Полуприцепы из Литвы в Западную Европу и обратно по железной дороге – есть ли смысл?

polupricepy na platforme

Коронавирус, «Пакет мобильности» и решения властей заставляют литовских перевозчиков искать способы сохранить свою конкурентоспособность. В последнее время много говорится о том, что один из таких способов, за которым будущее – комбинированные перевозки. На этом фоне «Литовские железные дороги» (компания «LTG Cargo») предложили услугу по перевозке полуприцепов по маршруту Литва-Нидерланды. Редакция «Cargonews» решила выяснить, выгодно ли это автоперевозчикам?

В середине прошлого года появилась новость о том, что «Литовские железные дороги» впервые перевезли полуприцепы. Тогда состав с ними за двое суток добрался из Германии до Литвы (Шяштокай). Однако это был лишь эксперимент. Сейчас ситуация совсем иная: речь идёт о регулярных рейсах по маршруту Тилбург (Нидерланды) – Каунас.

Быстро, просто, недорого

Пока два раза в неделю рейсы осуществляются лишь из удобно с точки зрения транспортной доступности расположенных Каунасского интермодального терминала (подробнее о нём – здесь и здесь) и терминала Тилбурга, который является важным транспортным узлом (подробнее о нём – здесь и здесь). Конечно, было бы ещё лучше, если бы полуприцепы из Литвы приезжали не только в Нидерланды, но и в Германию, Францию, Италию (основные рынки работы литовских перевозчиков). Но для начала и это неплохо (кроме того, в «LTG Cargo» нам сказали, что постараются учесть потребности рынка – в частности, планируется начать перевозки полуприцепов по маршруту Шяштокай-Верона).

Детальное расписание поездов и контактную информацию можно найти здесь. Правда содержание страниц на разных языках почему-то отличается (лучше смотреть литовскую или английскую версию), но зато получить ответы на все интересующие вопросы можно очень быстро. Если позвонить по указанному телефону, консультант даст контакты менеджера, который занимается ЖД-перевозкой полуприцепов. Почему они сразу не указаны на сайте, трудно сказать, но главное то, что Вы сможете оперативно связаться с этим менеджером либо по электронной почте, либо по мобильному телефону (например, редакция получила ответ на запрос по электронной почте в тот же день).

Что касается самой перевозки, то за один раз компания «LTG Cargo» может перевезти 36 полуприцепов или контейнеров всех типов. Максимально допустимый вес полуприцепа с грузом – 37 тонн. Это важно в том числе потому, что, согласно нормам ЕС о комбинированных перевозках (подробности – здесь и здесь), если грузовик от места погрузки до терминала, откуда груз (полуприцеп) поедет по железной дороге, проедет меньше 150 км и если после перевозки груза (полуприцепа) по железной дороге грузовик от терминала до места разгрузки также проедет меньше 150 км, общий вес транспортного средства (тягач плюс полуприцеп) может составить 44 тонны (подробнее о допустимом весе в целом – здесь).

intermodal_transport

Если говорить о продолжительности железнодорожной перевозки, то дорога в один конец, как нам сказали в «LTG Cargo», занимает примерно 53 часа, а точная цена услуги (которая включает в себя занимающую 15-20 минут погрузку, оформление документов и хранение полуприцепов в терминале) зависит от типа полуприцепа (специальный/крановый для ЖД-перевозки или обычный/некрановый, англ. cranable/not cranable) и размера контейнера (20 или 40 футов). На момент написания статьи стоимость перевозки кранового полуприцепа составляла – 747 евро (ранее – 787 евро), некранового – 790 евро (ранее – 830 евро).

Для сравнения – автоперевозка полного тента из Голландии в Литву в зависимости от рабочего графика водителя занимает 2-3 суток и стоит примерно 1500 евро, из Литвы в Голландию – примерно 1200 евро, рефрижератор плюс 200 евро. Иными словами, предложение «LTG Cargo» по времени и цене очень даже конкурентоспособно. Кроме того, всё очень просто с административной точки зрения – нужно лишь зарезервировать место (как сказали в «LTG Cargo», лучше сделать это как минимум за неделю до планируемой перевозки), получить уникальный регистрационный номер и доставить полуприцеп в терминал в указанное время.

«И что, везут?» – спросите Вы. «Видим, что количество резерваций растёт, заключаются договоры на постоянные места. 100-процентной загруженности планируем достичь в конце августа 2021 г. Услугой пользуются разные компании», – отметил представитель «LTG Cargo» в начале августа этого года. Сегодня, как сообщили в компании, задействованы 70% мощностей по перевозке полуприцепов, и объёмы продолжают расти, ведутся переговоры по заполнению оставшихся мест.  Иными словами, с одной стороны, оптимистические ожидания по быстрой 100-процентной загрузке маршрута не оправдались, с другой – речь всё-таки идёт об одном конкретном направлении, которое может быть интересно не всем, но даже при этом спрос на услугу достаточно высок.

Предложение «LTG Cargo» действительно выглядит привлекательно, и если услугой уже активно пользуются различные компании, значит это реально выгодно. Но поговорить всегда стоит не только с продавцом, но и с покупателем, который может предоставить дополнительную важную информацию, обозначить ключевые аспекты вопроса.

Что говорят перевозчики 

На основе мнения различных перевозчиков о железнодорожных перевозках полуприцепов в целом и предложении «LTG Cargo» в частности можно выделить несколько моментов.

Во-первых, транспортировка полуприцепа по железной дороге отменяет неизбежные и возможные расходы, а также снижает риски, связанные с автоперевозкой. Во-вторых, ЖД-перевозка полуприцепа на дальние расстояния упрощает соблюдение правил труда и отдыха водителя (поезду не надо искать место для безопасной стоянки, с которыми в Европе сейчас большая проблема, и одновременно недорогую гостиницу, чтобы обязательно отдохнуть), который после доставки полуприцепа на вокзал может заняться другой работой.

Но тут надо зафиксировать два важных момента – (а) на другом конце маршрута груз должен принять второй водитель, а первый (б) сможет продолжить работу, если у компании есть другие заказы и полуприцепы в регионе пункта отправления поезда. Иными словами, услуга перевозки полуприцепов по железной дороге актуальна прежде всего достаточно крупным перевозчикам и занимающимся интермодальными перевозками экспедиторам с широкой географией активной деятельности. Соответственно ЖД-перевозка полуприцепов по маршруту Литва-Нидерланды, как отметили перевозчики, особенно выгодна тем, кто регулярно возит грузы из России (ЕАЭС) в Западную Европу и обратно.

В качестве своеобразного обобщения целесообразности железнодорожных перевозок полуприцепов как таковых и непосредственно по литовско-голландскому маршруту можно привести мнение представителя одной транспортной компании, который заявил, что она давно ждала открытия каунасского интермодального терминала. «Перевозим грузы из Германии в Литву. Поэтому очень удобно, что теперь есть возможность грузить прицепы прямо на поезда. Таким образом количество тягачей не ограничивает возможности по перевозке грузов. Считаем, что хватит иметь один тягач с одним водителем с каждой стороны. Всю дорогу груз будет безопасно ехать по железной дороге, и соответственно отпадут расходы на топливо, дорожные сборы, рабочую силу и амортизацию транспортных средств. В конечном итоге появятся возможности для настоящих интермодальных перевозок – до этого можно было пользоваться только паромами, и железные дороги в данном случае шаг вперёд», – подытожил перевозчик.

Полуприцепы по ЖД – тенденция?

В завершение хочется отметить, что в последнее время о ЖД-перевозках полуприцепов говорится всё больше. Но если в Западной Европе и даже в Польше (подробнее – здесь, здесь и здесь) речь идёт о развитии уже имеющихся возможностей, на Востоке они только появляются. Тем не менее, факт их появления говорит о том, что и железнодорожные компании, и перевозчики видят в этом смысл (выгоду), и полуприцеп на железнодорожной платформе – это, похоже, уже тенденция.

Например, во время недавнего визита в Литву министра инфраструктуры Украины стороны договорились о запуске пилотного проекта по развитию мультимодальных перевозок между странами, включая железнодорожные перевозки полуприцепов. А «Железные дороги Латвии» уже запустили проект «Green Switch» по доставке полуприцепов по железной дороге до морских терминалов в Лиепае и Вентспилсе с их перегрузкой на паром для дальнейшей отправки в Германию или страны Скандинавии.

Перевозчики также смотрят на развитие железнодорожных перевозок полуприцепов оптимистично. Например, их уже осуществляют и намерены наращивать такие крупные транспортные компании Литвы как «Girtekа» и «Vlantana», которая стремится использовать тягачи только на завершающем этапе транспортировки. После интеграции каунасского интермодального терминала в проект «Rail Baltica» (уже не говоря о «Via Baltica») у литовских перевозчиков появится ещё больше возможностей по созданию логистических цепочек по направлениям Север-Юг и Запад-Восток (в этой связи стоит отметить, что «LTG Cargo» уже планирует перевозку полуприцепов по маршруту Литва – Северная Европа и Турция – Скандинавия через Белоруссию и Украину).

Как сказал представитель компании «Arijus», которая уже пользуется услугой «LTG Cargo», Томас Мотияускас: «По моему мнению, у этой услуги есть перспектива, если будет сохраняться фиксированный график, и ценовая политика будет соответствовать потребностям рынка». А руководитель компании «H.Essers Vilnius» Виктор Самойленко отметил важность позитивного психологического восприятия перевозки полуприцепов по железной дороге – пока, по его словам, некоторые клиенты скептически относятся к комбинированному транспорту, но это чем дальше тем больше неоправданные предрассудки.

***

Обобщая, можно сказать, что, предложение «LTG Cargo» является экономически обоснованным по цене и времени перевозки и отражает общую тенденцию развития интермодального транспорта, роль которого в Европе, судя по всему, будет только расти (в том числе благодаря «Rail Baltica»). Особенно выгодно оно тем, кто регулярно перевозит грузы по направлению Запад-Восток. Кроме того, услуга «LTG Cargo», как отметили многие перевозчики, экономит расходы и снижает риски, связанные с автоперевозкой, помогает решить проблему нехватки водителей и соблюдения режима их труда и отдыха, а также позволяет иметь больше полуприцепов, чем тягачей.

Наконец, если бы это был «пустой» проект, железные дороги не запустили бы его на постоянной основе, а перевозчики не участвовали бы в нём так активно, как сейчас, и не ждали бы расширения географии перевозок и роста числа рейсов. Правда надо отметить, что речь в данном случае идёт в первую очередь о крупных игроках на транспортном рынке, у которых много заказов, водителей, тягачей и полуприцепов по обе стороны маршрута. Но в последнее время всё идёт к тому, что скоро только они в Литве и останутся, так как мелким и средним литовским перевозчикам выжить всё труднее.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

shutterstock_159341516

95 код – в чём проблема?

В последнее время литовские перевозчики вновь активно заговорили о проблеме курсов для получения водителем 95 кода. Уже давно должен был быть утверждён новый порядок в этой области в соответствии с директивой ЕС, но воз и ныне там (как говорят – из-за позиции Министерства просвещения). В итоге курсы могут стать значительно длиннее, сложнее и дороже, что создаст автотранспортному сектору страны ещё одну головную боль. Редакция «Cargonews» решила выяснить, что происходит и к чему готовиться перевозчикам?  

2021-11-20 45
0
publicrelations

Аргументы – ничто, имидж – всё: в Литве остаётся коэффициент зарплаты водителей 1,65

Литовские перевозчики всегда говорили, что утверждённый властями под давлением профсоюзов коэффициент зарплаты водителей 1,65 их не устраивает, так как разрушает их конкурентоспособность. В середине этого года Конституционный Суд (КС) Литвы постановил, что соответствующее решение правительства противоречит Конституции, так как не была соблюдена процедура согласования позиций разных сторон. Как тогда написал наш сайт, у перевозчиков появился хороший шанс что-то изменить (тем более, в стране вскоре сменилась власть). Однако недавно новое правительство повторно утвердило коэффициент 1,65. Как же так вышло?  

2021-11-11 64
0
protestas-1024x683

Обзор транспортных событий в октябре

Решение правительства по поводу коэффициента зарплаты водителей и приближающиеся проблемы с 95 кодом в Литве. Дефицит «Adblue», стандарт «Euro-7» и другие новости из Европы. Транзит с пломбами в Казахстане и система контроля шин. Об этом и не только в октябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews». 

2021-11-01 282
0
blog_driver_shortage

Oбзор транспортных событий в сентябре

Критическая ситуация с водителями в Литве и интерес литовских перевозчиков к Латвии. Важное решение Суда справедливости ЕС о тахографах, кризис с водителями в Великобритании и начало работы новой системы дорожных сборов в Польше. Изменившийся порядок выдачи разрешений на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов в России и удивительные водительские истории. Актуалии экологических грузовиков и грандиозный проект в Швейцарии. Об этом и не только в сентябрьском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-10-04 303
0
погрузка

Может ли перевозчик получить испорченный им груз?

Во время перевозки груза может случиться всякое, и испорченный по вине перевозчика товар – не редкость. Однако дальше возникает вопрос о его судьбе – получатель может оставить испорченный груз себе или должен вернуть его перевозчику, который возместил ущерб? Реагируя на конкретный случай, редакция «Cargonews» решила разобраться в этой ситуации.

2021-09-22 283
0