Какая юридическая форма компании наиболее удобна для транспортников: ЗАО, ЧП или МП?

shutterstock_77467510

В организации транспортного бизнеса можно обнаружить много различных форм и решений. Некоторые будущие руководители объединяются вместе с коллегами и создают закрытое акционерное общество (ЗАО). Другие, кто никому не доверяет, рискуют отвечать за дело своей головой – открывают частные предприятия (ЧП). Между тем предприниматели, которые не боятся инноваций, и хорошо знакомы с литовским законодательством, объединяются в небольшую команду, состоящую не более чем из 10 человек. Такая компания называется малым предприятием (МП). Можно ли утверждать, что кто-то из предпринимателей ошибается и выбирает неверный способ организации бизнеса? Судить не нам. Организационные нюансы упомянутых структур, которые мы рассмотрим в данной статье, полезно знать каждому.

ЗАО – ограниченная ответственность и сравнительно небольшой уставной капитал

Одна из самых популярных форм частного предпринимательства – ЗАО, т.е. юридическое лицо с ограниченной гражданской ответственностью. В системе Cargo.LT зарегистрировано 8916 закрытых акционерных обществ. Однозначно – на сегодняшний день это самое распространенное в транспортной среде организационное объединение. Но почему?

В отношении ЗАО у акционеров ЗАО нет никаких других имущественных обязательств, кроме установленного законом порядка оплаты акций по цене их эмиссии. Это означает, что на них не наложено обязательство отвечать своим личным имуществом за возможные неудачи предприятия.

Следует отметить, что число лиц, намеревающихся создать закрытое акционерное общество, ограничено до 250 (предел довольно нереальный). Тем не менее, нужно иметь ввиду, что после создания ЗАО торговать акциями компании нельзя (если законом не предусмотрено иначе), поэтому о потенциальных компаньонах следует подумать заранее. Кроме того, нужно не забывать и о том, что минимальный уставной капитал должен достигать 10 тыс. литов. Эта сумма связана с числом акционеров предприятия – чем больше акционеров, тем меньше их взносы.

Отличительная черта участия акционера ЗАО в деятельности предприятия заключается в том, что влияния у вас будет ровно столько, сколько акций в вашем пакете. Ваш голос на собрании акционеров будет равен количеству акций (1 акция – 1 голос). Прибыль предприятия также будет распределятся согласно величине вашего пакета акций.

Несмотря на то, что свободная продажа акций закрытого акционерного общества запрещается, вы можете их продать или подарить внутри компании – другим акционерам, кредиторам или сотрудникам.

Частное предприятие – все на ваших плечах

ЧП – это частное юридическое лицо с неограниченной гражданской ответственностью. Это значит, что со дня основания такой компании ее основатель становится ее владельцем, и долги компании (когда это необходимо) покрывает «со своего кармана». Слово «частное» означает именно то, что предприятие принадлежит одному – частному – лицу. По этой причине уставной капитал не предусмотрен – начать бизнес можно даже с очень скромной суммой денег.

В настоящее время на Cargo.LT зарегистрировано 1126 частных предприятий.

Как и в любом другом деле, у частного предприятия есть своя светлая сторона – все доходы такой компании принадлежат ее владельцу. Он в любое время может воспользоваться средствами предприятия в личных целях или внести дополнительные средства со своего личного счета на счет предприятия (когда это необходимо для того, чтобы помочь предприятию избежать долгов, если оно окажется в тяжелом финансовом положении). Но в этих возможностях одновременно кроются трудности – если владелец решит расширить свою деятельность, он может вносить только свои личные средства или средства, взятые в долг.

Малое предприятие – выход для семейного или мелкого бизнеса

МП – это частное юридическое лицо с ограниченной гражданской ответственностью. Все члены этого предприятия – физические лица. Следует запомнить, что число учредителей такого предприятия строго ограничено – не более 10 лиц.

Если член такого предприятия захочет его покинуть, он имеет право передать свои членские права другому лицу – но только в том случае, если выполнит все свои обязательства, связанные со взносом. Правда, минимальный предел уставного капитала МП не установлен.

У владельцев МП есть право на долю прибыли. Часть прибыли предприятия, отведенная на выплату ее членам, распределяется пропорционально величине взноса каждого члена. Правило старое и испытанное – сколько внес, столько и получил.

Такая форма организации бизнеса выгодна для тех, кто решил начать общее дело с несколькими друзьями или членами семьи. Много положений, связанных с управлением предприятием, отводится на усмотрение его членов. Органом правления такого предприятия также могут быть все его члены, принимающие решения путем голосования.

Не удивительно, что этой самой передовой (в данное время) формой организации бизнеса воспользовалось совсем немного транспортных компаний – на Cargo.LT зарегистрировано 676 МП. Но кто знает? Может, в один прекрасный день статистика доминирующих в данное время ЗАО изменится в пользу МП?

В итоге: какую организационную форму выбирать?

Для тех, у кого возник вопрос, чем одна организационная форма предприятия отличается от другой, представляем несколько очевидных различий:

  • Если вы открываете ЧП, вы можете открывать его один, никем и ничем не предусмотрено, сколько и каких средств вы должны внести в качестве первоначального имущества предприятия – в отличие от ЗАО или МП, где прибыль распределяется в соответствии с первоначальными взносами членов этих компаний.
  • Если вы все-таки решили не быть «одиноким воином», то ЗАО снимет с вас часть ответственности, и в случае самого худшего сценария на ваш личный счет никто не посягнет (в отличие от ЧП). Однако основание ЗАО связано со своего рода «порогом», через который вам придется переступить – вместе с другими коллегами-учредителями вам придется собрать 10 тыс. литов.
  • Трудно предположить, что свой бизнес вы будете открывать еще с 249 коллегами. Скорее всего, у вас есть 3 надежных человека, с которыми вы намерены продолжать совместную работу. В таком случае МП – хороший выбор. Эта форма предприятия не обременит вас величиной уставного взноса – он не предусмотрен. Кроме того, прибыль вы сможете поделить не ожидая окончания отчетного года, т.е. вы можете делить прибыл, полученную в течение более короткого периода. В этом заключается отличие МП от ЗАО – в ЗАО нельзя делить прибыль, пока не закончился отчетный год.

На этот раз – в общих чертах – все. Нужно иметь ввиду, что в любом бизнесе существует миллион других нюансов. Чтобы с ними ознакомиться, необходимо гораздо больше времени.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 19
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 42
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 18
0