. Существующий порядок выдачи этих разрешений таков, что мы принимаем заявки, затем обращаемся к владельцу дорожного хозяйства (в Дирекцию автомобильных дорог Литвы) и в соответствующие муниципальные службы. Все эти учреждения рассматривают наши заявки, и о принятых решениях сообщают нам. Иными словами, трое сотрудников ГДТИ должны участвовать в цепочке бессмысленных посреднических операций, администрирование которых стоит больше, чем нам платит заявитель (такое разрешение стоит 14 евро).

То же можно сказать и об экзаменационной системе контролёров станций техосмотров. Этих специалистов готовят станции ТО, они лучше нас знают, какие специалисты им нужны, и как добиться, чтобы они достигли соответствующего уровня квалификации. Я считаю вмешательство ГДТИ в эти процессы излишним, поэтому перемены на этом фронте тоже неизбежны.

Когда заработает новый механизм ГДТИ?

Официальный старт запланирован на 15-е апреля. Да, я не упомянул, что инспекция намерена полностью перейти к электронному формату документов. Что касается перевозчиков, то могу пообещать, что новый механизм квот и выдачи разрешений будет разработан уже в этом году. Надеюсь, он будет прозрачным и удобным.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

zilius_zenonas

XXXV конгресс «Linava» – конец войны?

Казалось, что главным событием XXXV конгресса «Linava» станут выборы президента ассоциации, поскольку в последнее время с этим были связаны её внутренние противоречия. Однако на первый план снова вышел вопрос страховой компании перевозчиков, и пошли разговоры о том, что этот проект может оставить «Linava» голой и босой, а в конечном итоге провалиться. Редакция Cargonews подводит итоги мероприятия.

2019-05-19 4
0
podsciot

«Linava» против профсоюзов – игра в долгую

В Литве до предела обострился вопрос заработной платы водителей-дальнобойщиков. Министерство социальной защиты говорит о двойной минимальной зарплате, профсоюзы тоже заняли жёсткую позицию, перевозчики в ответ подумывают о переносе бизнеса в другие страны и об акциях протеста. При этом стороны ведут переговоры, но как будто не слышат друг друга. Редакция Cargonews решила выяснить, удастся ли им найти какое-то взаимовыгодное решение.

2019-05-16 46
0
7х5-РУ

Cargo.LT – 20 лет онлайн.

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

2019-05-10 247
2
european_parliament

«Пакет мобильности» – что дальше?

Пока случилось худшее, что могло случиться – Европарламент (ЕП) всё-таки проголосовал за «Пакет мобильности» (ПМ). Перевозчики и транспортные власти многих стран ЕС (особенно периферийных, включая Литву) в шоке от возможных последствий этого решения. Была большая надежда на то, что данным вопросом займутся уже новоизбранные европарламентарии, а теперь всё должно решиться на переговорах между ЕП, Еврокомиссией (ЕК) и Евросоветом. Наша редакция решила уточнить, за что именно проголосовал Европарламент, и попытаться понять, каковы перспективы развития событий.

2019-05-03 770
0
mobpackage

Обзор транспортных событий в апреле

Конгресс «Linava», статистика транспортного сектора Литвы и дискуссия о зарплате водителей. Решение Европарламента по «Пакету мобильности», новая дата «Брексита» и новости из разных стран ЕС. Актуалии восточного пространства и события в мире транспортных технологий. Об этом и многом другом в апрельском обзоре от Cargonews.lt

2019-05-01 374
0