Пострадают ли перевозчики из-за запрета наличных в расчётах с водителями?

gryni_kortele

Фильм «Рабы фур» вызвал в Литве большой резонанс. В нём литовские перевозчики обвинялись в частности в том, что используют наличные для финансовых махинаций в отношениях с водителями. В итоге возникла инициатива на законодательном уровне запретить работодателям использовать наличные в расчётах с сотрудниками, и недавно был принят соответствующий закон. Пострадают ли как-то перевозчики?

Одним из главных инициаторов отказа от наличных в автотранспортном секторе был Альянс профсоюзов Литвы (АПЛ) во главе с Аудрюсом Цузанаускасом, который утверждает, что литовские перевозчики, используя наличные, занимаются масштабными махинациями, что 90% сотрудников, которые обращаются в Комиссию по трудовым спорам, рассказывают, что конверты всё ещё процветают, и что водители хотят получать все выплаты только через банк. Транспортные компании с этим категорически не согласны. Например, генсек Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ), который объединяет крупнейших перевозчиков Литвы, Повилас Дрижас заявил, что 95% зарплат и суточных во входящих в АМТЛ компаниях уже выплачиваются через банк, а наличные используются только в исключительных случаях на основании мотивированной просьбы водителя. Однако Служба по расследованию финансовых преступлений Литвы отмечает, что количество наличных в самых рискованных секторах экономики (включая транспортный) не уменьшается, и речь может идти о сотнях миллионов евро.

В итоге её аргументы, позиция АПЛ и доводы таких членов Сейма, как Миколас Маяускас убедили парламентариев принять закон, который вступит в силу 1 января 2022 г. и в котором сказано: «Зарплата и другие связанные с трудовыми отношениями выплаты, включая суточные и командировочные, должны выплачиваться переводом на указанный сотрудником счёт, за исключением моряков, в отношении которых действует порядок выплаты зарплаты, установленный Законом о торговом судоходстве Литовской Республики».

«Linava» и СПЛ против

В «Linava» прежде всего отметили – если наличные являются законным способом расчёта, то почему должна быть ограничена возможность их использовать? «Так думают не только представители транспортных компаний, но и большинство водителей, которые сами просят платить зарплату, суточные и другие выплаты наличными [которые могут понадобиться в дороге, особенно в постсоветских странах, например, на оплату штрафа]. Поэтому без сомнения должна быть возможность выбирать: те, кто хочет получать зарплату переводом, пусть так её и получают, а те, кто хочет наличными – пусть получают наличными, как сейчас», — говорил президент «Linava» Ромас Аустинскас.

Во-вторых, как сказал вицепрезидент Ассоциации Витас Бучинскас, водителям из третьих стран сложнее открыть счёт и получить банковскую карту в Литве. По его словам: «Это стоит от 150 до 400 евро, так как банки должны обязательно проверить нерезидентов на предмет терроризма и отмывания денег. Если эти услуги нужны в срочном порядке, это стоит ещё больше. Важно сказать и то, что начинающий работать в Литве гражданин третьей страны для открытия счёта, без которого он не сможет отправиться в зарубежную командировку, обязан посетить отделение банка в Литве».

Кроме того, в «Linava» обратили внимание на то, что неудобства (дополнительные издержки) из-за отказа от наличных возникнут не только у перевозчиков, но и в других секторах экономики (в том числе из-за недостатка банкоматов или денег в них, комиссии за снятие крупных сумм наличных, отсутствия у людей электронного банкинга и сбоев в работе IT-cистем). Это, конечно, больше похоже на попытку решить свою проблему за счёт смещения акцентов, но на «войне» все средства хороши.

«Бизнес за перемены. Только они должны реализовываться постепенно, в диалоге с бизнесом и с учётом его аргументов», — резюмировал Р. Аустинскас. Поэтому «Linava» намерена просить президента наложить вето на вышеупомянутый закон (хотя вряд ли из этого что-то получится). Схожую позицию занимает Союз перевозчиков Литвы (СПЛ), который как и «Linava» объединяет прежде всего мелкие и средние транспортные компании.

Как нам сказал генсек СПЛ Гинтаутас Рамаслаускас: «По мнению СПЛ, популисты в Сейме и правительстве бросаются в крайности в погоне за рейтингами. Людей они не слушают и не хотят слушать. СПЛ предлагал Сейму сбалансированный вариант: платить наличными, если есть договорённость между сотрудником и работодателем. Не приняли во внимание. Тем временем наличные водителю жизненно необходимы. Даже отправиться в первый рейс водитель не сможет, если у него не будет счёта. Раньше водителю, у которого нет счёта, выдавался аванс наличными. Сейчас водители будут сидеть без работы, пока банки не соизволят открыть счёт».

Кроме того, мы попросили прокомментировать ситуацию одного из руководителей компании «Transvelas» (средний перевозчик) Альгимантаса Кондрусявичюса. По его словам: «Решение приняли те, кто абсолютно не ориентируется в ситуации. Банковская система не может гарантировать полноценного обслуживания. Другой момент – расчёты на восточных рынках. Уже сейчас некоторые карточки не обслуживаются в Белоруссии и Казахстане. Финансовый эффект, как мне кажется, не должен быть большим – понадобятся дополнительные расходы на альтернативные карточки (российские и др.). А вообще, в наше время существуют сотни способов обойти этот нерациональный закон, уже не говоря о конституционном аспекте. Если есть наличные, то есть и конституционное право ими пользоваться. Считаю, что из-за этого можно и в Конституционный Суд обратиться». А вот у АМТЛ и его членов немного иное мнение.

АМТЛ трагедии не видит

Как нам сказал генсек АМТЛ П. Дрижас: «Мы в принципе поддержали идею, но предложили искать другие альтернативы, а не в спешке, основываясь только на эмоциях, менять законы. Позднее мы поддержали проект с исключениями, в соответствии с которыми ответственные институции получили бы право контролировать потоки наличных после предварительного их оповещения о соответствующих платежах». Принятое парламентом решение показывает, что АМТЛ (как и СПЛ) не был услышан.

Тем не менее, говоря о последствиях нового закона, П. Дрижас отметил, что он «фактически не повлияет» на работу входящих в Альянс компаний, поскольку, как было сказано выше, они и так почти не использовали наличные в расчётах с водителями. Это нам подтвердила, например, компания «Vlantana», (врио) генеральный директор которой Владас Стончюс к тому же заявил, что очень положительно оценивает принятое парламентом решение, поскольку «таким образом всем создаются равные условия расчёта с сотрудниками». А вот в том, что оно создаст неудобства рабочим из третьих стран, по словам П. Дрижаса, можно не сомневаться.

Наконец, как и другие, он обратил внимание на правовые недостатки поправки. «Любой юрист скажет, что исключение для отдельных секторов является дискриминацией других. Таким образом, обеспокоенность вызывает то, как в принципе принимаются важные для сектора решения», — подчеркнул П. Дрижас. А что говорят профсоюзы?

Профсоюзы довольны

По словам А. Цузанаускаса, запрет наличных в трудовых отношениях был одной из важнейших целей АПЛ, и какие-либо исключения в данном случае неуместны, поскольку в Литве в этих отношениях нет доверия – если у работодателя и сотрудника есть какая-то возможность договориться, всегда пострадает сотрудник, и поэтому нужен более жёсткий контроль на законодательном уровне.

«При рассмотрении трудовых споров проблемы с выплатой зарплаты наличными чаще всего связаны с разногласиями по поводу факта выплаты/получения денег. Если бы Комиссия по трудовым спорам обнародовала число отклонённых жалоб сотрудников касательно невыплаты зарплаты, когда работодатели предъявляют кассовые ордеры, по крайней мере за последние несколько лет – это были бы тысячи дел, а сумма наличных в кассах компаний составила бы несколько десятков миллионов евро», — сказал А. Цузанаускас, добавив, что уже начато 17 досудебных расследований по поводу мошенничества и присвоения денег в транспортном секторе, и суммы присвоенных денег превышают миллион евро.

Однако тогда получается, что он противоречит сам себе – всё плохо, но многие жалобы отклоняются (а досудебные расследования ещё не приговор), что подчёркивают и перевозчики. Как объяснил глава АПЛ, дело в том, что водителей (особенно иностранцев, которые не знают литовского языка и законов, а также боятся потерять рабочее место и заработанные деньги) часто различными способами, включая угрозы, просто вынуждают подписывать кассовые ордеры, а потом доказать что-то уже очень трудно. «Сотрудники под давлением подписывают даже вексели, которые нельзя оспорить, на суммы от 10 до 15 тысяч евро. Это будни водителей-дальнобойщиков», — подчеркнул А. Цузанаускас.

Поэтому запрет наличных в трудовых отношениях, по его словам, очень важен не столько для борьбы с «финансовой тенью», сколько для защиты прав рабочих (водителей). А что касается, например, жалоб перевозчиков на то, что водителям из третьих стран трудно и дорого открыть счёт в Литве, то, как сказал глава АПЛ: «Может быть, так было раньше, а сейчас рынок предлагает очень много возможностей, и есть даже возможность открыть счёт за 10 евро. Поэтому такие аргументы – блеф и желание воровать деньги с помощью наличных как можно дольше» (ради интереса мы позвонили в несколько банков Литвы и выяснили, что, если у иностранца нет разрешения на временное или постоянное проживание в Литве, открытие счёта после примерно недельной проверки ему будет стоить 150-200 евро, а если такое разрешение есть – всё быстро и дёшево, как для граждан Литвы).

Наконец, А. Цузанаускас поделился с нами результатами опроса водителей, который показал, что абсолютное большинство из них – как литовцев, так и иностранцев – (а) хочет получать деньги переводом и (б) считает, что в таком случае у работодателей будет меньше возможностей злоупотреблять своим положением. Но, видимо, об этом опросе генсек АМТЛ П. Дрижас нам сказал: «Мы видели аргументы профсоюзов – опрошено 300 человек, но несерьёзно делать выводы на основании мнения 300 человек, когда в секторе работает больше 80 тысяч водителей». Тут надо отметить, что в ходе социологических исследований никогда не опрашиваются все заинтересованные лица, если их очень много – другое дело, кто проводит опрос (в случае АПЛ это не один из ведущих социологических центров Литвы), как он проводится, насколько объективно были отобраны респонденты. Но, как бы там ни было, цифры слишком большие, чтобы просто не обратить на них внимания.

***

Обобщая, можно зафиксировать несколько моментов. Во-первых, принятое парламентом решение по наличным выглядит спорным с юридической точки зрения (компании и водители лишаются законного права выбора способа оплаты труда и вводится дискриминационное исключение). Во-вторых, закон можно было принять с разрешением сотрудникам получать наличные на основании обоснованного заявления с оповещением об этом контролирующих органов. А так получилось, что государство продолжает создавать автотранспортному бизнесу не благоприятные, а «тюремные» условия, лишая его презумпции невиновности и действуя поспешно в угоду спорному мнению профсоюзов и общественности ради более высоких рейтингов.

В-третьих, запрет наличных создаёт практические и финансовые неудобства автотранспортным компаниям, но в принципе они не являются критическими – просто большим перевозчикам с этими трудностями будет справиться легче, чем средним и мелким. И тут возникает самый интересный вопрос – а не получится ли так, что от принятого властями решения больше пострадает не бизнес, а водители?

Перевозчики упорно говорят, что они сами просят наличные. АПЛ на основании опроса утверждает, что большинство из них хотят получать все выплаты только через банк. Однако, например, АМТЛ не считает его репрезентативным, а СПЛ в связи с этим (и не только) решил провести свой опрос. О его результатах, которые обещают быть очень интересными и позволят по-иному взглянуть на транспортные решения властей (понять, действуют они взвешенно или просто верят в то, во что хотят верить, без тщательного анализа ситуации в автотранспортном секторе) и аргументы профсоюзов (оценить их обоснованность), мы расскажем в следующих материалах.

Комментарии

Юрий Шпак 2021-07-11 13:48

мне кажется странным совпадение,что атаки на перевозчиков литвы,которые инициировал Профсоюз,после выхода на экраны фильма *Ирландец* с Робертом де Ниро. Господа из Профсоюзов,вы фильмов пересмотрелись или вы на возмездной основе лоббируете интересы иностранных перевозчиков,загоняя в угол перевозчиков Литвы ? Признавайтесь! такими темпами средняя з/п у водителя Литвы скоро станет выше чем у немецкого водителя...только вопрос сколько этих водителей останется в литве,когда все перевозчики уйдут в Польшу...опять совпадение? Польша...Налоги...Конкуренция... или все таки личные амбиции после просмотра фильма? )))))


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

late

Как перевозчику не потерять деньги за простой?

Все транспортные эксперты постоянно говорят участникам перевозки – чтобы избежать проблем с партнёрами, составляйте максимально детальный договор. Но на практике порой нет времени на обсуждение и прописывание всех условий (в частности по простою) – например, потому, что владельцу груза надо доставить его очень быстро, а перевозчику не хочется его упускать. Но это всегда чревато негативными последствиями. Редакция «Cargonews» хочет рассказать о проблеме, с которой в подобной ситуации столкнулся один перевозчик.

2021-07-28 21
0
AdBlue

Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

2021-07-06 143
0
_ALE5909

Oбзор транспортных событий в июне

Решения о квоте для водителей из третьих стран и коэффициенте зарплаты водителей в Литве. Новости из Брюсселя и разных стран Европы. Требования, касающиеся въезда и выезда из России и регистрации иностранных перевозчиков на Украине. Новинки производителей грузовиков и инновационные логистические технологии. Об этом и не только в июньском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-30 158
0
trisale_taryba

Лучшего шанса может не быть – удастся ли перевозчикам изменить коэффициент зарплаты водителей?

В 2019 г. правительство Литвы решило повысить коэффициент зарплаты водителей-дальнобойщиков с 1,3 до 1,65. Это стало большим ударом для автотранспортного сектора страны. Поддерживающие перевозчиков политики обратились в Конституционный Суд (КС) по поводу соответствия этого решения Конституции. Тогда мало кто надеялся на успех этой затеи, и про неё забыли. Но недавно она напомнила о себе – КС признал решение правительства неконституционным. Иными словами, у перевозчиков появился отличный шанс добиться пересмотра коэффициента. Вопрос – сумеют ли они им воспользоваться?   

2021-06-16 130
0
DAF_new

Oбзор транспортных событий в мае

Различные проблемы литовских перевозчиков и скандалы в «Linavа». Трудности с изменением «Пакета мобильности» и новости из стран Европы. Ещё одно изменение порядка въезда в Москву и возможности введения стандарта Евро-7. Об этом и не только в майском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2021-06-07 333
0