Статус «уполномоченного TIR отправителя»: стоит ли игра свеч?

TIR_SIUNTEJAS

Очереди грузовиков на границе Литвы и Белоруссии – давняя головная боль литовских перевозчиков. Поэтому они в сотрудничестве с властями страны ищут различные способы решения данной проблемы. Один из них – статус «уполномоченного TIR отправителя» (УТО), который должен упростить TIR процедуру для его обладателей и разгрузить таможню. «Linava» организовала специальный семинар на эту тему, который посетил журналист «Сargonews». 

В июле этого года парламент Литвы одобрил поправки к «Закону о таможне», которые ввели институт «уполномоченного TIR отправителя» (текст закона на литовском языке можно найти здесь). Они вступят в силу 1 ноября 2019 г., а до 15 октября 2019 г. Таможенный департамент Литвы должен подготовить порядок их реализации. Однако о ключевых моментах, связанных со статусом УТО, можно говорить уже сейчас.

Как сказано в законе, обладатель данного статуса может осуществить TIR процедуру «без предоставления TIR книжки и груза таможне». Иными словами, речь не о TIR гарантии, а о том, что таможенная проверка груза как бы состоится заранее под ответственность обладателя статуса УТО, и непосредственно на границе будет короткой, что ускорит скорость её прохождения с литовской стороны. Это выгодно УТО (особенно крупным с большим количеством оформляемых грузов), таможне (за неё делают её работу) и другим пересекающим границу лицам (очередь двигается быстрее).

Следующий вопрос – как получить статус УТО? Принимая решение о его предоставлении, Таможенный департамент Литвы должен руководствоваться требованиями различных регламентов ЕС (перечислены в 3 части 1 статьи закона). Если по-простому, то соискатель должен соответствовать критериям, которым нужно соответствовать для получения статуса «уполномоченного экономического оператора» (англ. authorised economic operator).

Условия получения статуса УТО

Если у перевозчика уже есть статус «уполномоченного экономического оператора» (УЭО), он без проблем получит статус УТО. Если статуса «уполномоченного экономического оператора» у него нет, то статус УТО можно получить и без получения статуса УЭО (просто, если основания для получения УЭО и УТО по сути одинаковы, зачем от чего-то отказываться).

Для получения статуса УЭО, компания должна соответствовать следующим критериям (более детально с ними на литовском и английском языке можно ознакомиться здесь):

— её руководитель и сотрудник, ответственный за таможенные вопросы, в течение последних трёх лет не нарушал таможенное и налоговое законодательство и не был замешан в иных тяжких экономических преступлениях;

— у компании должна быть эффективная система управления, а также прозрачная и хорошо защищённая система учёта, с которой таможне будет легко работать и к которой ей должен быть обеспечен физический и электронный доступ;

компания должна быть платёжеспособной, а именно:

* последние три года честно платить все налоги, связанные с импортом и экспортом товаров;

* подтвердить стабильность своего финансового положения;

* в отношении неё не должна быть начата процедура банкротства;

— компания должна назначить контактное лицо, ответственное за вопросы безопасности, и соответствовать высочайшим стандартам в данной области (желательно, на основании специальных сертификатов), касающимся:

* набора и контроля персонала;

* защиты товаров в местах их хранения и погрузки,

* благонадёжности партнёров;

— у сотрудника компании, ответственного за таможенные вопросы, по меньшей мере трёхлетний подтверждённый опыт работы в этой области, или же он успешно прошёл организованное специальным субъектом (например, таможней) обучение в сфере таможенного права.

Таким образом, перевозчикам с одной стороны уже стоит готовиться к получению статуса УТО, изучая вышеуказанные критерии, которым необходимо соответствовать для получения статуса УЭО. С другой – серьёзно подумать, стоит ли игра свеч.

Почему стоит подумать

Аргументы, почему стоит как следует поразмыслить над получением статуса УЭО/УТО, следующие.

Во-первых, если внимательно изучить условия получения статуса УЭО (и соответственно УТО), возникает ощущение, что с ограниченным финансовым и административным ресурсом сделать это не так уж и просто. Поэтому представитель нашей редакции задал вопрос сотрудникам таможни, могут ли себе это позволить мелкие и средние перевозчики? Представительница таможенного департамента отметила, что УЭО способна стать и небольшая транспортная компания, но находившиеся на мероприятии транспортники отметили, что многое зависит от финансовых возможностей. И если взглянуть на список литовских хозяйствующих субъектов, которые уже получили статус УЭО (его можно найти здесь), бросается в глаза два момента: а) на 5 июля 2019 г. в нём чуть больше 100 позиций, и это не только автоперевозчики, при том, что транспортных компаний в Литве тысячи; б) среди находящихся в списке автоперевозчиков такие компании как «Transimeksa», «Transtira», «Transekspedicija», «HegelmannTransporte»– то есть, далеко не «малыши».

Во-вторых, на семинаре прозвучал простой вопрос – зачем «уполномоченным TIR отправителем» становиться перевозчику, если это может сделать терминал, на который и ляжет основной груз ответственности, а перевозчику не надо будет мучиться с получением статуса УЭО/УТО? Дополнительным аргументом в данном случае является тот факт, что у многих терминалов в Литве уже есть статус УЭО, и можно предположить, что они захотят и без проблем получат статус УТО.

В-третьих, срок действия статуса УЭО неограничен, но его обладатель находится под постоянным таможенным наблюдением и контролем. И если в ходе проверки выяснится, что компания не исполняет взятые на себя обязательства, она, по решению таможни, может его потерять.

В-четвёртых, статус УЭО признаётся во всех странах ЕС, но Евросоюз – это не весь мир, а статус УТО вообще будет действовать только в Литве (хотя, возможно, его разрешат использовать и в случае перевозок грузов из других стран ЕС). И, как на семинаре сказал представитель литовской таможни, Белоруссия и Россия, от которых зависит скорость пересечения границы с другой стороны, не спешат признавать европейских УЭО и УТО у себя. Иными словами, статус УТО поможет быстрее пройти только литовскую границу, только с литовской стороны и (вероятно) только при загрузке в Литве (хотя, справедливости ради, надо отметить, что, например, Белоруссия куда лучше, чем Литва справляется с проблемой сокращения очередей на границе и без этого).

Короче говоря, даже с учётом того, что статус УЭО (а в перспективе и статус УТО) даёт его обладателю ряд преимуществ в ЕС и в своей стране, связанных с пониженной строгостью и правом первоочерёдного контроля со стороны таможни, они зачастую не выглядят столь существенными, чтобы оправдать временные, финансовые и административные издержки, связанные с его получением, что подтверждает и короткий список литовских УЭО. В первую очередь, это более или менее привлекательное решение для крупных транспортных, а точнее, транспортно-логистических компаний (с упором на логистику), что подтверждает и зарубежный опыт – как было сказано на семинаре, в Польше, где статус УТО можно получить с 2013 г., непосредственно у перевозчиков он спросом не пользуется (аналогичная ситуация в Латвии).

***

Из всего выше сказанного может сложиться впечатление, что «Linava» зря добивалась от парламента введения статуса УТО в Литве, так как большей части местных перевозчиков он без надобности (пусть терминалы стараются). Однако это не совсем так. Появление статуса УТО в той же Польше снизило нагрузку на таможню в сфере осуществления TIR процедуры на 20-30% (да, это не 70-80%, но всё же). Значит и в Литве он (пусть только за счёт крупных транспортно-логистических компаний) может помочь таможне сократить очереди на границе с Белоруссией, позволив перебросить освободившиеся кадры с внутренних постов на пограничные. Но для того, чтобы делать окончательные выводы, подождём порядка реализации парламентского решения от Таможенного департамента и практических результатов его применения.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

sankcijos

Правительство России утвердило правила осуществления транзита санкционных грузов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» утверждены Правила осуществления международных транзитных автомобильных и ж/д перевозок через территорию РФ в третьи страны санкционных товаров, а также отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, с применением средств идентификации (пломб) на основе технологии ГЛОНАСС.

2020-01-12 120
0
control

ЛАТБ борется с «тенью» в транспортном секторе или увеличивает административную нагрузку на перевозчиков?

Сегодня литовские перевозчики сталкиваются с серьёзными вызовами как внутри страны (повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков), так и на международной арене («Пакет мобильности»). В этой связи любое дополнительное требование, которое усложняет их деятельность, нежелательно. Тем не менее, Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) подготовила новый порядок, который может стать ненужным административным бременем для автотранспортных компаний страны. Редакция «Cargonews» решила выяснить, насколько проблемным является решение ЛАТБ.

2020-01-12 118
0
mobility_package

Обзор транспортных событий в декабре

Судьба страховой компании перевозчиков и решение Администрации транспортной безопасности по тахографам в Литве, шанс в деле «Пакета мобильности» и новости из  стран Европы, презентация европейского тягача «Nikola» и эксперимент с eCMR в балтийском регионе. Об этом и многом другом в декабрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-12-30 267
0
Flag of each of the 28 EU Member States, alongside the European flag

«Пакет мобильности» – последний шанс?

Сегодня важнейшим международным фактором, который может серьёзно осложнить бизнес литовских перевозчиков, является придуманный в Брюсселе «Пакет мобильности» (ПМ). «Linava» и Литва как страна, а также их союзники в Европе пытаются добиться его пересмотра в сторону смягчения, но дело с небольшими поправками неумолимо движется к достаточно печальному финалу. Недавно завершились трёхсторонние переговоры по этому вопросу между Еврокомиссией (ЕК), Европарламентом (ЕП) и Советом Европы (так называемый «трилог»). Что можно сказать по результатам и перспективам развития ситуации?

2019-12-25 458
0