Статус «уполномоченного TIR отправителя»: стоит ли игра свеч?

TIR_SIUNTEJAS

Очереди грузовиков на границе Литвы и Белоруссии – давняя головная боль литовских перевозчиков. Поэтому они в сотрудничестве с властями страны ищут различные способы решения данной проблемы. Один из них – статус «уполномоченного TIR отправителя» (УТО), который должен упростить TIR процедуру для его обладателей и разгрузить таможню. «Linava» организовала специальный семинар на эту тему, который посетил журналист «Сargonews». 

В июле этого года парламент Литвы одобрил поправки к «Закону о таможне», которые ввели институт «уполномоченного TIR отправителя» (текст закона на литовском языке можно найти здесь). Они вступят в силу 1 ноября 2019 г., а до 15 октября 2019 г. Таможенный департамент Литвы должен подготовить порядок их реализации. Однако о ключевых моментах, связанных со статусом УТО, можно говорить уже сейчас.

Как сказано в законе, обладатель данного статуса может осуществить TIR процедуру «без предоставления TIR книжки и груза таможне». Иными словами, речь не о TIR гарантии, а о том, что таможенная проверка груза как бы состоится заранее под ответственность обладателя статуса УТО, и непосредственно на границе будет короткой, что ускорит скорость её прохождения с литовской стороны. Это выгодно УТО (особенно крупным с большим количеством оформляемых грузов), таможне (за неё делают её работу) и другим пересекающим границу лицам (очередь двигается быстрее).

Следующий вопрос – как получить статус УТО? Принимая решение о его предоставлении, Таможенный департамент Литвы должен руководствоваться требованиями различных регламентов ЕС (перечислены в 3 части 1 статьи закона). Если по-простому, то соискатель должен соответствовать критериям, которым нужно соответствовать для получения статуса «уполномоченного экономического оператора» (англ. authorised economic operator).

Условия получения статуса УТО

Если у перевозчика уже есть статус «уполномоченного экономического оператора» (УЭО), он без проблем получит статус УТО. Если статуса «уполномоченного экономического оператора» у него нет, то статус УТО можно получить и без получения статуса УЭО (просто, если основания для получения УЭО и УТО по сути одинаковы, зачем от чего-то отказываться).

Для получения статуса УЭО, компания должна соответствовать следующим критериям (более детально с ними на литовском и английском языке можно ознакомиться здесь):

— её руководитель и сотрудник, ответственный за таможенные вопросы, в течение последних трёх лет не нарушал таможенное и налоговое законодательство и не был замешан в иных тяжких экономических преступлениях;

— у компании должна быть эффективная система управления, а также прозрачная и хорошо защищённая система учёта, с которой таможне будет легко работать и к которой ей должен быть обеспечен физический и электронный доступ;

компания должна быть платёжеспособной, а именно:

* последние три года честно платить все налоги, связанные с импортом и экспортом товаров;

* подтвердить стабильность своего финансового положения;

* в отношении неё не должна быть начата процедура банкротства;

— компания должна назначить контактное лицо, ответственное за вопросы безопасности, и соответствовать высочайшим стандартам в данной области (желательно, на основании специальных сертификатов), касающимся:

* набора и контроля персонала;

* защиты товаров в местах их хранения и погрузки,

* благонадёжности партнёров;

— у сотрудника компании, ответственного за таможенные вопросы, по меньшей мере трёхлетний подтверждённый опыт работы в этой области, или же он успешно прошёл организованное специальным субъектом (например, таможней) обучение в сфере таможенного права.

Таким образом, перевозчикам с одной стороны уже стоит готовиться к получению статуса УТО, изучая вышеуказанные критерии, которым необходимо соответствовать для получения статуса УЭО. С другой – серьёзно подумать, стоит ли игра свеч.

Почему стоит подумать

Аргументы, почему стоит как следует поразмыслить над получением статуса УЭО/УТО, следующие.

Во-первых, если внимательно изучить условия получения статуса УЭО (и соответственно УТО), возникает ощущение, что с ограниченным финансовым и административным ресурсом сделать это не так уж и просто. Поэтому представитель нашей редакции задал вопрос сотрудникам таможни, могут ли себе это позволить мелкие и средние перевозчики? Представительница таможенного департамента отметила, что УЭО способна стать и небольшая транспортная компания, но находившиеся на мероприятии транспортники отметили, что многое зависит от финансовых возможностей. И если взглянуть на список литовских хозяйствующих субъектов, которые уже получили статус УЭО (его можно найти здесь), бросается в глаза два момента: а) на 5 июля 2019 г. в нём чуть больше 100 позиций, и это не только автоперевозчики, при том, что транспортных компаний в Литве тысячи; б) среди находящихся в списке автоперевозчиков такие компании как «Transimeksa», «Transtira», «Transekspedicija», «HegelmannTransporte»– то есть, далеко не «малыши».

Во-вторых, на семинаре прозвучал простой вопрос – зачем «уполномоченным TIR отправителем» становиться перевозчику, если это может сделать терминал, на который и ляжет основной груз ответственности, а перевозчику не надо будет мучиться с получением статуса УЭО/УТО? Дополнительным аргументом в данном случае является тот факт, что у многих терминалов в Литве уже есть статус УЭО, и можно предположить, что они захотят и без проблем получат статус УТО.

В-третьих, срок действия статуса УЭО неограничен, но его обладатель находится под постоянным таможенным наблюдением и контролем. И если в ходе проверки выяснится, что компания не исполняет взятые на себя обязательства, она, по решению таможни, может его потерять.

В-четвёртых, статус УЭО признаётся во всех странах ЕС, но Евросоюз – это не весь мир, а статус УТО вообще будет действовать только в Литве (хотя, возможно, его разрешат использовать и в случае перевозок грузов из других стран ЕС). И, как на семинаре сказал представитель литовской таможни, Белоруссия и Россия, от которых зависит скорость пересечения границы с другой стороны, не спешат признавать европейских УЭО и УТО у себя. Иными словами, статус УТО поможет быстрее пройти только литовскую границу, только с литовской стороны и (вероятно) только при загрузке в Литве (хотя, справедливости ради, надо отметить, что, например, Белоруссия куда лучше, чем Литва справляется с проблемой сокращения очередей на границе и без этого).

Короче говоря, даже с учётом того, что статус УЭО (а в перспективе и статус УТО) даёт его обладателю ряд преимуществ в ЕС и в своей стране, связанных с пониженной строгостью и правом первоочерёдного контроля со стороны таможни, они зачастую не выглядят столь существенными, чтобы оправдать временные, финансовые и административные издержки, связанные с его получением, что подтверждает и короткий список литовских УЭО. В первую очередь, это более или менее привлекательное решение для крупных транспортных, а точнее, транспортно-логистических компаний (с упором на логистику), что подтверждает и зарубежный опыт – как было сказано на семинаре, в Польше, где статус УТО можно получить с 2013 г., непосредственно у перевозчиков он спросом не пользуется (аналогичная ситуация в Латвии).

***

Из всего выше сказанного может сложиться впечатление, что «Linava» зря добивалась от парламента введения статуса УТО в Литве, так как большей части местных перевозчиков он без надобности (пусть терминалы стараются). Однако это не совсем так. Появление статуса УТО в той же Польше снизило нагрузку на таможню в сфере осуществления TIR процедуры на 20-30% (да, это не 70-80%, но всё же). Значит и в Литве он (пусть только за счёт крупных транспортно-логистических компаний) может помочь таможне сократить очереди на границе с Белоруссией, позволив перебросить освободившиеся кадры с внутренних постов на пограничные. Но для того, чтобы делать окончательные выводы, подождём порядка реализации парламентского решения от Таможенного департамента и практических результатов его применения.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

china_tir

Перспективы автоперевозок между Европой и Китаем

В последнее время много говорится о проекте Китая «Один пояс – один путь» и большом количестве китайских товаров, которые мог бы перевозить и автотранспорт, включая литовский. Ещё больше дискуссию подогрел тот факт, что Китай стал частью системы МДП (TIR), и уже состоялись тестовые автоперевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, сколь перспективным является китайское направление в целом и для литовских перевозчиков в частности.

2019-11-05 124
0
hyunddai_neptune

Обзор транспортных событий в октябре

Споры по поводу коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и статистика транспортных услуг в Литве, актуалии «Пакета мобильности» и «Брексита», новости из разных стран Европы и Востока, а также технологические инновации в области транспорта и логистики. Об этом и многом другом в октябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-11-01 146
0
european_parliament

Обзор транспортных событий в сентябре

Договор «Linava» с профсоюзами и разрешения литовским перевозчикам, неприятные новости о «Пакете мобильности» и приближающийся «жёсткий Брексит», информация из различных стран Европы и актуалии восточного пространства, партнёрство «Nikola» с «Iveco» и сенсационное исследование о газовых грузовиках. Об этом и многом другом в сентябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-10-01 306
0