Алкоблокаторы – ещё одно средство в борьбе с нетрезвыми водителями

handset_JP-500x500

Литва стоит на пороге принятия закона об использовании алкоблокаторов. Это устройства, которые не позволят завести транспортное средство в том случае, если его водитель сядет за руль будучи в нетрезвом состоянии. Министерство транспорта и коммуникаций уже подготовило соответствующие законодательные акты, так что в скором времени все нарушители, которые не боятся даже очень строгой (уголовной) ответственности, окажутся в ежовых рукавицах. Наличие алкоблоктаров будет обязательным во всех автомобилях (в том числе и в грузовых), водители которых хоть раз были задержаны за вождение в нетрезвом состоянии.

Не боятся даже уголовной ответственности

Алкоблокаторы станут ещё одним средством в борьбе с нетрезвыми водителями. О том, насколько эта проблема актуальна, свидетельствует статистика Департамента полиции: в 2017 году сотрудники литовской дорожной полиции выявили 9 844 нетрезвых водителей, у 5 046 из них в крови было обнаружено более 1,5 промилле алкоголя (а это тот предел, за который грозит уголовная ответственность). К сожалению, полиция ведёт только общую статистику, и не может в точности сказать, сколько среди нарушителей было водителей грузового транспорта, однако, достаточно взглянуть в раздел «Водители» на бирже Cargo.LT – и станет понятно, что эта вопиющая проблема (пусть даже никто не поймал нетрезвого водителя за руку) никуда не исчезла.

С принятием предложенных Министерством транспорта и коммуникаций поправок у нарушителя, задержанного за рулём в нетрезвом состоянии, будет право выбирать – платить штраф с лишением водительских прав на более продолжительный срок (в настоящее время этот срок обсуждается), или не платить штраф и лишиться водительских прав на более короткий срок, но при условии, что по возвращении водительского удостоверения он сможет управлять автомобилем только при наличии в нём алкоблокатора. В качестве административного наказания эта мера будет действовать 1-2 года. В действующем законодательстве такая альтернатива не предусмотрена.

Трудно представить, что какой-нибудь водитель (в особенности, если управляемый им автомобиль является не просто средством передвижения, а непосредственным орудием труда) согласится потерять водительское удостоверение на продолжительный срок, поэтому скорее всего, он остановится на управлении автомобилем с обязательным наличием алкоблокатора. Согласно поправкам, провинившемуся водителю придётся (в обязательном порядке) получить водительское удостоверение с ограничительным кодом «69» – это будет означать, что водитель не праве управлять транспортным средством, в котором нет алкоблокатора.

На сегодняшний день алкоблокаторы используются в добровольном порядке

Принцип действия алкоблокатора очень прост: водитель садится в автомобиль и на специальном алкотестере проверяется на трезвость.  Если в выдыхаемом воздухе алкоголя не будет, то водитель сможет завести двигатель обычным образом, но при этом ему какое-то время, с установленными интервалами, всё ещё придётся выдыхать воздух, чтобы устройство окончательно установило, что водитель трезвый. Если же водитель будет в нетрезвом состоянии, автомобиль с места не сдвинется.

По словам Гинтараса Аликсандравичюса, специалиста Отдела безопасности дорожного движения в департаменте дорожного транспорта и гражданской авиации, водители должны будут приобретать только те алкоблокаторы, которые откалиброваны и сертифицированы в Метрологической службе. Министерство транспорта и коммуникаций неоднократно обращало внимание грузовых и пассажирских перевозчиков на то, чтобы они принимали превентивные меры по безопасности дорожного движения и в добровольном порядке устанавливали алкоблокаторы в транспортные средства, представляющие повышенный риск. Как утверждает Г. Аликсандравичюс, те лица, которые устанавливают алкоблокаторы в добровольном порядке, не обязаны получать на него сертификат. «С другой стороны, если алкоблокатор откалиброван и на него есть сертификат, то наличие такого алкоблокатора может помочь работодателю в решении возможных правовых споров с водителями», – говорит специалист.

Загулял так, что забыл о работе

Мы решили поинтересоваться, на самом ли деле употребление алкоголя в рабочее время является такой масштабной проблемой, как о ней говорят перевозчики.

Руководитель одной транспортной компании (имя и фамилия редакции известны) нам сказал, что выпивающие водители – довольно частое явление. «Буквально дна днях одного такого деятеля я привёз из Германии. По случаю Пасхи у него было несколько выходных дней, он, как говорится, отменно отпраздновал и забыл, что праздники закончились. Мне и сменному водителю пришлось отправиться в Германию. У меня и без того уже были расходы, а когда мы приехали в Германию, я узнал, что сменный водитель купил обратный билет в Литву, и что работать в машине загулявшего водителя он не будет, потому что в кабине настолько грязно и настолько воняет алкоголем, что находиться там просто невозможно. Загулявшего водителя я сдал жене. Он пообещал, что будет лечиться от зависимости и вернётся на работу. Я не буду его увольнять – как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе, ведь покрыть наделанные убытки он сможет только в том случае, если будет работать, тем более, что когда он не пьёт, то он отличный работник», – говорит собеседник.

И хотя Министерство транспорта и коммуникаций советует устанавливать алкоблокаторы добровольно, наш собеседник говорит, что не будет этого делать, так как не видит смысла. «Когда водитель пьёт, он не работает, т.е. никуда не едет. А если случится так, что на следующий день алкоголь никуда не испарился и алкоблокатор не позволяет завести двигатель, то „подуть в трубочку“ можно попросить трезвого коллегу», – говорит о возможных хитростях водителей руководитель транспортной компании.

Он также заявил, что если установить алкоблокатор его обяжет суд, то он из бюджета компании не потратит на это ни одного цента – водитель будет устанавливать алкоблокатор на собственные средства.

Поведение водителей – причина банкротств транспортных компаний?

Пьянствующие водители неоднократно доставляли хлопоты и Кястасу Янулявичюсу, руководителю транспортной компании «LKV-Logistic». По его словам, основная проблема заключается в том, что пьянствующего водителя очень сложно привести к ответственности. «Иногда они покрывают ущерб в добровольном порядке, но бывают и такие, которые бросают ключи от автомобиля на стол и уходят работать в другую компания. Другая проблема – в Литве нет единой базы данных, по которой, принимая водителя на работу, можно было бы проверить, нет ли за ним каких-то прегрешений. „SoDra“ давным-давно такую информацию не предоставляет. Озадачивает не только сам факт пьянства, но и его последствия, т.е. страховые случаи. Я знаю не одну компанию, которая обанкротилась из-за убытков, причинённых пьяными водителями. А с водителей какой спрос? Никакого», – возмущается К. Янулявичюс.

В отличие от своего коллеги, К. Янулявичюс приветствует инициативу литовских властей. И хотя он всё ещё не воспользовался советом устанавливать алкоблокаторы в добровольном порядке, он говорит, что обязательно рассмотрит такую возможность. «На сегодняшний день у меня работают очень хорошие водители. Я решил, что лучше платить больше за хорошую работу, чем принимать на работу неизвестно кого и потом ждать неизвестно чего. Хочу сказать, что это решение работает. Недавно был случай, когда на самом деле хороший сотрудник по семейным обстоятельствам взял да и запил. Слава Богу, что в пьяном виде никуда не поехал, но наделал простоев и компания, естественно, понесла убытки. Но поскольку этот человек в принципе порядочный, он свой проступок признал и все убытки добровольно покрыл. А если бы нет? Тогда вопрос покрытия убытком пришлось бы решать в Комиссии по трудовым спорам. Согласно новому Трудовому кодексу, сотрудник может покрыть только ту часть убытка, которая не превышает его трёх зарплат… Разбирательство в комиссии отнимает много времени, и никто не даёт гарантий, что убытки будут покрыты», – говорит руководитель «LKV-Logistic».

Однако, у адвоката Реды Алексинайте на этот счёт есть другая информация – водители, которые попали в ДТП, испортили транспортное средство или груз будучи в нетрезвом состоянии, отвечают за последствия своих действий в полном объёме (т.е. не только в размере трёх зарплат). Об этом говорится в ч.3. ст. 154 Трудового кодекса Литвы. В таких случаях, по словам Е. Алексинайте, форму вины (преднамеренные действия или особую неосторожность) доказывать не надо, достаточно доказать факт опьянения от алкоголя, наркотических, психотропных, токсичных веществ – и ответственность к водителю будет применяться в полной мере. О том, что может служить доказательством, говорилось неоднократно – это может быть полицейский протокол с места нарушения (в нём обязательно должны быть зафиксированы показания алкотестера) или медицинское освидетельствование (для этого с помощью полиции водителя нужно отправить в медицинское учреждение, где у него возьмут пробу крови). Всё, что нужно сделать перевозчику – это как можно скорее вызвать на место полицейский патруль.

«В этом вопросе есть ещё один нюанс – если „герой“ разбил не только машину своего работодателя, но и повредил чужое транспортное средство, объекты дорожной инфраструктуры, нанёс ущерб здоровью пешеходов и т.д., то из всего этого возникает вопрос гражданской ответственности перед потерпевшим лицом. У нас, например, был случай, когда нетрезвый водитель заехал на железнодорожный вал и не смог с него съехать (застрял полуприцеп) – пришлось останавливать движение поездов и вызывать спасателей. В тот раз ущерб материальному имуществу не был причинён, однако, сумма за спасательные работы и за остановку железнодорожного движения была на самом деле впечатляющей. Согласно действующему законодательству, после выплаты компенсации по полису ОСАГО страховщик имеет право в порядке регресса спросить эту выплату с владельца транспортного средства, т.е. с работодателя нетрезвого водителя. В таком случае работодатель сможет потребовать, чтобы его водитель покрыл не только сумму испорченного имущества, но и сумму регресса», – говорит адвокат.

Как выяснилось, проблема с пьянствующими водителями не на шутку озадачивает руководителей транспортных компаний. Но, к сожалению, им практически ничего не остаётся, как только быть с этой проблемой «один на один». Единой государственной базы данных, где можно было бы проверить историю неблагонадёжных водителей, нет – наверное, как всегда, руки не дошли, хотя от сообщений о последствиях проделок нетрезвых водителей публичное пространство просто разрывается. Что же делать? Наш совет – хотя бы изредка заглядывать в раздел «Водители» на бирже Cargo.LT. Там накоплен архив поучительных историй и советов, перед какими водителями уж точно не нужно открывать двери своих компаний. Кстати, пьянство – не единственное зло. Известен случай, когда компания понесла ущерб потому, что водитель…проиграл груз в казино.

Что касается алкоблокаторов, то однозначного мнения у руководителей транспортных компаний нет – одни готовы устанавливать их в добровольном порядке, другие намерены перекладывать эту обязанность на плечи водителей. Специалист по алкоблократорам Томас Кайрис нам сказал, что в среднем алкоблокатор стоит 1000 евро, ещё примерно 150 евро стоит установка этого прибора, и примерно 50 евро в год обходится калибровка. Похожие предварительные подсчёты приводит и Министерство транспорта и коммуникаций – «всё про всё» оборудование может стоить около 1 400 евро, в зависимости от модификации конкретного прибора. Обычно на алкоблокаторы даётся двухлетняя гарантия. По окончании гарантийного срока алкоблокатор можно использовать до тех пор, пока он не выйдет из строя.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 55
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 51
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 27
0