Актуальное для перевозчиков постановление Верховного суда Литвы

shutterstock_138869054

3 апреля 2015 г. Верховный суд Литвы (ВСЛ) вынес решение, которое расширяет пределы страховой защиты, установленные в CMR Конвенции. Решение суда и его актуальность для литовских перевозчиков комментирует партнёр адвокатской конторы «Magnusson ir partneriai» М. Лятукас. 

Ситуация

Предпосылкой для решения ВСЛ послужило происшествие, во время которого был повреждён груз. Гражданская ответственность перевозчика была застрахована. В страховой договор были внесены конкретные транспортные средства – грузовые автомобили (тягачи). Груз был повреждён в то время, когда на терминале стоял только полуприцеп (без тягача). Страховщик отказался выплачивать страховую выплату, основываясь на том, что в страховой договор полуприцеп не был включён.

По словам М. Лятукаса, в своём заключении от 03.04.2015. Верховный суд Литвы дал более подробное разъяснение ч.1 ст.2 CMR Конвенции, чем можно было бы понять из текста статьи: как в английском, так и в литовском варианте CMR Конвенции сказано, что положение статьи ( и, следовательно, производные требования к применению страховой защиты) применяется, «<…если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки …>».

Во время судебного разбирательства страховщик пытался доказать, что в рамках дела транспортное средство должно восприниматься как соединение тягача и полуприцепа в течение всего процесса перевозки.

Разъяснение ВСЛ

Между тем ВСЛ дал более широкое определение – страховая защита применяется вне зависимости от того, как перевозится груз на другом виде транспорта – в присоединённом или не присоединённом к тягачу полуприцепе. По мнению ВСЛ, в обоих случаях под определением «перевозки» должен пониматься не процесс транспортировки как таковой, а присутствие груза в распоряжении перевозчика.

По мнению М. Лятукаса, это разъяснение Верховного суда расширяет границы применения CMR Конвенции, а также границы применения страховой защиты, изложенной в CMR Конвенции. Согласно этому заключению, перевозчики не обязаны вместе с полуприцепом транспортировать, например, по морю, тягач, застрахованный CMR страхованием. «Полагаю, что это заключение ВСЛ внесло ясность в определение процесса перевозки, и надеюсь, что по некоторым вопросам количество судебных разбирательств со страховщиками сократится», — говорит М. Лятукас.

С другой стороны, в этом заключении ВСЛ ещё раз отметил, что CMR Конвенция не запрещает сторонам страхового договора применять более ограниченную, чем указано в CMR Конвенции, страховую защиту. Но такие соглашения должны быть изложены чётко и недвусмысленно. «Советую в каждом отдельном случае очень внимательно изучать условия страхового договора», – отметил М. Лятукас.

Публикация подготовлена на основании постановления Верховного суда Литвы от 03.04.2015. Номер гражданского дела 3K-3-185-969/2015.
С постановлением ВСЛ (на литовском языке) можно ознакомиться здесь.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MOSKVA

Правительством Москвы утверждены изменения порядка оформления пропусков для проезда в Москву и на МКАД

Правительством Москвы утверждено постановление от 1 июля 2025 года № 1473-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 г. № 379-ПП» (далее — постановление).

2025-07-18 15
0
vinjete

20 июля в Литве нельзя будет купить электронную виньетку

«Via Lietuva» сообщает, что 20 июля 2025 г. с 9:00 до 24:00 в Литве временно не будет работать система оплаты дорог. Поэтому электронные виньетки (e-vinjetė) нельзя будет приобрести ни на сайте keliumokestis.lt, ни у распространителей. Пользователи дорог, планирующие в этот день ехать по платным дорогам, обязаны приобрести э-виньетку заранее.

2025-07-18 33
0
lt_pl

Польша c 7 июля восстанавливает временный пограничный контроль с Германией и Литвой (ДОПОЛНЕНО)

Премьер-министр Польши Дональд Туск Польши заявил о восстановлении с 7 июля временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах в целях борьбы с миграцией.

2025-07-17 124
0
atsisiųsti (2)

Новые требования к ЭПИ в России

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), в соответствии с новыми требованиями к транзитной декларации в ЕАЭС, держатели книжек МДП, отправляющие электронную предварительную информацию (ЭПИ) в Российскую Федерацию, должны будут указывать дополнительную информацию:

2025-07-17 6
0
Denmark

В Дании отменено правило 25 часов

Власти Дании наконец решили с 1 января 2026 г. отменить запрет грузовикам стоять на парковках автомагистралей больше 25 часов, который много лет раздражал всех перевозчиков.

2025-07-17 11
0