Яма на дороге – как не потерять деньги?

00298510 (1)

На дороге может произойти всякое. Например, если водитель не заметил яму, может серьёзно пострадать грузовик. Страховка? Да. А можно ли получить компенсацию, если её нет? Недавно суд Литвы обязал каунасское самоуправление возместить ущерб, причинённый автомобилю, который въехал в яму на городской дороге. Редакция «Cargonews» решила подробнее разобрать этот случай.

Для перевозчиков обязательно ОСАГО. Но есть также страховка Каско – как раз на случай повреждения автомобиля. Но всегда ли перевозчики покупают её и всегда ли она поможет, когда машина въехала в яму? С этим у другими вопросами мы обратились в известную cтраховую компанию ERGO.

Когда есть Каско

Как нам сказал ответственный за страхование транспорта бизнес-клиентов представитель ERGO Римвидас Поцюс: «Страховка Каско является добровольной. Хотя не все перевозчики её покупают, спрос на неё среди них не падает. Большинство транспортных средств, на которых осуществляются международные перевозки, страхуются и Каско».

Следующий вопрос – поможет ли Каско, когда автомобиль пострадал из-за того, что въехал в яму? «Страховка Каско возмещает ущерб, нанесённый транспортному средству. Обычно – это ДТП, кража, пожар, неправомерные действия третьих лиц. Въезд в яму это тоже ДТП. Возмещение ущерба в этом случае зависит от обговорённых границ защиты», — подчеркнул Р. Поцюс.

Не менее важны действия пострадавшего сразу после ДТП. По словам Р. Поцюса: «В случае любого происшествия нужно сделать то, что предусмотрено в договоре (правилах страховки). В случае ДТП в предусмотренном ПДД порядке заполняется декларация. Также в страховых правилах часто предусмотрен размер ущерба, в пределах которого страховка выплачивается в упрощённом порядке – то есть, если ущерб небольшой и обстоятельства ясны, хватает только объяснения, как всё произошло».

Таким образом, если перевозчик хочет не потерять деньги из-за того, что его водитель въехал в яму, ему лучше купить страховку Каско и детально проговорить этот случай в договоре – тем более, что, как рассказал Р. Поцюс, подобные происшествия не редкость, а весной их становится ещё больше (например, за три месяца зимы с декабря 2020 г. в ERGO зарегистрировали 60 случаев, связанных с причинённым ямами ущербом, а по итогам зимы 2021-2022 годов – больше 200 таких случаев).

Но, допустим, перевозчик решил сэкономить на Каско. Может ли он и в этом случае рассчитывать на компенсацию, если его автомобиль въехал в яму? Может. Но есть нюансы, о которых нам рассказал юрист адвокатской конторы VERUM Миндаугас Шимкунас.

Когда нет Каско

По словам адвоката, владельцы дорог или управляющие ими за ущерб, нанесённый участникам дорожного движения или их имуществу, отвечают в соответствии со статьёй 6.266 Гражданского кодекса. В данном случае важны три вещи.

Во-первых, надо точно установить субъекта, ответственного за обслуживание дороги с дефектами. «Важно правильно определить ответчика, так как иначе иск не будет удовлетворён. Стоит отметить, что ответственность может лежать на нескольких лицах, управляющих дорогой на разных основаниях – например, ответчиком может быть городское самоуправление как владелец дороги и строительная организация, частью строительной площадки которой является недостроенный участок дороги. Управляющий – лицо, эксплуатирующее и обслуживающее дорогу, улицу, площадку на основании вещного или обязывающего права», — подчеркнул М. Шимкунас.

Во-вторых, в деле должен быть установлен факт ущерба. В-третьих – причинно-следственная связь между дефектами дороги и нанесённым ущербом. «Если причиной ущерба является не разрушение конструкции дороги или другие её дефекты, управляющий дорогой отвечает на общих основаниях. В этом случае приходится доказывать вину ответчика, а это уже сложнее», — уточнил юрист, приведя в качестве примера дело, в котором человек пострадал, поскользнувшись на принадлежащем самоуправлению тротуаре, и суду пришлось выяснять, сделало ли самоуправление всё возможное для обеспечения безопасности пешеходов. В соответствии с изменившейся судебной практикой, просто ненадлежащее обслуживание дорог (скользкое покрытие, разбросанные на проезжей части камни и т.п.), несвязанное с недостатками их конструкций, само по себе не является основанием для ответственности управляющего (ответственности без вины) – её придётся доказывать на общих основаниях.

В то же время следует отметить, что осторожным должен быть и участник дорожного движения (чаще всего – водитель автотранспортного средства). «Например, в одном деле суд учёл то, что у водителя повреждённого во время ДТП автомобиля была объективная возможность на прямом участке дороги в светлое время суток увидеть находящиеся на проезжей части препятствия (включая камень высотой не менее 14 см), и если бы он выбрал скорость и траекторию движения, которые позволили бы ему их объехать, он мог бы избежать ДТП. Таким образом, дефекты дороги создали условия для возникновения ущерба, а неосторожность водителя, которая обычно определяется экспертами, стала причиной ДТП, из-за чего суд уменьшил размер компенсации», — рассказал М. Шимкунас.

Обобщая, он отметил: «Я думаю, что и при наличии страховки Каско, и в случае её отсутствия нужно вести себя внимательно. Иначе и имеющаяся страховка может не спасти от вышеупомянутых рисков. Если есть страховка, важно сообщить страховщику об инциденте как можно скорее – обычно в страховых правилах сроки информирования о страховом случае бывают короткими, и их несоблюдение даёт страховой компании право уменьшить страховую выплату или вообще не платить. Также надо фиксировать доказательства. С современными техническими средствами сфотографировать яму или другие препятствия на дороге или же снять видео как доказательство отсутствия предупредительных знаков и состояния транспортного средства после ДТП просто. Ещё нужно вызвать дорожную полицию, которая зафиксирует обстоятельства ДТП и составит схему места происшествия».

Экспертиза, по словам юриста, поможет определить повреждения транспортного средства и их связь с ДТП. «Можно полагаться на счета автосервиса, который ремонтировал автомобиль, но ответчик всегда может сказать, что то или иное повреждение не связано с ДТП – экспертиза развеет все сомнения», — уточнил М. Шимкунас.

«Все собранные доказательства помогут перевозчику быстрее получить страховую выплату, или, если транспортное средство не было застраховано, обосновать иск к управляющему дорогой касательно возмещения ущерба», — констатировал адвокат.

Комментарии

Valentina Jevgrafova 2022-03-28 11:27

Molodci !!! vse pravilno nuzno borotsja . U nas v Rige v LATVIJI voobcse bespredel -dorogi uzasnie VSE V DIRKAH! U vas v Litve vse vigljdait na pervij vzglad ocenj neploho, no vidimo estj nad cem rabotatj


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Со следующего года разрешение на проживание в Литве можно будет получить до приезда в страну

С начала следующего года Департамент миграции Литвы начнёт предоставлять услугу выдачи временного разрешения на проживание в Литве через внешнего поставщика услуг — компанию «VFS Global», которая оказывает аналогичные услуги правительствам и дипломатическим представительствам многих стран. Иностранцы, желающие получить временное разрешение на проживание в Литве смогут подавать заявки со 2 января 2023 г. в 34 различных странах, где есть представительства «VFS Global».

2022-12-07 29
0
TIR-EPD

Обновление версии приложения МСАТ TIR-EPD

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) 6 декабря 2022 г. будет запущена новая версия приложения TIR-EPD, предполагающая новый механизм аутентификации пользователей, направленный на усиление безопасности веб-приложения TIR-EPD, а также обновление дизайна приложения. Подробнее — здесь.

2022-12-05 3
0