Техосмотр в Литве – настало время перемен?

apziura

В Литве с конца прошлого века действует та же система техосмотра (ТО) – данный сегмент рынка решением государства по сути монополизирован 10 работающими по региональному принципу компаниями. Инициатива министерства внутренних дел изменить (либерализировать) устоявшийся порядок вызвала бурный протест с их стороны. А что в этой связи выгодно перевозчикам с их большим количеством грузовиков?    

Система против системы

В состав Литовской ассоциации компаний ТО «Transekstа» входят: «Kauno TAC», «Panevėžio TAC», «Skirlita», «Šiaulių TAC», «Tauragės TAC», «Techalga», «Telšių TAC», «Transkona», «Tuvlita» и «Utenos TAC». При этом стоит обратить внимание на тот факт, что «Tuvlita» является акционером в «Telšių TAC», «Skirlitа» и «Tauragės TAC». Все богаты и довольны.

Однако глава МВД Эймутис Мисюнас представил поправки к «Закону о безопасности движения по автомобильным дорогам». Как отметили представители министерства: «Компаниями техосмотра смогут быть сервисы, уполномоченные автомобильные представители, у которых будет необходимое оборудование для проведения ТО». По словам министра, открытие данного рынка приведёт к большей конкуренции, что могло бы улучшить качество услуг и снизить цену. Его заместитель Дарюс Урбонас добавил, что сейчас водители сталкиваются с неудобствами, когда вынуждены по два раза приезжать (и платить) в центр ТО, если в ходе первого осмотра были выявлены недостатки (уже не говоря о подозрениях в целенаправленном поиске «поломок») – а так в том же автосервисе авто-владельцы смогли бы проверить/починить автомобиль и тогда пройти ТО.

Если сказать, что «Transekstа» отрицательно отнеслась к затее МВД, значит не сказать ничего. Можно несколько листов исписать аргументами ассоциации в пользу сохранения существующего порядка, суть которых проста: если его изменить, будет только хуже – от добра добра не ищут. Например, как заявил президент «Transekstа» Римантас Диджёкас: «После того, как либеральная модель ТО была внедрена в Эстонии и Польше, служащие и специалисты в области безопасности движения, ответственные за транспортную политику, признали, что техническое состояние парка транспортных средств не улучшилось, а количество случаев элементарной продажи талонов ТО увеличилось. Ожидалось, что цены на услугу упадут, а они выросли: в Эстонии более чем в два раза – почти до 40 евро, хотя ТО там могу проводить 198 компаний».

Несколько моментов в этом высказывании редакции Cargonews показались спорными, и она решила их прояснить. Во-первых, о последствиях либерализации порядка ТО в Эстонии и Польше. Как нам уточнили в «Transekstа», о них Р. Диджёкасу в личной беседе рассказали представители эстонских компаний ТО во время визита в Литву (в этой связи стоит отметить, что вообще-то подобного рода утверждения требуют серьёзного официального обоснования). Также, ради интереса, мы решили выяснить, действительно ли в Эстонии так много станций технического осмотра – их длинный список можно найти на официальном сайте эстонской Дорожной администрации, но их там чуть больше 100, а не около 200, уже не говоря о том, что не везде ТО могут пройти все виды транспортных средств (хотя, может быть, мы чего-то не знаем).

При этом, позицию «Transeksta» поддержал бывший премьер Альгирдас Буткявичюс и бывший министр транспорта Римантас Синкявичюс. С чего бы это? Тем более, на стороне правительства Служба специальных расследований Литвы и Совет по конкуренции, который сложившуюся ситуацию назвал ущербной, предложив отказаться от ограничения количества центров ТО и их регионального размещения. Больше того, заместитель директора Литовской администрации транспортной безопасности Юстас Рашомавичюс заявил, что, как показали проведённые в этом году проверки, в 28 случаях из 53 техосмотр был пройден не должным образом. «Transeksta» со своей стороны заявила, что эти цифры не отражают истинного положения дел и их надо оценивать в более широком контексте.

Как в Европе  

И государственная позиция, и позиция «Transeksta» по-своему логичны. Чтобы понять, какая из них является более обоснованной, стоит посмотреть, как дела в данной сфере обстоят в Европе.

В директиве ЕС 2014/45/EU сказано: «Технический осмотр осуществляет государство-член, в котором зарегистрировано транспортное средство, государственное учреждение, которому это государство доверило данную задачу, или же выбранные и контролируемые этим государством-членом учреждения или компании, включая уполномоченные частные учреждения».  

Как нам сообщили в МВД Литвы: «Страны ЕС постепенно переходят на порядок, который создаёт более гибкую и качественную систему обязательного техосмотра (ОТО). Немало стран ЕС сегодня создают условия для предоставления услуги ОТО не только государственными, но и частными учреждениями, таким образом давая возможность выхода на рынок участникам, которые заинтересованы в предоставлении качественной услуги. Государство оставляет за собой лишь функцию контроля. Либеральная система ОТО с вовлечением частного сектора действует в Голландии, Финляндии, Эстонии, Германии и многих других странах. Часто компании, которые предоставляют услуги по ОТО, одновременно являются и автосервисами. Доминирующее в этих странах мнение – если автосервис не может предоставить услуги по ОТО, значит он ненадёжен, и его услуги вряд ли будут качественными. ОТО проводят специалисты с высокой квалификацией. Например, в Голландии они должны сдавать экзамены каждые два года» (дополнительную информацию по странам можно найти здесь).

Обобщая, можно сказать, что во многих странах исторически сложилась своя особенная система ТО, и даже если в ней присутствуют элементы монополизма, это не значит, что она работает неэффективно, и что либеральная реформа обязательно даст положительные результаты. Тем не менее, если верить литовскому МВД и сообщениям в СМИ, многие европейские страны, руководствуясь рекомендациями ЕС о важности свободы экономических отношений, задумываются о либерализации данного рынка или уже её осуществили (например, Латвия, где система ТО сегодня похожа на литовскую, откроет рынок с 2023 г.).

И что на выходе – особенно по ценам? Упомянутые Р. Диджёкасом 40 евро в Эстонии – цена ТО легкового автомобиля. Что касается грузовиков (N3), то, по данным «Transekstа», ситуация в странах региона следующая: Литва (монопольная система ТО) – примерно 30 евро (полуприцеп О3 – примерно 17 евро); Латвия (монопольная система ТО) – 29 евро (полуприцеп О3 – 20 евро); Эстония (либеральная система ТО) – 65 евро (полуприцеп О3 – 32 евро); Польша (либеральная система ТО) – примерно 41 евро (полуприцеп О3 – примерно 41 евро). Отсюда вывод: в каждой стране Европы, конечно, свои экономические особенности, которые влияют на цены товаров и услуг, но с монополией на рынке ТО необязательно стоит дороже, и литовская система в данной сфере вполне конкурентноспособна с точки зрения ценовой политики.

Тем не менее, поскольку каша заварилась более чем серьёзная, министр транспорта Рокас Масюлис призвал к общественной дискуссии на тему изменения порядка ТО, чтобы как следует оценить все плюсы и минусы такого шага. Разумное предложение, так как даже с учётом европейских реалий трудно сказать, действует ли МВД в правильном направлении. С одной стороны, складывается впечатление, что оно пытается обуздать монополистов, которые отчаянно сопротивляются не потому, что заботятся о водителях, а потому, что не хотят терять деньги (другое дело, возможная некачественная реализация реформы). Но может быть и так, что всё это домыслы, и система действительно работает хорошо, а власти лишь создают видимость работы или сами действуют в чьих-то интересах.

Поэтому послушаем потребителей – перевозчиков, мнение которых в рамках социальной дискуссии должно учитываться как одно из наиболее значимых, поскольку они являются крупным клиентом компаний ТО и создают большую часть ВВП страны, а также других знающих участников рынка.

Что думают перевозчики и другие участники рынка

По словам генерального секретаря «Linava» Мечиславаса Атрошкявичюса, ассоциация выступает за либерализацию любых услуг, если это будет выгодно перевозчикам. В то же время он отметил, что в случае упрощения правил создания центров ТО не видит смысла в создании центра ТО «Linava», поскольку ассоциация не может заниматься всем, и для этого есть соответствующие специалисты (уже не говоря о средствах на такой проект). Генеральный секретарь Союза перевозчиков Литвы Сигитас Жилюс поддержал идею либерализации рынка ТО с условием сохранения жёстких требований к новым игрокам на законодательном уровне (критерии отбора, ответственность и т.д.). При этом он привёл пример Германии, где ТО могут заниматься сертифицированные автосервисы, и мир из-за этого не обрушился.

Кроме того, наша редакция решила обратиться к нескольким крупным перевозчикам, для которых процедура ТО особенно важна с учётом количества имеющихся машин.

Как заявил глава логистического отдела «Baltic transline» Донатас Ницкус: «Нынешний порядок ТО работает достаточно хорошо. В центрах ТО установлено много современного оборудования и внедрены продвинутые информационные технологии. Однако в более крупных городах их не хватает, из-за чего при прохождении ТО порой приходится стоять в немаленьких очередях и терять время, которое можно посвятить работе – перевозке грузов. Либерализация любого бизнеса или отказ от монополи привносит новинки и обычно только положительные. Снижение цены за услугу или появление дополнительных мест, где можно было бы пройти ТО, создаст получателю услуги лишь удобства. Однако, конечно же, одним из важнейших элементов будет превенция коррупции и высокая квалификация обслуживающего персонала».

Глава компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа отметил, что ничего плохого о ныне действующей системе ТО сказать не может, но поддерживает либерализацию данного рынка, поскольку «конкуренция как витамин» (то есть, с ней может быть ещё лучше). Директор «H. Essers Vilnius» Виктор Самойленко также был не против большего количества игроков в сегменте услуг ТО, но подчеркнул, что к ним должны применяться жёсткие условия отбора, а также осуществляться строгий контроль за качеством их работы.

Генеральный директор ассоциации автомобильного бизнеса Витольдас Милюс (представитель автосервисов) был осторожен в оценках: «Это дополнительная услуга, предоставляя которую, в автосервис можно привлечь больше клиентов. С другой стороны, надо думать, можно ли на этом заработать. Eсть и риски – если не будет никакого контроля, сегодня достаточно хорошо работающую систему можно разрушить. Но можно и усовершенствовать». А вот генеральный директор компании «Kiwa Inspecta», занимающейся тестированием, проверками и сертификацией, Мантас Андрюшкявичюс был достаточно категоричен: «Сегодня из-за сложившейся монополии цены на рынке максимальные. Если появится конкуренция, цены могут только падать, а не расти. В условиях монополии появляются возможности для злоупотреблений и коррупции».

Кроме того, он развеял миф о том, что проводить ТО сможет кто угодно: «Так быть не может, поскольку все документы, регламентирующие предоставление услуг, очень чётко устанавливают, какие учреждения могут это делать, как они получают аккредитацию и так далее». Поэтому, по его словам, при либерализации рынка очень важно сохранить качественные требования к центрам ТО. «Сегодня государство занимается протекционизмом, создавая исключительные условия для группки бизнесменов, объединившихся в ассоциацию «Transeksta». Почему, не знаю. Можно только предполагать, учитывая недавний скандал с поддержкой партий», — подытожил М. Андрюшкявичюс.

***

Обобщая, можно сказать, что реформировать литовскую монопольную систему ТО можно, но действовать в этом деле следует по принципу «не навреди». Перевозчиков в целом устраивает нынешний порядок ТО, и согласиться с его либерализацией они готовы лишь с условием, что в результате ситуация не станет хуже (не повысятся цены, не упадёт качество услуг, не начнётся «торговля» талонами ТО). Соответственно, задача властей – не просто создать на этом рынке конкурентную среду, а сделать это с учётом всех рисков, чтобы после реформы ТО не проводил лишь бы кто и не говорили: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

fair_transport

Обзор транспортных событий в ноябре

Протест перевозчиков и спор с профсоюзами в Литве. Актуалии «Пакета мобильности» и другие новости из Европы. Соглашение между Белоруссией и Китаем и прорыв «Nikola». Об этом и многом другом в ноябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-12-01 91
0
dyzel

Экономия топлива – в чём секрет?

Сегодня литовским перевозчикам важна каждая копейка. Одна из главных строчек расходов – топливо. Можно ли сэкономить в этой сфере, и если да, то как и сколько? С этим вопросом редакция «Cargonews» обратилась к представителям крупных производителей тягачей, которые к тому же предлагают курсы экономичного вождения.

2019-11-20 132
0
china_tir

Перспективы автоперевозок между Европой и Китаем

В последнее время много говорится о проекте Китая «Один пояс – один путь» и большом количестве китайских товаров, которые мог бы перевозить и автотранспорт, включая литовский. Ещё больше дискуссию подогрел тот факт, что Китай стал частью системы МДП (TIR), и уже состоялись тестовые автоперевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. В связи с этим редакция «Cargonews» решила выяснить, сколь перспективным является китайское направление в целом и для литовских перевозчиков в частности.

2019-11-05 303
0
hyunddai_neptune

Обзор транспортных событий в октябре

Споры по поводу коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и статистика транспортных услуг в Литве, актуалии «Пакета мобильности» и «Брексита», новости из разных стран Европы и Востока, а также технологические инновации в области транспорта и логистики. Об этом и многом другом в октябрьском обзоре от Cargonews.lt

2019-11-01 214
0