Почему литовские перевозчики недовольны миграционной службой, и что делать?

migracija_klausimai

Нехватка водителей – давняя проблема литовских перевозчиков, из-за чего им приходится искать сотрудников за рубежом. И тут выясняется, что, когда дело доходит до их трудоустройства, на пути транспортных компаний встаёт миграционная служба Литвы, которая тормозит процесс. Редакция «Cargonews» решила выяснить суть претензий перевозчиков к Департаменту миграции и возможные пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Позиция перевозчиков

Cначала мы задали несколько вопросов члену президиума «Linava» Олегу Тарасову, который активно занимается миграционными вопросами.

Какие основные претензии у перевозчиков к миграционной службе и в чём их суть?

Чтобы трудоустроить иностранца в Литве, он в миграционной службе должен получить разрешение на временное проживание в нашей стране. Для этого ему необходимо зарегистрироваться в электронной очереди. «Живой» очереди больше нет, и сотрудник миграции не может обслужить незарегистрированного посетителя. Зарегистрироваться можно, но сегодня наша миграционная служба уже регистрирует интересантов на ноябрь или декабрь – то есть, очереди огромные, и если ты пропустил своё время, оперативно записаться заново очень проблематично. На вопрос, что делать, представители Миграции отвечают, что мы сами виноваты, поскольку бизнесмены или посредники регистрируются много раз.

Но даже если водитель смог попасть на приём, приключения продолжаются. Может случиться так, что сотрудник миграционной службы скажет: «Документы не приняты». При этом, помочь человеку правильно заполнить/исправить эти документы (что не очень легко) в Миграции не склонны (хотя на обслуживание даются 45 минут), и объясняется это тем, что интересант может быть принят только со всеми правильно заполненными документами. Подчеркивается – со всеми. В то же время правила приёма документов постоянно меняются, но размещённая на сайте Миграции памятка не всегда оперативно обновляется, а дозвониться в службу сложно. На месте в Вильнюсе убрали окошко информации. В результате – полная неразбериха, и ответы на вопросы ничего не понимающим людям получить трудно.

Короче говоря, новые миграционные правила (прежде всего, электронная очередь) разрушают наш бизнес, и со стороны сотрудников Миграции чувствуется отсутствие благожелательности и заинтересованности в том, чтобы документы были приняты, хотя интересанты будут работать в Литве и приносить ей доход. Если ситуация не изменится, недостаток водителей будет ещё больше.

Возможно, Вы могли бы привести конкретный пример проблемной ситуации, связанный с работой миграционной службы?

Лично у меня был случай, когда в Миграции отказались принять документы, потому что не были предоставлены копии всех страниц паспорта водителя, где есть печати. Отсветить на месте? Нет. И вообще сотрудница заявила, что примет нас только в том случае, если мы всё исправим в отведённые на приём 45 минут. На вопрос, не поможет ли она нам, последовал ответ, что интересант должен приносить все документы правильно заполненными, а сотрудники их только принимают и помогать никому не обязаны. И это за 178 евро, которые взимаются за подачу документов.

Второй пример. B Вильнюсе в Миграции было много людей. До информации не дозвониться. Окошко информации, как я говорил, убрали. Буквально толпы ничего непонимающих иностранцев сновали по залам в поисках хоть какой-то информации, а вышедшие в зал или случайно проходившие мимо сотрудники только отвечали: «информацию не даём», «мы не обязаны», «читайте в интернете», – чем создавали ещё больший хаос [или вот водитель из Белоруссии специально приехал в Миграцию, чтобы подать документы, был записан, пришёл вовремя, но ему было отказано, так как он отправил анкету не со своей почты – пришлось писать объяснительную].

Что перевозчики предлагают сделать, чтобы ситуация изменилась?

Прежде всего нужно решить проблему с очередью. Электронная очередь должна формироваться строго по фамилиям, и принимать посетителей сотрудники Миграции должны строго по фамилии. Хороший пример – электронная очередь прохождения границы. Во-вторых, за 178 евро сотрудник Миграции должен в отведённые на приём 45 минут помогать интересанту заполнять/исправлять документы и отсвечивать недостающие. В-третьих, сотрудник должен быть заинтересован в принятии как можно большего количества посетителей (возможно, стимулом может стать премия).

В целом, может быть, можно как-то совмещать электронную и «живую» очередь – особенно с учётом множества «окошек» из-за многочисленных фиктивных регистраций, в результате чего у сотрудников Миграции появляется свободное время, которое они могли бы посвятить в том числе работе с посетителями. Главная задача – документы должны быть приняты с первого раза. Кроме того, стоит подумать о том, чтобы Миграция принимала документы от перевозчиков (особенно из «списка проверенных компаний») через «Linava» в индивидуальном и (по возможности) упрощённом порядке – примерно, как в случае получения визы (читай – разрешения на проживание) в посольстве (читай – в Миграции) через туроператора (читай – «Linava»).

Обсуждала ли «Linava» сложившуюся ситуацию с миграционной службой, и если да, каковы результаты диалога?

«Linava» неоднократно встречалась с руководством Миграции, но никакие решения после этого не принимались, и ситуация становилась только хуже. Именно поэтому мы решили заговорить о проблеме публично и благодарны за то, что ваш ресурс ей заинтересовался.

Почему, по Вашему мнению, не удаётся решить возникшие проблемы?

Миграционная служба управляется неэффективно и не нацелена на результат, а вышестоящие органы не придают этому должного значения.

Может быть ситуацию исправит скорое начало работы информационной миграционной системы MIGRIS?

Сотрудники миграции успокаивают – с 14 октября заработает новая информационная система, потерпите. Маленький нюанс – система должна была заработать с 1 июля, и никто не знает, не придётся ли подождать ещё и ещё. С другой стороны, никто не знает, что даст эта система. Наконец, водители, чтобы выполнять условия контракта, нам нужны сейчас, а не с 14 октября. День простоя транспортного средства из-за отсутствия водителя обходится перевозчику примерно в 300 евро, и соответственно деньги недополучает бюджет.

Что «Linava» намерена делать, если миграционная служба не примет во внимание её претензии, и ситуация не будет меняться?

Мы попросили аудиенции у нового министра внутренних дел. Надеюсь, нас примут, и мы сможем убедить руководство страны в необходимости вмешательства в сложившуюся ситуацию с целью решения возникших проблем. К слову, в Польше, которая конкурирует с Литвой за иностранных водителей, насколько я слышал, всё, что касается их трудоустройства и долгосрочного проживания в стране, происходит проще и быстрее.

Как в Польше

Слова О. Тарасова о Польше показались нашей редакции важным, и мы решили уточнить этот момент. Для этого мы связались с бывшим президентом «Linava» Эрландасом Микенасом, который в своё время посещал Польшу с целью узнать, каковы там условия транспортного бизнеса. Так вот, он сказал, что вопросы, касающиеся трудоустройства и долгосрочного проживания водителей-дальнобойщиков, решаются там в 2-3 раза быстрее, чем у нас, и водители даже оформляются для работы ЕС в соседней стране, чтобы потом работать в Литве. Знакомый с польским транспортным сектором источник редакции в Польше подтвердил, что трудоустройство иностранца и оформление ему трудового разрешения на временное проживание происходит там достаточно быстро и просто, так как страна заинтересована в привлечении водителей-дальнобойщиков – только в 2018 г. польская Транспортная инспекция выдала около 56 тысяч квалификационных сертификатов водителям из Украины.

Детальную инструкцию, как получить разрешение (в том числе трудовое) на временное проживание в Польше, для сравнения с литовской практикой на русском языке можно найти здесь и здесь, хотя, по словам нашего источника, нередко водители вовсе не стремятся его получить и работают в Польше наездами на основании «разрешения на работу» (подробнее о нём здесь), так как это даже проще.

Если коротко, то «разрешение на работу» – это документ, который даёт право иностранцу легально работать в Польше при наличии у него визы. Выдаётся воеводой по местонахождению работодателя, который и обращается в воеводство с просьбой о его выдаче иностранцу.

Основные документы (без учёта, например, копии квитанции об уплате сбора за подачу заявления), которые для этого должен предоставить работодатель, следующие:

1. заявление на выдачу разрешения на работу иностранца;

2. копия выездного документа иностранца;

3. копии документов, подтверждающих профессиональную квалификацию иностранца для выполнения соответствующей работы;

4. необходимые данные о компании из различных реестров;

5. информация старосты, касающаяся результата теста регионального рынка труда (проще говоря, подтверждение отсутствия возможности трудоустроить на должность гражданина Польши или ЕС, что в случае с водителями-дальнобойщиками из-за их нехватки в стране совсем не проблема).

Процедура получения разрешения обычно длится максимум месяц. Разрешение выдаётся на конкретный срок (он может отличаться в зависимости от воеводства, но не может превышать 3 лет). Выданное на срок до 3 месяцев обойдётся в 50 злотых (около 12 евро), на срок больше 3 месяцев – в 100 злотых (при продлении разрешения, сбор наполовину меньше). После получения разрешения работодатель передаёт оригинал иностранцу для получения рабочей визы. При смене работодателя, надо получать новое разрешение на работу.

Позиция Миграции

Чтобы картина была полной, мы также попросили прокомментировать ситуацию Департамент миграции. Он ответил на наши вопросы следующим образом.

Как Вы оцениваете претензии «Linavа» (перевозчиков) к Департаменту миграции?

Недовольство вызывает то, что после того, как 1 июля 2019 г. изменилась процедура выдачи (замены) разрешения на временное проживание (а именно, после объединения процедуры рассмотрения заявления и оформления разрешения), иностранцы и их работодатели сталкиваются с бóльшим количеством трудностей в связи с необходимостью предоставлять биометрические данные иностранца вместе с прошением о выдаче (замене) разрешения на временное проживание. Изменился обычный порядок подачи документов. Нужно время для того, чтобы к нему приспособиться. Однако новый порядок более благоприятен для клиента, поскольку сократилось количество его визитов в миграционный отдел.

В соответствии с процедурой, которая действовала до 1 июля, прошение о выдаче разрешения на временное проживание (РВП) подавал иностранец или его работодатель. После принятия решения о выдаче РВП, иностранец подавал заявление на оформление РВП и предоставлял свои биометрические данные, а после выдачи РВП – приходил за подтверждающей это карточкой. Таким образом, в миграционный отдел надо было прийти три раза, из которых как минимум два раза это должен был сделать сам иностранец (первого посещения он мог избежать, если прошение о выдаче РВП за него подал работодатель). С 1 июля количество посещений Департамента миграции сократилось до двух раз – подачи заявления и получения карточки РВП. Таким образом, из-за изменения процедуры выдачи (замены) РВП иностранцам не нужно лишний раз появляться в Миграции.  

С учётом наличия единой процедуры выдачи РВП, сокращается и время рассмотрения заявления, принятия решения и выдачи самого документа. После принятия решения сразу начинается производство карточки РВП. Время подготовки документа включено в четырёхмесячный (если в общем порядке) или двухмесячный (если в ускоренном порядке) срок.

Претензии, касающиеся неэффективно используемого рабочего времени сотрудников Миграции в случае неявки клиента, не соответствуют действительности. Если появляются «окошки», это не значит, что сотрудники ничего не делают. Приём ведётся непрерывно. Каждый случай индивидуальный. Поэтому не всегда можно заранее сказать, сколько займёт приём клиента, и нередко он длится дольше среднего предусмотренного времени. Пересмотр фиктивных резерваций – тоже работа, отнимающая немало времени. Сотрудники региональных отделений Департамента миграции регулярно пересматривают резервации, и, видя, что резервация является фиктивной, отменяют её, таким образом создавая возможность зарезервировать визит иностранцу, который действительно собирается посетить миграционную службу.  

Почему не удаётся решить проблемы, которые акцентируют перевозчики?

Проблемы решаются. Для решения главной проблемы, связанной с трудностями резервации времени визита, с 1 июля 2019 г. прошение о выдаче (замене) РВП можно подавать в любом региональном отделении Департамента миграции вне зависимости от места жительства иностранца, которое он уже задекларировал или собирается задекларировать. Таким образом, стало легче выбрать подходящее время визита.

Что Департамент миграции намерен предпринять в контексте претензий перевозчиков? Как оценивает их предложения?

По поводу возврата «живой» очереди – она не решает проблем, о которых говорят перевозчики, поскольку не гарантирует, что все ожидающие в ней интересанты будут приняты до конца рабочего времени территориальных отделений Департамента миграции и что не придётся прийти на следующий день, чтобы снова ждать в «живой» очереди. Также «живая» очередь создаёт условия для злоупотреблений посредников, которые место в ней предлагали за деньги.

По поводу смены работодателя – с 1 сентября 2019 г. изменённый закон Литвы «О правовом статусе иностранцев» предусматривает упрощённую смену работодателя или трудовой функции у того же работодателя. Не осталось положения закона, которое требовало подачи прошения о смене работодателя или трудовой функции у того же работодателя не позже, чем за три месяца до дня заключения трудового договора с новым работодателем или дня изменения трудовой функции у того же работодателя. Сейчас, приняв решение о смене работодателя или трудовой функции у того же работодателя, иностранец может сразу начать работать у нового работодателя или выполнять новую трудовую функцию у того же работодателя.

Кроме того, Департамент миграции концентрирует внутренние ресурсы и откроет больше обслуживающих иностранцев окошек.

Изменит ли ситуацию в лучшую сторону начало работы MIGRIS?

Система MIGRIS, которая заработает с 14 октября 2019 г., должна положить конец фиктивным резервациям визитов. После заполнения заявления для получения РВП система предложит выбрать подходящее для визита в миграционную службу время. Если Вы решили подать заявление для получения РВП, но не заполнили его посредством MIGRIS, Вы не сможете зарезервировать время визита. Таким образом, исчезнет возможность злоупотреблять системой резервации визитов и совершать фиктивные резервации. Заполненное посредством MIGRIS заявление для получения РВП нужно будет предоставить миграционному отделению в течение 4 месяцев со дня его заполнения, и за это время можно будет выбрать желаемое время визита.

Говорят, что, например, в Польше важные для перевозчиков миграционные вопросы, касающиеся трудоустройства иностранцев, решаются быстрее и эффективнее. Что мешает перенять опыт соседей, или всё не так просто, как кажется?

Не считаем, что вышеупомянутые условия в Польше лучше, чем в Литве. Литовские миграционные процедуры не сложнее. Департамент миграции старается упрощать процедуры выдачи (замены) РВП. Например, вступившие в силу 1 сентября 2019 г. изменения в закон «О правовом статусе иностранцев» упрощают условия получения трудового РВП – теперь иностранец должен доказать свой однолетний опыт работы не за последние два года, как до 1 сентября, а за последние пять лет. С 1 сентября при выдаче РВП используется и «список проверенных компаний». Иными словами, если иностранец прибывает в Литву для работы в компании, которая включена в «список проверенных компаний», ему на выбор придётся доказать или свою квалификацию, или однолетний опыт работы в течение последних пяти лет. Эти изменения облегчают условия трудоустройства иностранцев и ускоряют выдачу РВП – особенно если компания входит в «список проверенных компаний».

Возможно, Вы хотели бы что-то добавить от себя?         

Мы понимаем, что любой новый порядок вызывает вопросы, и пока к нему не привыкнешь, кажется, что предыдущий был лучше. Однако современные технологии меняют привычки. Люди научатся работать по-новому. Мы готовы помочь. Чтобы было проще заполнять различные электронные формы, Департамент миграции создал YouTube канал, на котором выкладываются разъяснительные материалы. Предлагаем ознакомиться.

***

Обобщая, нельзя однозначно сказать, что миграционная служба кругом виновата и что она совсем ничего не делает для юридического и практического усовершенствования порядка получения иностранцами разрешения на временное проживание в Литве. С другой стороны, если бы всё было в порядке, перевозчики, наверное, не просили бы аудиенции у министра МВД. Пусть даже они (их водители) порой не выполняют «домашнюю работу» (должным образом не заполняют документы для подачи в Миграцию), трудности с электронной очередью налицо. Также (если верить перевозчикам) очевидна проблема с обслуживающей и разъяснительной работой Миграции (даже несмотря на её специальный канал в YouTube) – особенно с учётом сложности и переменчивости её правил. Есть надежда, что ситуацию с 14 октября изменит система MIGRIS (если она, конечно, заработает, как обещано). Однако даже в этом случае сотрудники Миграции могли бы относиться к интересантам более доброжелательно и оказывать им всяческую помощь – тем более, что подача документов обходится заявителям в 178 евро, и речь идёт о людях, которые будут приносить деньги в литовский бюджет. Пример Польши – показателен.

Комментарии

Эдуард Хромов 2019-10-23 13:04

ВСЁ ФИГНЯ! СКАЖИТЕ ОТКУДА У ВАС СТОЛЬКО ДЕНЕГ НА ПОКУПКУ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ГРУЗОВИКОВ,? ЧЬИ ОНИ? ОТКУДА ПРИШЛИ? ТРАНСПОРТА ДОЛЖНО БЫТЬ СТОЛЬКО -СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО РЫНКА , И РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ ЭТО ДОЛЖНО КВОТОЙ НА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ- СЕЙЧАС ОНА БЕЗ ГРАНИЦ-И ЛЕЗУТ ПОЭТОМУ УКРАДЕННЫЕ ДЕНЬГИ-ПРОСТО ВАЛОМ ПРУТ- В РОССИИ ВОВА ОТБЕРЕТ-В АМЕРИКЕ ТРАМП- ТЕПЕРЬ КОНТРОЛЬНЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ НАЧАЛИ ЧИСТКУ И В ПРИБАЛТИКЕ-ОТСЮДА ВЫЕМКА ИЗ БАНКОВ ДЕНЕГ И ИХ РАЗВАЛ


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

china_tir

Перспективы автоперевозок между Европой и Китаем

В последнее время много говорится о проекте Китая «Один пояс – один путь» и большом количестве китайских товаров, которые мог бы перевозить и автотранспорт, включая литовский. Ещё больше дискуссию подогрел тот факт, что Китай стал частью системы МДП (TIR), и уже состоялись тестовые автоперевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, сколь перспективным является китайское направление в целом и для литовских перевозчиков в частности.

2019-11-05 124
0
hyunddai_neptune

Обзор транспортных событий в октябре

Споры по поводу коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и статистика транспортных услуг в Литве, актуалии «Пакета мобильности» и «Брексита», новости из разных стран Европы и Востока, а также технологические инновации в области транспорта и логистики. Об этом и многом другом в октябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-11-01 146
0
european_parliament

Обзор транспортных событий в сентябре

Договор «Linava» с профсоюзами и разрешения литовским перевозчикам, неприятные новости о «Пакете мобильности» и приближающийся «жёсткий Брексит», информация из различных стран Европы и актуалии восточного пространства, партнёрство «Nikola» с «Iveco» и сенсационное исследование о газовых грузовиках. Об этом и многом другом в сентябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-10-01 306
0