Ответственная погрузка – безпроблемная разгрузка

погрузка

Практика автоперевозок показывает, что случаи, когда водитель не может участвовать в процессе погрузки и проверить состояние груза, довольно распространены. Если перевозчик это просто проигнорирует и никак не подстрахуется, при разгрузке у него могут возникнуть серьёзные проблемы – если выяснится, что груз повреждён, его получатель и/или отправитель может обвинить в этом именно перевозчика. Также в этом контексте важен момент передачи груза получателю, после которого перевозчик больше не несёт за него ответственность. О правовых нюансах таких ситуаций мы поговорили с юристом адвокатской конторы VERUM Миндаугасом Шимкунасом.

Один перевозчик рассказал такую ​​историю: заказчик сам погрузил груз в автомобиль и не пустил водителя на склад, но после загрузки водитель увидел, что в задней части контейнера сдвинуты высокие нагруженные товаром тележки на колёсиках, которые заставлены аккумуляторами грузовика, чтобы не двигались во время перевозки. На вопрос водителя, является ли такой способ крепления груза нормальным, сотрудник склада заверил, что всё в порядке, и водитель принял товар к перевозке без каких-либо замечаний в CMR накладной (по словам юристов, подобные ситуации – частое явление). Однако при разгрузке, когда машину с открытыми дверьми толкали к рампе, тележка, оттолкнув 2 аккумулятора, выкатилась из контейнера возле рампы. Получатель заполнил акт повреждения груза, который не был подписан водителем. Через несколько дней перевозчик получил от заказчика претензию с требованием возмещения убытков за повреждённый груз.

В этой ситуации важны несколько моментов. Во-первых, вопрос возможности водителя участвовать в погрузке. Во-вторых, поведение водителя (перевозчика), когда он увидел, что груз может быть неправильно закреплён. В-третьих, ответственность водителя (перевозчика) при разгрузке.

Этап погрузки

По словам М. Шимкунаса, вопрос (не)участия водителя в погрузке стал особенно актуальным в последнее время из-за режима карантина. Однако, ни использование техники (видеосъёмка погрузки), ни установленные в различных странах правила карантина, по его мнению, не отменяют обязанность перевозчика (водителя) участвовать в процессе передачи груза. Если водителя лишают возможности принять груз должным образом, ему следует как можно подробнее указать в CMR накладной не зависящие от него причины, по которым это произошло (тем более, что в автомобиль может быть загружена контрабанда). Без таких письменных замечаний последующие заявления перевозчика о том, что водитель не был допущен на погрузку, суд считает декларативными и необоснованными (больше информации – здесь).

Если водитель может проверить, как был загружен груз, или участвовать в погрузке, то, как отметил М. Шимкунас, во многих решениях суда сказано, что CMR накладная является доказательством состояния груза, принимаемого к перевозке. Поэтому перевозчик (водитель) должен быть особенно внимательным, считая грузоместа и оценивая недостатки груза. Если водитель подписывает CMR накладную без каких-либо замечаний, связанных с состоянием груза, считается, что оно в момент передачи груза перевозчику было нормальным.

Важно, чтобы замечания водителя были на всех копиях CMR накладной. Более того, он не может просто указать отдельные дефекты груза – надо максимально подробно описать, как он их обнаружил, и обосновать свои претензии. Здесь перевозчики могут сказать, что в накладной мало места или что водителям сложно это сделать. Но такова судебная практика. В идеале замечания перевозчика должен своей подписью подтвердить грузоотправитель (при этом, он имеет право это не делать, но водителю всё равно стоит их записать, так как это юридически значимый момент в контексте возможных проблем).

Ответственное поведение перевозчика необходимо при приёме груза как у фактического отправителя, так и у предыдущего перевозчика (то есть, в случае перегрузки). Если следующий перевозчик принял груз у предыдущего без замечаний, а на разгрузке выяснилось, что груз повреждён, отвечать будет последний перевозчик. Также грузоотправитель часто заключает договор о перевозке с экспедитором, который нанимает фактического перевозчика. И если это перевозчик решит везти груз с очевидными недостатками без каких-либо замечаний со своей стороны, отвечать будет не только он, но и экспедитор.

Значимый вопрос – как оценивать ситуацию, когда водитель из-за недостатка знаний об определённом грузе не может понять (и соответственно указать в CMR накладной), что он подготовлен для перевозки не должным образом? По словам М. Шимкунаса, в соответствии с CMR конвенцией и судебной практикой её применения, обязанности перевозчика во время приёма груза ограничиваются проверкой внешнего и очевидного состояния груза, а также контролем его размещения в транспортном средстве. «Перевозчик несёт ответственность за плохо подготовленный груз (ошибки грузоотправителя), если на момент приёма груза его недостатки были известны и очевидны для водителя, но он не указал их в CMR накладной. Известный или очевидный для перевозчика (водителя) недостаток в каждом деле доказывается индивидуально. Это должен доказать отправитель, и сделать это сложно», — пояснил юрист.

Наконец, если иное не указано в договоре, перевозчик принимает груз, когда отправитель загружает его, и в этом случае ограничивается лишь наблюдением за процессом погрузки. Однако, если в договоре сказано, что груз загружается перевозчиком, он становится ответственным за это, даже если фактически груз загружает отправитель или нанятые им третьи лица. Кроме того, когда погрузить груз обязуется перевозчик, груз переходит в его распоряжение (под его контроль) до момента погрузки в транспортное средство.

В целом, ответственность перевозчика начинается с момента подписания им CMR накладной после приёма груза и заканчивается, когда он передал груз получателю. Далее о юридических аспектах передачи груза получателю.

Этап разгрузки

Ответственность перевозчика за груз заканчивается, когда получатель принимает его и подписывает CMR накладную, которая остаётся перевозчику. Передача получателю документов на груз не означает передачу груза – c момента передачи получателю накладной он только становится лицом, в распоряжении которого находится груз, что обязывает перевозчика следовать инструкциям получателя и больше не выполнять указания грузоотправителя. Это важно, поскольку грузоотправитель, который больше не может давать указания перевозчику, может попытаться продолжить это делать.

Передача груза происходит в тот момент, когда груз, находившийся под контролем перевозчика, переходит под контроль получателя. «Передача груза не связана только с началом или завершением его выгрузки. Передачей груза следует считать момент, когда получатель груза добровольно принимает его в своё распоряжение и подписывается в накладной» (дело Верховного суда Литвы № 3К-7-936/2001 от 2001-11-29). «В комментарии CMR [конвенции] сказано, что обычно передача груза происходит в тот момент, когда перевозчик, доставивший груз к месту разгрузки, позволяет получателю выгрузить груз, который в этот момент всё еще находится в транспортном средстве перевозчика» (решение Верховного суда Литвы № 3К-3-173-686/2017 от 2017-04-13).

Таким образом, в описанной в начале статьи ситуации перевозчик может попытаться сказать, что, когда транспортное средство с открытыми дверьми толкали к рампе (началась разгрузка именно таким способом), груз уже находился в распоряжении грузополучателя, который за него отвечал (особенно если он уже подписал CMR накладную) и мог выбрать другой способ разгрузки (то есть, грузополучатель сам виноват в том, что тележка выкатилась, и в связанных с этим убытках).

Если грузополучатель принимает груз без каких-либо замечаний по поводу его состояния, считается, что груз был в состоянии, которое указано в накладной. В случае очевидных дефектов груза (ущерба) претензия (рекламация) получателя должна быть предъявлена перевозчику не позднее момента приёмки груза, а если они не очевидны – в течение 7 рабочих дней после приёма груза (без учёта воскресений и праздников), и в этом случае претензия должна быть письменный. Очевидность убытков часто является предметом спора, поскольку именно она позволяет получателю «продлить» срок подачи претензии на семь дней.

***

Обобщая, следует акцентировать несколько моментов. Во-первых, очень важно, чтобы водитель, которому не разрешили участвовать в погрузке, не ждал, пока груз будет готов, а сразу указал в CMR накладной, что его возможность принять груз была ограничена, и проинформировал об этом своего менеджера. Последнему, в свою очередь, стоит предъявить заказчику не только устные, но и письменные претензии, чтобы при необходимости у него было больше аргументов в защиту своей позиции.

Во-вторых, если водитель во время погрузки видит, что количество грузомест не соответствует числу, указанному в CMR накладной, или же заметил повреждения груза и/или недостатки, связанные с его упаковкой, погрузкой или креплением, он, несмотря на объяснения сотрудников отправителя (склада), должен максимально детально изложить соответствующие замечания в CMR накладной, посоветовавшись со своим менеджером, чтобы они были изложены должным образом.

В-третьих, перевозчик, если договор не предусматривает иное, должен стремиться передать груз грузополучателю без каких-либо дополнительных действий (например, без перевозки груза в другое место склада, того или иного участия водителя в разгрузке и т.п.) или договориться о том, что отвечать за любые последствия таких действий будет только получатель. И в любом случае водитель должен фиксировать все его инструкции.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

shutterstock_159341516

95 код – в чём проблема?

В последнее время литовские перевозчики вновь активно заговорили о проблеме курсов для получения водителем 95 кода. Уже давно должен был быть утверждён новый порядок в этой области в соответствии с директивой ЕС, но воз и ныне там (как говорят – из-за позиции Министерства просвещения). В итоге курсы могут стать значительно длиннее, сложнее и дороже, что создаст автотранспортному сектору страны ещё одну головную боль. Редакция «Cargonews» решила выяснить, что происходит и к чему готовиться перевозчикам?  

2021-11-20 45
0
publicrelations

Аргументы – ничто, имидж – всё: в Литве остаётся коэффициент зарплаты водителей 1,65

Литовские перевозчики всегда говорили, что утверждённый властями под давлением профсоюзов коэффициент зарплаты водителей 1,65 их не устраивает, так как разрушает их конкурентоспособность. В середине этого года Конституционный Суд (КС) Литвы постановил, что соответствующее решение правительства противоречит Конституции, так как не была соблюдена процедура согласования позиций разных сторон. Как тогда написал наш сайт, у перевозчиков появился хороший шанс что-то изменить (тем более, в стране вскоре сменилась власть). Однако недавно новое правительство повторно утвердило коэффициент 1,65. Как же так вышло?  

2021-11-11 64
0
protestas-1024x683

Обзор транспортных событий в октябре

Решение правительства по поводу коэффициента зарплаты водителей и приближающиеся проблемы с 95 кодом в Литве. Дефицит «Adblue», стандарт «Euro-7» и другие новости из Европы. Транзит с пломбами в Казахстане и система контроля шин. Об этом и не только в октябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-11-01 282
0
polupricepy na platforme

Полуприцепы из Литвы в Западную Европу и обратно по железной дороге – есть ли смысл?

Коронавирус, «Пакет мобильности» и решения властей заставляют литовских перевозчиков искать способы сохранить свою конкурентоспособность. В последнее время много говорится о том, что один из таких способов, за которым будущее – комбинированные перевозки. На этом фоне «Литовские железные дороги» (компания «LTG Cargo») предложили услугу по перевозке полуприцепов по маршруту Литва-Нидерланды. Редакция «Cargonews» решила выяснить, выгодно ли это автоперевозчикам?

2021-10-20 219
0
blog_driver_shortage

Oбзор транспортных событий в сентябре

Критическая ситуация с водителями в Литве и интерес литовских перевозчиков к Латвии. Важное решение Суда справедливости ЕС о тахографах, кризис с водителями в Великобритании и начало работы новой системы дорожных сборов в Польше. Изменившийся порядок выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в России и удивительные водительские истории. Актуалии экологических грузовиков и грандиозный проект в Швейцарии. Об этом и не только в сентябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-10-04 303
0