И вдруг на дорогу выскочил…

Key Deer on Highway in Florida Keys

Современный человек, живущий в городе или деревне, давно привык чувствовать себя хозяином природы. Все мы живём комфортно, путешествуем безопасно и быстро. Однако, природа время от времени напоминает нам, что люди в этом мире живут не одни. Это могут подтвердить те, кто в пути сталкивался с дикими животными. Иногда подобные столкновения приводят к человеческим жертвам. Правда, в такие происшествия чаще всего попадают водители легковых автомобилей. Водители грузовых автомобилей чувствуют себя более уверенно, так как считают, что от последствий столкновения с дикими животными могут спасти впечатляющие габариты грузовых автомобилей. Тем не менее, вероятность попасть в аварию, во время которой будет причинён ущерб транспортному средству, здоровью человека и государству в целом, остаётся. Для того, чтобы подобных ситуаций можно было избежать, службы по безопасности дорожного движения проводят анализ привычек, миграционных путей и величины популяции диких животных. В свою очередь, водители также должны знать, как безопасно управлять автомобилем в периоды повышенной опасности столкновения с дикими животными.

По словам Дайнюса Шаломскаса, начальника отдела административной деятельности и надзора за безопасностью движения в Службе дорожной полиции Литвы, в 2015 году на дорогах Литвы произошло 2616 происшествий с участием диких животных, в 26 случаях потерпели люди – 1 человек погиб и 31 человек получил ранения. Артурас Юодейкис, директор Департамента по администрированию ущерба в компании «Lietuvos draudimas», утверждает, что в течение первых девяти месяцев нынешнего года клиенты компании сообщили о 1225 случаях столкновениях легковых автомобилей с дикими животными и более 50 случаях столкновения грузовых автомобилей с дикими животными. Как правило, происшествия с участием грузовых автомобилей и диких животных составляют 4-5 проц. от общего числа подобных аварий. Эти цифры могут показаться незначительными, однако, нужно учесть, что в общем автопарке Литвы грузовых автомобилей меньше, чем легковых, и иногда водители грузовых автомобилей, при столкновении с небольшими животными, просто не замечают, что что-то произошло.

По подсчётам «Lietuvos draudimas», в этом году число аварий, участниками которых были автомобили (грузовые и легковые) и дикие животные, выросло на 20 проц., по сравнению с прошлым годом. В этом году средняя величина ущерба, причинённого грузовому автомобилю вследствие происшествия с участием диким животных, составила 1600 евро (на 25 проц. больше, чем в прошлом году). Средняя величина ущерба, причинённого легковому автомобилю, составила 1050 евро. Крупнейшая авария, зафиксированная компанией «Lietuvos draudimas» в нынешнем году, произошла в сентябре в Беларуси – ущерб, причинённый грузовому автомобилю, составил 10 000 евро.

Если, по мнению водителя или владельца грузового автомобиля, авария произошла потому, что не был обеспечен надлежащий уровень безопасности (т.е. на дороге не было защитных заграждений или соответствующими службами не были предприняты другие меры безопасности), он может обратиться в дорожную службу с требованием возместить причинённый ущерб. Как правило, удовлетворение подобных требований рассматривается в судебном порядке.

Следует отметить, что ущерб вследствие прямого столкновения с диким животным может быть значительно больше в том случае, если водитель пытается избежать столкновения. Как правило, в таких ситуациях автомобиль ранит животного, сходит с дороги, врезается в какой-нибудь объект (дерево, дорожный знак, другой автомобиль), переворачивается. Как бы цинично не звучало, но иногда лучше сбить дикого зверя, чем пытаться его объехать и вызвать куда более серьёзную аварию.

По словам Лаймутиса Будриса, старшего специалиста отдела охраны природы в Министерстве охраны окружающей среды, в большинстве случаев в аварии попадают мелкие животные, такие, как лисы, зайцы, ежи, уссурийские (енотовидные) собаки. По данным исследования, проведённого несколько лет тому назад, под колёсами автомобилей ежегодно погибает примерно 9 000 уссурийских собак. По данным «Lietuvos draudimas», довольно часто на дорогах гибнут собаки ( 17 проц. от общего числа случаев с участием животных).

Столкновений с мелкими животными водители грузовых автомобилей могут просто не заметить. Куда большую угрозу представляют крупные звери – лоси и олени. Вероятность столкновения с этими животными повышается в сезоны, когда эти звери в поиске пищи меняют среду обитания или у них наступает время спаривания.

Как правило, в мае-июне у лосей и оленей появляется потомство. В это время подросшие животные должны покинуть стадо. Они начинают блуждать в поисках нового места обитания, и очень часто появляются не только на дорогах, но и в городах. Другой опасный период – осень, когда у животных начинается спаривание. Сентябрь – время спаривания лосей. В это время, в поисках своей «второй половины», лоси теряют бдительность и очень часто выбегают на дороги. Спаривание оленей начинается примерно во второй половине сентября и продолжается до конца октября.

Польские учёные провели анализ происшествий с участием диких животные и определили, какое время суток является наиболее опасным в различные времена года. Они утверждают, что наибольшее число аварий происходит в мае (в период времени от 20:00 до 20:59), октябре (в период времени от 6:00 до 6:59 и от 18:00 до 19:59) и в ноябре (в период времени от 6:00 до 6:59 и от 16:00 до 17:59). Литовские учёные также считают эти месяцы наиболее опасными. Максимальное внимание водителей необходимо утром, в часы рассвета, и под вечер, до и после заката солнца.

Зимой, когда дорожное покрытие бывает скользким, вероятность столкновения с диким животным значительно повышается. В 2007 году литовские учёные провели исследование с целью определить наиболее опасные в этом отношении участки магистральных дорог. Особую осторожность необходимо соблюдать на следующих участках магистралей:

Вильнюс-Каунас-Клайпеда (участок от 245-ого до 266-ого км);

Клайпеда-Лиепая (участок от 34-ого до 44-ого км);

Вильнюс-Приенай-Мариямполе (участок от 98-ого до 104-ого км);

Каунас-Зарасай (участок от 20-ого до 23-его км);

Шяуляй-Паланга (участок от 47-ого до 79-ого км);

Вильнюс-Варена-Гродно (участок от 40-ого до 45-ого км);

Рига-Шяуляй-Таураге-Калининград (участок от 146-гого до 152-ого км).

Как видим, опасных мест довольно много. Какие меры предпринимают дорожные службы для того, чтобы движение в местах миграции диких животных было безопасным? Наиболее распространённая и самая дешёвая мера – дорожный знак «Дикие животные». К сожалению, очень часто водители не обращают на этот знак должного внимания, поэтому приходится искать другие меры предосторожности. Одна из них – строительство заграждений и переходов для диких животных. К сожалению, строительство таких объектов – довольно дорогое удовольствие. В Литве наземных переходов для животных нет, а подземных – всего 14. Между тем польские специалисты нашли довольно недорогой и эффективный способ предупреждения выхода диких животных на проезжую часть в тёмное время суток. На столбиках для обозначения обочин они устанавливают по два светоотражающих знака, направленных в сторону леса, откуда могут появиться дикие звери. Свет фар приближающегося автомобиля отражается в светоотражателях, звери воспринимают его как волчьи глаза и не выбегают в это время на дорогу. После того, как автомобиль минует эти столбики, «волчьи глаза» гаснут, и животные могут переходить через дорогу, не вызывая опасности.

Специалисты по безопасности дорожного движения продолжают искать способы защиты водителей от диких животных и диких животных от водителей. Однако, когда речь идёт о законах дикой природы и привычках её обитателей, стопроцентный способ защиты вряд ли возможен. Поэтому всем водителям необходимо помнить о таких элементарных вещах, как внимание и ответственность на дорогах (в особенности в периоды миграции диких животных) и подчинение дорожным знакам.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 47
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 45
0