Дорогие консультации – кто зарабатывает на долгах «Линаве»? (ДОПОЛНЕНО публичная реакция «Linava»)

euro

На недавно прошедшем Конгрессе «Linava» её Ревизионная комиссия (РК) отметила, что для взыскания долгов Ассоциация подписала договор с компанией «Skolų valdymo konsultacijos» (SVK). Однако сотрудничество, по мнению РК, не является взаимовыгодным, поскольку SVK должна отчитываться о проделанной работе, «но ревизионная комиссия в системе Ассоциации не нашла ни одного зарегистрированного отчёта – лишь счета к оплате». При этом, как сказано в отчёте РК, «взыскание долгов осуществляется с помощью судебных исполнителей, которые и совершают все необходимые действия, поэтому непонятно, какую дополнительную работу проделала SVK в интересах Ассоциации». Редакция «Cargonews» решила выяснить, всё ли «чисто» в данной ситуации.

По нашим данным, на заседании президиума «Linava» каунасскую компанию SVK в качестве стоящего партнёра для сотрудничества представил член президиума от каунасского региона (который долго и упорно, но безуспешно пытается его отозвать, хотя есть юридическое мнение, что это возможно) и одновременно председатель комитета по правовым и организационным вопросам «Linava» Ромас Восилюс, отметивший, что SVK эффективно работает на благо Ассоциации уже несколько лет. Об успешном сотрудничестве сторон с 2016 г. на президиуме говорил и глава SVK Донатас Зажецкис. При этом у отдельных его членов сложилось устойчивое впечатление, что Р. Восилюс и Д. Зажецкис являются давними хорошими знакомыми.

В целом, желание «Linava» воспользоваться услугами компании, которая может ускорить взыскание долгов с должников Ассоциации, выглядит логичным, но почему бы не выбрать соответствующего партнёра на конкурсной основе? Больше того, такое предложение поступило со стороны нескольких членов президиума. Однако конкурс не был проведён. Вопрос – почему? Толькo ли потому, что SVK, якобы, уже хорошо себя зарекомендовала в качестве партнёра «Linava»? Это означает лишь то, что ей было бы легче победить в конкурсе, но это не означает, что его не стоило проводить.

Тем более, как показывают общедоступные данные, в компании SVK, не покладая рук, трудится всего один сотрудник (он же директор Д. Зажецкис, он же 100-процентный владелец), и её оборот (от 100 до 200 тысяч евро), как и список дел, в которых она участвовала (12 дел за 11 с половиной лет работы), прямо сказать, не очень большой. Конечно, это и то, что на Rekvizitai.lt рейтинг SVK – всего 2,8 балла из 10, не значит, что Д. Зажецкис неэффективен как взыскатель долгов. Однако, как правило, такие крупные и серьёзные организации как «Linava» сотрудничают с такими же большими, солидными и авторитетными партнёрами.

Решив вести дела именно с SVK, президиум Ассоциации, по данным редакции, определил для компании процент с будущих взысканных долгов (8-10%) в качестве оплаты её услуг и поручил генеральному секретарю (на тот момент – Мечиславас Атрошкявичюс) заключить с ней договор. Как сказано в отчёте РК: «В пункте 3.2 договора сказано, что заказчик, то есть, Ассоциация платит исполнителю, то есть, SVK установленное вознаграждение вне зависимости от того, предпринял ли сам заказчик (Ассоциация) какие-то действия для взыскания долга или уполномочил сделать это третью сторону». Вопрос – зачем было подписывать договор с SVK на таких избыточно благоприятных для компании условиях?

В итоге, если исходить из данных РК, «SVK были переданы и те должники, которые и так периодически платили Ассоциации присуждённые ей суммы», и с 2019-10-23 по 2020-10-31 компании было заплачено около 40 тысяч евро, включая около 25 тысяч евро с января по октябрь 2020 г. В связи со всем этим РК пришла к выводу, что договор с  SVK «Linava» невыгоден.

При этом источник в Ассоциации нам подтвердил, что SVK получала процент от долгов, к взысканию которых не имела отношения. И вот здесь нельзя не сказать о компании «Solaris Baltic». Как нам отметил бывший генеральный секретарь «Linava» М. Атрошкявичюс, Ассоциация сотрудничала с SVK с 2016 г., но в конце 2019 г. почему-то возник вопрос о пересмотре договора, хотя для этого, по его словам, не было никаких объективных оснований. «Однако на меня начали оказывать большое давление и даже стали угрожать увольнением с поста генерального секретаря за то, что я наношу большой вред Ассоциации, не подписывая новый договор с SVK. А сделать это надо было, якобы, для того, чтобы компания SVK смогла заняться долгом компании «Solaris Baltic» [примерно 285 тысяч евро – уточнение редакции]. При этом работать с долгом «Solaris Baltic» не было никакой необходимости, поскольку компания сразу согласилась всё заплатить», — подытожил М. Атрошкявичюс.

В итоге новый договор с SVK всё-таки был подписан, и, по нашей информации, компания, не проведя никакой серьёзной работы, получила за взыскание долга с «Solaris Baltic» свой процент (примерно 20 тысяч евро). В связи с этим вопрос – М. Атрошкявичюс «прогнулся» и подмахнул договор, не глядя? Оказывается, он отправился в отпуск, и пока отдыхал, договор с SVK подписал временно исполнявший обязанности генерального секретаря Зенонас Буйвидас (тот самый, которого через некоторое время большинство президиума – которое уже тогда всё решало в «Linava» и частью которого является Р. Восилюс – выбрало новым генеральным секретарём, уволив М. Атрошкявичюса при юридически сомнительных обстоятельствах). Cui bono (кому выгодно)?

Комментарии фигурантов

Чтобы расставить точки над «i», мы попросили «Linava» официально прокомментировать ситуацию. Например, ответить, почему при принятии решения о сотрудничестве с SVK не было конкурса, почему договор с SVK был подписан на таких благоприятных для компании условиях и что она сделала за 40 тысяч евро?

К сожалению, Ассоциация по сути проигнорировала наш запрос, не предоставив никаких объяснений: «Хотим обратить внимание, что информация, связанная с финансами и данными других компаний, является внутренним делом Ассоциации, поэтому обсуждать их публично было бы безответственно. Подчёркиваем, что все процедуры в Ассоциации проводятся в соответствии с правилами, установленными законами Литвы, уставом «Linava», различными порядками и регламентами», — сказано в ответе «Linava».

В этой связи стоит отметить, что, например, 30 ноября 2018 г. на сайте Ассоциации было опубликовано сообщение, в котором говорится о том, что ей удалось отсудить сотни тысяч евро, и Р. Восилюс тогда с гордостью делился деталями этого успеха. 18 ноября 2020 г. на сайте Ассоциации было опубликовано сообщение о том, что Апелляционный суд не удовлетворил иск компании «Solaris Baltic» касательно её отношений с «Linava» (до этого суд первой инстанции признал все сделки «Solaris Baltic» с Ассоциацией, заключённые в 2004 г., недействительными). Получается, «Linava» публично комментировала финансовые вопросы в целом и отношения с «Solaris Baltic» в частности, но нам почему-то отказала, хотя была отличная возможность рассказать об успехах в сфере взыскания долгов (возможно, ответы будут предоставлены членам Ассоциации, которым мы советуем поинтересоваться данным вопросом).

При этом, З. Буйвидас как генеральный секретарь «Linava» в связи с решением Апелляционного суда по «Solaris Baltic» заявил: «Я считаю, что тогдашний глава «Solaris Baltic» Марьян Мечковский, будучи членом президиума, вместе с тогдашним генеральным секретарём «Linava» Валдасом Гилисом воспользовались своим влиянием и заключили сделку, по которой не провели никаких расследований, что подтвердило и решение суда. Таких вещей не может быть, и будет сделано всё, чтобы пресечь любые злоупотребления». О том, кто и как заключал договор «Linava» с SVK в контексте долга «Solaris Baltic», сказано выше.

Также мы обратились непосредственно в SVK c вопросом о том, как началось её сотрудничество с «Linava» и что она сделала для Ассоциации за 40 тысяч евро? Сначала глава компании Д. Зажецкис поинтересовался, сколько времени у него на ответ, а когда мы напомнили о себе, отказался от комментариев (возможно, такая позиция была согласована с «Linava», поскольку компания SVK отказалась что-либо объяснять после «пустого» ответа Ассоциации).

***

После выступления РК на Конгрессе состоялось заседание президиума «Linava», и по данным редакции, сторонники сотрудничества с SVK болезненно отреагировали на замечания РК и интерес «Cargonews» к данному вопросу, что может говорить о том, что не всё в этом деле честно и прозрачно. Как бы там ни было, никаких решений о разрыве договора с компанией SVK или по крайней мере о её отчётности принято не было  При этом большинство президиума, которое сейчас всё решает в «Linava», очень много говорит о важности безупречной репутации Ассоциации и прозрачности её деятельности. Только история с SVK с этим как-то не вяжется. Также в этой связи ещё более обоснованным выглядит желание каунасского региона отозвать из президиума Р. Восилюса.

После описанной «Cargonews» истории о сомнительном сотрудничестве «Linava» c пиар-компанией и о непрозрачном процессе принятия нового порядка её региональных собраний казалось, что Ассоциация перестанет делать двусмысленные шаги, которые наводят на мысли о конфликте общественных и частных интересов у её отдельных руководителей. Оказалось, показалось.

P.S. После публикации «Cargonews» на сайте «Linava» появилось сообщение (только для членов) «Нечестные перевозчики потеряли память?», в котором Ассоциация излагает свою позицию по сотрудничеству с SVK. Жалко, что объяснения не были предоставлены сразу публично. 18 января 2021 г. редакция «Cargonews» получила от «Linavа» текст этого сообщения, который (на литовском языке) представлен ниже.

Nesąžiningi vežėjai prarado atmintį-page0001

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

road_toll

Новая система дорожного сбора – пострадают ли перевозчики?

В Литве с 2023 г. должна заработать новая система дорожного сбора. Виньетки заменит плата за километр пути. Соответствующее решение, которому предшествовала долгая дискуссия, парламент страны принял ещё в начале ноября прошлого года. Тогда перевозчиков это особо не волновало, но недавно «Linava» вдруг созвала специальную пресс-конференцию, в ходе которой выразила недовольство планируемыми изменениями. Понятно, что они серьёзно повлияют на внутренний пассажирский транспорт. Однако секретарь «Linava» по транспортной политике и инновациям Андрюс Бурба заявил, что новая система станет болезненным ударом и для грузового автотранспорта страны. Так ли это?  

2021-04-15 23
0
brexit_check

«Брексит» – что было, что есть, что будет?

«Брексит» стал серьёзным испытанием для транспортного сектора. Сейчас уже можно делать определённые выводы относительно того, что происходит и что может быть дальше. Катастрофа не случилась, но ситуация до сих пор не нормализовалась. А впереди новые трудности. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, как обстоят дела с перевозками по маршруту ЕС-Великобритания в целом, удалось ли литовским перевозчикам приспособиться к новым реалиям и к чему им готовиться.

2021-04-02 124
0
23208da2be2a160a3800b810e01f29bc

Oбзор транспортных событий в марте

Появление литовской Конфедерации мелких и средних перевозчиков и изменённый порядок составления «Списка утверждённых компаний» в Литве. Исследование IRU о нехватке водителей, важное решение Суда справедливости ЕС и важные перемены в Великобритании. Весенние ограничения движения в России и Белоруссии, шаг вперёд на пути реализации концепции eTIR и конкурс «Грузовик года в Литве». Об этом и не только в мартовском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-03-31 95
0
kelias_a5

Штрафы за неуплату дорожного сбора за дорогу А5 – что делать?

О проблеме с уплатой дорожного сбора при въезде в Литву из Польши по дороге А5 литовские перевозчики активно заговорили в мае прошлого года (подробнее об этом – здесь). Её суть в том, что они привыкли покупать виньетку после пересечения границы на ближайшей АЗС, но затем до заправки была установлена система контроля, которая вынуждает перевозчика (а точнее – водителя) покупать виньетку заранее электронным способом. Тем не менее, многие продолжили делать это на АЗС, и пошли штрафы, поскольку виньетка покупалась через несколько минут после того, как система зафиксировала её отсутствие. Перевозчики возмутились. А сегодня они недовольны ещё и тем, что штрафы приходят с большим опозданием и не все сразу. Редакция «Саrgonews» решила выяснить, может ли перевозчик, несколько раз купивший виньетку спустя некоторое время после фиксации нарушения, как-то избежать наказания или смягчить его.       

2021-03-23 260
0
dengi

Свой свояка видит издалека – куда уходят деньги «Linava»?

В последнее время доходы «Linava» падают. В связи с этим Ассоциация должна стараться использовать имеющиеся средства максимально бережно и эффективно. Однако в СМИ появилась информация о её возможных необоснованных тратах, которые её правящее большинство, как показало заседание президиума (сначала доступное его видео затем стало закрытым), почему-то не хочет даже обсуждать. Больше того, редакция «Cargonews» узнала о том, что Зенонас Буйвидас через несколько дней после назначения на пост генсека «Linava» подписал указ, которым со 100 до 2000 евро увеличил сумму закупок, требующих заполнения заявки в электронной системе Ассоциации (если сумма закупки меньше 2000 евро – её инициатор осуществляет её самостоятельно, получив согласие генсека). Мы решили разобраться в ситуации, и вскрылись более чем интересные подробности.   

2021-03-04 85
0