Местные перевозки тоже не обходятся без конфликтов

camion

Правила международных перевозок чётко регламентированы CMR Конвенцией – этим документом руководствуется любой международный перевозчик или другой представитель транспортного сектора, деятельность которого связан с международными перевозками. Между тем участники рынка местных перевозок нередко заглядывают в Транспортный кодекс Литвы. Но даже несмотря на это, избежать конфликтов иногда не удаётся. Тема этой публикации была продиктована реальной ситуацией, сложившейся между литовским перевозчиков и литовским заказчиком. Для разъяснения всех тонкостей мы обратились за помощью к юристам.

Советуют внимательно читать договор

Совсем недавно между двумя литовскими компаниями сложилась следующая ситуация: заказчик заказал перевозку груза из Вильнюса в Клайпеду. Перевозчик приехал на погрузку за несколько часов до окончания рабочего дня склада, однако, за это время груз ему так и не погрузили. Поэтому как только по окончании рабочего дня двери склада захлопнулись, перевозчик развернулся и уехал, так как на следующее утро у него была запланирована другая перевозка. Понятно, что между перевозчиком и заказчиком сложилась конфликтная ситуация: перевозчик считает, что прав он (ведь заказчик не погрузил груз), заказчик – что прав он (перевозчик не выполнил перевозку).

Когда мы вкратце изложили суть конфликта адвокату Реде Алексинайте, она была удивлена – ведь сроки, в которые груз должен быть погружен или выгружен, устанавливаются исключительно в договоре на перевозку. «Перевозчики очень часто допускают одну существенную ошибку – они заключают договоры на местные перевозки (да ещё и на перевозку сборных грузов) при условии, что погрузка может продолжаться 24 часа. Если перевозчик заключил договор именно на таких условиях, то его преждевременное удаление с места погрузки будет считаться нарушением договора. В таких ситуациях перевозчик должен внимательно изучать условия договора и настаивать на том, чтобы время, отведённое на погрузку или разгрузку, было для него приемлемым», – говорит адвокат.

Эти моменты регламентирует Гражданский кодекс Литвы (ГК, ст. 6.815), где говорится, что грузооптравитель обязан погрузить груз в сроки, установленные в договоре, и Транспортный кодекс (ст. 33), где говорится, что сроки погрузки устанавливаются в порядке соглашения сторон. Таким образом, по мнению Р. Алексинайте, перевозчик, который заключил договор, толком не изучив его условий, может пострадать, потому что суд скажет, что договор нужно выполнять. «Если в договоре установлено, что груз должен быть погружен в течение 24 часов с момента прибытия транспортного средства на место погрузки, то перевозчик обязан ждать до тех пор, пока груз будет погружен. Естественно, при перевозках сборных грузов или при осуществлении местных перевозок такой срок нельзя считать приемлемым, поэтому перевозчикам могу посоветовать только одно – внимательно читать условия договора и думать, под чем они подписываются», – говорит адвокат.

Споры решаются в соответствии с национальным законодательством

Многие из вас спросят – может быть, всё-таки возможны ситуации, когда перевозчик (без риска заработать штраф) может уехать с места погрузки/разгрузки, если заказчик по каким-либо причинам опаздывает с погрузкой/разгрузкой? На этот вопрос Р. Алексинайте не ответила ничего нового – этот момент относится к содержанию договора. «Бывают случаи, когда в договорах устанавливается, что перевозчик может уехать с места погрузки, если заказчик не погружает груз в установленные сроки (соответственно, заказчик вправе отказаться от перевозки, если перевозчик не прибывает на погрузку в установленные строки) – 2, 24 часа, 2-3 суток (в зависимости от характера груза и маршрута перевозки). Однако, если такой договорённости нет, остаётся решить, кто совершил существенное нарушение договора – заказчик, который не приготовил груз к погрузке, или перевозчик, который опоздал на погрузку (ГК, ст. 6.217), и на этом основании прервать договор. Помимо всего прочего, я бы посоветовала включить в договор пункт о дополнительном сроке для погрузки или для прибытия на место погрузки, а решение о расторжении договора принимать только по окончании этого срока», – говорит Р. Алексинайте.

О том, в каких случаях нарушение договора считается существенным, говорится в ч.2. ст. 6.217 ГК Литвы. Например, могло ли строгое соблюдение сроков оказать существенное влияние на ход перевозки, можно ли предположить, что из-за опоздания договор не будет выполнен и в будущем, можно ли утверждать, что потерпевшая сторона по существу не получила то, на что рассчитывала и т.д. О предпосылках к существенному нарушению договора можно говорить лишь после того, как будет проведена оценка всех конкретных обстоятельств и содержания договора.

Как правило, в стандартных договорах на погрузку отводится 24 часа, поэтому установить, кто был виноват в рассматриваемом случае, можно только на основании договора – перевозчик сможет уйти от ответственности только в том случае, если в договоре на погрузку было отведено 2 часа. Кроме того, заказчик может потребовать, чтобы перевозчик ответил не только за несоблюдение сроков погрузки, но и за несоблюдение других договорных условий – например, прибытия на погрузку на определённом транспортном средстве с комплектом определённых крепёжных элементов, безопасной доставки груза и его передачи надлежащему грузополучателю и т.д.

Как утверждает Р. Алексинайте, совсем не важно, о какой перевозке – местной или в ближайшее зарубежье – идёт речь. Если для осуществления перевозки представителю перевозчика (водителю) нужно не более 8 часов, то в таких случаях сроки погрузки и разгрузки устанавливаются исключительно в договоре, а любые споры решаются в соответствии с национальным законодательством.

 

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain

«Брексит» – к чему готовиться литовским перевозчикам?

Процесс «Брексита» продолжается, и пока никто не может сказать, чем он закончится. Это очень беспокоит бизнес, и в особенности перевозчиков, включая литовских. Поэтому «Linava» вместе с общественной организацией «Versli Lietuva» решила организовать для них семинар под названием «БРЕКСИТ: как литовским транспортным компаниям быть на шаг впереди?», на котором выступил в частности секретарь ассоциации по транспортной политике Томас Гаруолис и представитель литовской таможни. Редакция Cargonews хотела бы познакомить своих читателей с главными акцентами мероприятия и проблемы «Брексита» как таковой.

2019-03-20 90
0
Rus (4)

В России утверждена форма акта об остановке автотранспортного средства снаряженной массой более 3,5 т

Приказом ФТС России утверждена форма акта об остановке автотранспортного средства снаряженной массой более 3,5 т, а также порядок ее заполнения. Приказ вступает в силу 15 марта 2019 г.

2019-03-12 321
0
tamoznia

Российские «терминальные дозволы» – билет в один конец?

С 2017 г. Литва получает от России так называемые «терминальные дозволы» – двусторонние/транзитные разрешения, которые в 6 пункте «Особые отметки» содержат запись «Разрешается также перевозка грузов третьих государств» и используются для перевозки грузов из литовских терминалов (отсюда и неофициальное название). В этой связи на одном из недавних собраний «Linava» у членов ассоциации возник вопрос: «Может ли литовский перевозчик использовать «терминальный дозвол» для перевозки из России в Литву груза не из третьей страны, а то российская транспортная инспекция, якобы, говорит, что нет»? Тогда чёткий ответ на него не прозвучал, и редакция Cargonews решила разобраться в ситуации.  

2019-03-12 290
0
1428317286-3969

При пересечении границы в «Брузгах» в течение года возможны затруднения

О возможных затруднениях при пересечении белорусско-польской границы в пункте пропуска «Брузги» сообщил старший офицер отделения информации Гродненской пограничной группы Михаил Скорина.

2019-03-05 165
0