Перевозка без договора: семь раз отмерь – один отрежь

firminiai_blankai_CMR_vaztarasciai

В транспортном секторе Литвы участились случаи перевозки грузов без заключения договора – стороны просто договариваются об услуге с помощью мессенджера или по электронной почте. Такая практика удобна с точки зрения скорости сделки, но опасна своими последствиями, если что-то случится с грузом или обострится вопрос оплаты. Редакция «Cargonews» решила разобраться в юридических и практических нюансах подобной ситуации. 

Для начала заглянем в Гражданский кодекс Литвы. В его статье 6.156 сказано: «Стороны имеют право свободно заключать договоры и по своему усмотрению устанавливать свои права и обязанности, а также заключать договоры, не предусмотренные этим кодексом, если это не противоречит закону». В статье 1.71 «Форма сделки» говорится, что сделки заключаются устно, письменно или волевыми действиями. На правовом языке такие действия называются  «конклюдентными» (если вдруг придётся столкнуться с таким термином) и на практике означают, что отправитель и перевозчик делают то, что по сути подтверждает наличие сделки: перевозчик предоставляет транспортное средство, отправитель грузит в него груз, заполняется и подписывается накладная.

Мнение юриста

Чтобы прояснить дополнительные юридические аспекты договора «на словах», мы обратились к Миндаугасу Шимкунасу из адвокатской конторы «VERUM». По его словам: «Ни национальное, ни международное право не регламентирует форму договора на автодорожную перевозку грузов. То есть, договор на перевозку может заключаться в любой форме – письменной, устной, волевыми действиями сторон. Стороны могут написать и подписать один договорной документ, могут обменяться письмами. Важна достигнутая договорённость. Форма в данном случае менее значима. Обычно договорённость достигается по телефону или путём переписки по электронной почте, в чатах, а затем одна сторона отсылает другой письменное предложение – текст договора (заказа, заявки) – и просит его подтвердить. Очень часто другая сторона предложение не подтверждает. Если из-за этого возникает спор, клиенты иногда сильно нервничают. Однако подтверждение (так называемый «акцепт»), как и предложение, может быть и в виде волевых действий».

Особое значение, когда стороны заключают устную договорённость, имеет накладная (в международных перевозках – CMR накладная), выполняющая роль доказательства наличия этой договорённости. Очевидно, что груз передаётся перевозчику по накладной, только когда стороны уже договорились о его транспортировке. Правда в накладных обычно не указывается плата за перевозку. Поэтому в последнем случае нужно хоть какое-то объективное доказательство договорённости – например, СМС сообщение.

Иными словами, есть разница между договорённостью о перевозке, достигнутой только на словах, и договорённостью, достигнутой, например, по электронной почте. Как подчеркнул М. Шимкунас: «Согласование условий перевозки по электронной почте, СМС, путём переписки иными способами, когда остаётся текст, это хорошо. Всё это приравнивается к письменной форме договора. Чем меньше текста, тем больше неясностей и разногласий. Правда могут возникнуть трудности с представительством. Менеджер, другой сотрудник – был ли он уполномочен заключать договор на перевозку, брать на себя обязательства или возлагать их на другое лицо? Однако это актуально, когда достигнутая договорённость не выполняется. Когда одна сторона предoставляет транспортное средство, другая – загружает груз, и грузополучатель в конечном итоге принимает груз, очевидно, что обе стороны переговоров, какими бы неуполномоченными представителями они не были представлены, выполняли договорённость? Таким образом, своими волевыми действиями они подтверждают договорённость, даже если она было достигнута неуполномоченными представителями. На практике такие споры возникают, но обычно они далеко не заходят».

Отдельно М. Шимкунас остановился на ситуации, когда заключается устный договор, и с грузом что-то случается (испорчен или утерян). «Груз передаётся перевозчику по накладной. В накладной указывается и количество груза (количество мест или другие параметры), и явные повреждения груза при его приёме к перевозке. Таким образом, принимая доставленный перевозчиком груз, получатель видит и руководствуется теми же данными накладной. Соответственно, нехватку груза грузополучатель всегда определит в момент его приёмки, а связанный с этим ущерб посчитает позже. То же самое при выявлении качественных недостатков груза. Принимая доставленный перевозчиком груз, грузополучатель оценивает его внешнее состояние или состояние тары, если груз запакован. Здесь самое главное зафиксировать недостатки и предъявить так называемые «рекламации». Таким образом, накладная отлично подходит для приёмки, передачи и определения состояния груза, и отсутствие письменного договора на перевозку груза не является большой проблемой», — подытожил М. Шимкунас.             

Сложнее, по его словам, если нет каких-то письменных доказательств (переписки), доказать договорённости по терминам доставки, маршруту, типу транспортного средства, сумме и порядку оплаты. «Тут уже и накладная не помогает, потому что в ней такие условия никто не указывает. Такие пробелы можно восполнить аналогичными примерами – сколько транспортировка похожих грузов по схожему маршруту «стоит» у других похожих транспортных или экспедиторских компаний. Просто необходимо провести дополнительную работу, собрать эти примеры (предложения) и доказывать наличие вышеупомянутых условий. Всё это обычно можно сделать – вопрос только во времени и цене услуг», — подчеркнул М. Шимкунас.

Обобщая, он отметил: «Почему может быть принято решение действовать без договора? Возможно, из-за доверия. Однако заключение договора на перевозку устно, по телефону – очень редкое явление. Так могут поступать только абсолютные новички в транспортном бизнесе или бесконечно доверчивые бизнесмены». 

Как на практике

Чтобы лучше понять суть дела, мы побеседовали с представителем одной крупной компании, который подтвердил факт практики бездоговорных перевозок.

По его словам: «Договоры существуют, но по большей мере они служат как подтверждение, что груз есть, определённый перевозчик его получит и что машина не просто зарезервирована, а точно получит груз. Вторая причина договора – получить точные адреса погрузок и выгрузок и все остальные детали (погрузочный номер, определённые инструкции погрузок и выгрузок). В-третьих, важен номер договора, по которому обычно отслеживаются платежи. В остальном без договора можно обойтись, и некоторые клиенты не используют договоры. Им хватает прислать адреса погрузок, выгрузок, погрузочные и разгрузочные номера, если такие вообще есть. В основном это делается для экономии времени, много которого теряется, если каждый раз создавать новый заказ с новыми деталями».

В то же время собеседник подчеркнул: «Делается это при определённых условиях. В основном с компаниями, с которыми работа ведётся не первый год. При этом каких-то ограничений по сумме сделки нет. Главное, чтобы было понимание, что перевозчик не злоупотребит тем, что договора нет, и доставит груз качественно, что не будет проблем с оплатой и что информация и без договора достаточно точна».

Говоря о «предохранителях» на случай проблем, источник пояснил: «Если есть какая-то задержка по оплате, определённая компания просто попадает в чёрный список. А так как в транспортном секторе чаще всего все друг друга знают, никто не хочет такой антирекламы. Если проблемы всё-таки возникают, обычно идёт обращение в транспортную биржу, через которую был подтверждён груз, или же к третьей стороне, которая занимается «выбиванием» долгов. Если сумма достаточно большая, вполне реально, что всё закончится судом. При этом, исходя из общения со страховыми компаниями и юристами, могу сказать, что им для доказательной базы вполне достаточно того, что оговорено письменно даже по электронной почте». 

В целом, как отметил респондент, проблемных случаев очень мало. «Самое плохое, что может случиться, это кража груза, но в таком случае, если есть опыт конструктивной работы с перевозчиком, он берёт вину на себя, или в дело вступает CMR конвенция. Если же, например, груз повреждён или доставлен не вовремя, и обе стороны считают виновной в этом другую сторону, в диалог обычно вступают юристы двух компаний, и чаще всего этого хватает, чтобы стороны пришли к общему решению проблемы. Короче говоря, спорные ситуации очень редкие, и обычно стороны, если они заинтересованы в дальнейшей совместной работе, приходят к компромиссу», — констатировал источник.

Обобщая, он сказал: «Если две компании договорились о грузоперевозке однажды, вполне вероятно, что их пути пересекутся снова, и обе стороны будут заинтересованы в совместной работе на более постоянной и упрощённой основе. Но стоит подчеркнуть, что многое зависит от политики компании – есть такие, которые строго требуют договор с печатями и подписями, несмотря ни на какой опыт работы с партнёром».

***

Подводя итог, можно сказать, что работа на основе договора без договора в транспортном секторе имеет под собой правовую базу и даже предполагает наличие определённых «предохранителей» (таких как CMR накладная, переписка в ходе переговоров по условиям сделки, помощь транспортной биржи и незаинтересованность партнёров в антирекламе). Однако, несмотря на удобство (экономию времени), с юридической и практической точки зрения, это более чем рискованная (потенциально конфликтная) практика, требующая высокого уровня доверия в отношениях между перевозчиком и заказчиком. Поэтому не удивительно, что многие транспортные компании продолжают работать строго на основе детального письменного договора с печатями и подписями. Если же Вы всё-таки решите попробовать без него, советуем хорошенько взвесить все «за» и «против» (особенно если речь идёт о серьёзном заказе), чтобы потом сто раз не пожалеть, глотая судебную пыль. Не зря говорится: «Семь раз отмерь – один отреж».   

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

volvo_hydro

Обзор транспортных событий в июне

Прогнозы развития автотранспортного сектора Европы, проблемы литовских перевозчиков и очередной скандал в «Linavа». Новые споры о «Пакете мобильности» и другие новости из Европы. Актуалии восточного пространства и истории водителей-нарушителей. Новое поколение грузовиков DAF и электрические новинки «Scania». Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2022-07-02 8
0
no_drivers

Власти Литвы решают или усугубляют проблему нехватки водителей?

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзной проблемой нехватки водителей. Многие украинцы уехали на Родину воевать, а белорусским водителям устроиться на работу в Литве стало очень сложно из-за решений местных властей. О происходящем и возможных выходах из складывающейся ситуации мы побеседовали с секретарём Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) по социальной политике Альгимантасом Кондрусявичюсом.

2022-06-27 54
0
atsisiųsti (2)

Что делать, чтобы страховка обошлась дешевле?

Для перевозчиков очень актуален вопрос цены страховки. О тенденциях на этом рынке и возможностях платить за неё меньше мы поговорили с ответственным за проекты и обучение представителем страхового брокера «Legator» Аудрюсом Пильчицасом. 

2022-06-15 68
0
?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Новые требования «Пакета мобильности» ЕС с февраля 2022 г. (дополнено разъяснениями ЕК по разным вопросам)

В феврале в ЕС вступают в силу новые правила «Пакета мобильности» (ПМ), касающиеся командировки водителей, тахографов, каботажа и регулярного возврата грузовика в страну регистрации.

2022-06-10 2 430
0
MAN-800

Обзор транспортных событий в мае

Тенденции развития мирового экспедиционного рынка и планы по облегчению трудоустройства иностранцев в Литве. Решения ЕС, связанные с репутацией перевозчиков, и другие новости из Европы. Проблемы восточного транспортного сектора и водительские истории. Новинки электрических грузовиков и созданная литовцами автоцистерна. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2022-06-06 173
0