Местные перевозки тоже не обходятся без конфликтов

camion

Правила международных перевозок чётко регламентированы CMR Конвенцией – этим документом руководствуется любой международный перевозчик или другой представитель транспортного сектора, деятельность которого связан с международными перевозками. Между тем участники рынка местных перевозок нередко заглядывают в Транспортный кодекс Литвы. Но даже несмотря на это, избежать конфликтов иногда не удаётся. Тема этой публикации была продиктована реальной ситуацией, сложившейся между литовским перевозчиков и литовским заказчиком. Для разъяснения всех тонкостей мы обратились за помощью к юристам.

Советуют внимательно читать договор

Совсем недавно между двумя литовскими компаниями сложилась следующая ситуация: заказчик заказал перевозку груза из Вильнюса в Клайпеду. Перевозчик приехал на погрузку за несколько часов до окончания рабочего дня склада, однако, за это время груз ему так и не погрузили. Поэтому как только по окончании рабочего дня двери склада захлопнулись, перевозчик развернулся и уехал, так как на следующее утро у него была запланирована другая перевозка. Понятно, что между перевозчиком и заказчиком сложилась конфликтная ситуация: перевозчик считает, что прав он (ведь заказчик не погрузил груз), заказчик – что прав он (перевозчик не выполнил перевозку).

Когда мы вкратце изложили суть конфликта адвокату Реде Алексинайте, она была удивлена – ведь сроки, в которые груз должен быть погружен или выгружен, устанавливаются исключительно в договоре на перевозку. «Перевозчики очень часто допускают одну существенную ошибку – они заключают договоры на местные перевозки (да ещё и на перевозку сборных грузов) при условии, что погрузка может продолжаться 24 часа. Если перевозчик заключил договор именно на таких условиях, то его преждевременное удаление с места погрузки будет считаться нарушением договора. В таких ситуациях перевозчик должен внимательно изучать условия договора и настаивать на том, чтобы время, отведённое на погрузку или разгрузку, было для него приемлемым», – говорит адвокат.

Эти моменты регламентирует Гражданский кодекс Литвы (ГК, ст. 6.815), где говорится, что грузооптравитель обязан погрузить груз в сроки, установленные в договоре, и Транспортный кодекс (ст. 33), где говорится, что сроки погрузки устанавливаются в порядке соглашения сторон. Таким образом, по мнению Р. Алексинайте, перевозчик, который заключил договор, толком не изучив его условий, может пострадать, потому что суд скажет, что договор нужно выполнять. «Если в договоре установлено, что груз должен быть погружен в течение 24 часов с момента прибытия транспортного средства на место погрузки, то перевозчик обязан ждать до тех пор, пока груз будет погружен. Естественно, при перевозках сборных грузов или при осуществлении местных перевозок такой срок нельзя считать приемлемым, поэтому перевозчикам могу посоветовать только одно – внимательно читать условия договора и думать, под чем они подписываются», – говорит адвокат.

Споры решаются в соответствии с национальным законодательством

Многие из вас спросят – может быть, всё-таки возможны ситуации, когда перевозчик (без риска заработать штраф) может уехать с места погрузки/разгрузки, если заказчик по каким-либо причинам опаздывает с погрузкой/разгрузкой? На этот вопрос Р. Алексинайте не ответила ничего нового – этот момент относится к содержанию договора. «Бывают случаи, когда в договорах устанавливается, что перевозчик может уехать с места погрузки, если заказчик не погружает груз в установленные сроки (соответственно, заказчик вправе отказаться от перевозки, если перевозчик не прибывает на погрузку в установленные строки) – 2, 24 часа, 2-3 суток (в зависимости от характера груза и маршрута перевозки). Однако, если такой договорённости нет, остаётся решить, кто совершил существенное нарушение договора – заказчик, который не приготовил груз к погрузке, или перевозчик, который опоздал на погрузку (ГК, ст. 6.217), и на этом основании прервать договор. Помимо всего прочего, я бы посоветовала включить в договор пункт о дополнительном сроке для погрузки или для прибытия на место погрузки, а решение о расторжении договора принимать только по окончании этого срока», – говорит Р. Алексинайте.

О том, в каких случаях нарушение договора считается существенным, говорится в ч.2. ст. 6.217 ГК Литвы. Например, могло ли строгое соблюдение сроков оказать существенное влияние на ход перевозки, можно ли предположить, что из-за опоздания договор не будет выполнен и в будущем, можно ли утверждать, что потерпевшая сторона по существу не получила то, на что рассчитывала и т.д. О предпосылках к существенному нарушению договора можно говорить лишь после того, как будет проведена оценка всех конкретных обстоятельств и содержания договора.

Как правило, в стандартных договорах на погрузку отводится 24 часа, поэтому установить, кто был виноват в рассматриваемом случае, можно только на основании договора – перевозчик сможет уйти от ответственности только в том случае, если в договоре на погрузку было отведено 2 часа. Кроме того, заказчик может потребовать, чтобы перевозчик ответил не только за несоблюдение сроков погрузки, но и за несоблюдение других договорных условий – например, прибытия на погрузку на определённом транспортном средстве с комплектом определённых крепёжных элементов, безопасной доставки груза и его передачи надлежащему грузополучателю и т.д.

Как утверждает Р. Алексинайте, совсем не важно, о какой перевозке – местной или в ближайшее зарубежье – идёт речь. Если для осуществления перевозки представителю перевозчика (водителю) нужно не более 8 часов, то в таких случаях сроки погрузки и разгрузки устанавливаются исключительно в договоре, а любые споры решаются в соответствии с национальным законодательством.

 

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 40
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 273
0
vairas (6)

Пересмотр квоты на трудоустройство водителей из третьих стран – быть или не быть? (c эксклюзивным комментарием Министерства социальной защиты и труда Литвы)

Некоторое время назад Литва решила ввести квоту в сфере услуг для граждан из третьих стран, которая касается и водителей-дальнобойщиков. Уже это вызвало недовольство литовских перевозчиков, которым не хватает водителей (а сейчас из-за требований «Пакета мобильности» их требуется ещё больше). Когда стал известен размер установленной квоты – 11600 человек для всей сферы услуг – автотранспортный сектор испытал шок. Но была надежда на пересмотр этой квоты в течение года, что позволяет сделать закон. Когда мы писали об этом, мы даже не представляли, чем всё это закончится.

2021-06-02 249
0
migracija_klausimai

Продлить нельзя, отказать – как власти Литвы «помогают» национальному перевозчику

Совсем недавно у литовских перевозчиков возникли трудности с попаданием в «Список утверждённых компаний», членство в котором позволяет трудоустраивать водителей из третьих стран в упрощённом порядке. Всё из-за того, что Порядок включения компаний в СУК был утверждён МВД и применялся без оглядки на специфику работы грузового автотранспортного сектора. К счастью, законодательная база была достаточно быстро подкорректирована. Но теперь возникла новая проблема: литовский перевозчик не может продлить своим водителям разрешение на проживание в Литве – и похоже, что виной всему снова новые неадекватные правовые нормы и их спорное применение.

2021-05-20 326
0
basanaviciaus45

Бизнес по-линавски – пора ли менять генерального секретаря «Linava»?

Состоялся XXXVIII конгресс «Linava», который прошёл удалённо и ознаменовался очередным скандалом. Одним из центральных событий мероприятия стал доклад Ревизионной комиссии (РК), который очень нервно воспринял генеральный секретарь Ассоциации Зенонас Буйвидас. Он обвинил комиссию в предвзятости и выполнении заказа сил, связанных с недавно образованной Конфедерацией мелких и средних перевозчиков Литвы, президентом которой является бывший глава «Linava» Эрландас Микенас. Однако то, что случилось во время голосования по вопросу продажи крупной собственности Ассоциации, говорит о том, что претензии РК к З. Буйвидасу, возможно, небезосновательны. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.

2021-05-07 80
0