Как обуздать аппетиты страховщиков

7e9cb870cf42b78750f6f01521d06060

«Коллеги, выручайте, плачу за CMR страховку космические деньги, подскажите, как сэкономить на страховке!» — такой вот крик о помощи разместил на форуме Cargo.lt  некий латышский перевозчик. Отклик был также неожиданным.  Из Беларуси пришло невероятное по дешевизне предложение –страховой полис ответственности перевозчика по цене 254 евро за год. Тут обсуждение оборвалось на полуслове. Видимо, форумчане просто не поверили в реальность и законность страхования для перевозчиков из стран ЕС в соседней Беларуси, да ещё за смешные деньги. А мы решили хоть на время поверить в сказку и проверить, нельзя ли несколько унять алчность страховых фирм по западную сторону границы.

Законность страхования за рубежом

Чтобы вернуть с небес на землю мечтателей и успокоить тех, кто уже перестал верить в Зубную фею, мы обратились к правоведам за разъяснением – неужто CMR страховку перевозчика разрешено заказывать вне территории страны, где предприятие зарегистрировано? Ведь обязательное страхование гражданской ответственности автотранспорта разрешено только в своей стране, отмена этого ограничения – мечта любого перевозчика на территории ЕС!

Как пояснили нам специалисты по транспортному праву, формально CMR страхование не является для перевозчика обязательным. Как следствие, родное государство не вправе вмешиваться в регулирование этого вида страхования. Выходит, в случае необходимости каждая страховая фирма устанавливает ограничения самостоятельно, по собственному опыту, как говорится, на свой страх и риск.

К примеру, действующее в Литве представительство ERGO заключает договора о страховании только с литовскими компаниями, так как зарегистрированные в Литве компании им легче контролировать, чем зарубежные. Значит, в случае выплат по страховке легче оспаривать сумму претензий, проще вести статистику расходов на конкретную компанию, а в случае задержки платежей, должник от брокера не скроется. Если попробует – его «догонят» судебные приставы. Словом, на соотечественников найдут управу.

Чей полис продается в Беларуси?

На наш запрос брокеру страховой фирмы «Купала» в Гродно пришел ответ с подробным описанием истории компании: создана в начале 90-х сначала как белорусско-польская компания, позднее в состав акционеров вошла «Vienna Insurance Group», от её имени на правах франшизы и продаются страховые полисы. Сейчас основной акционер компании – австрийская «Wiener Staеdtische AG», от которой отпочковалась вышеназванная VIG. В списке клиентов белорусских брокеров есть россияне и литовцы. Стало быть, на любом купленном у соседей страховом полисе будет стоять не имя неизвестной белорусской фирмы, а всеми уважаемый в Европе бренд, точно такой же, как если бы страховку оформляли в Польше или Германии. И в случае необходимости, в любой стране можно найти ближайший офис и обратиться напрямую за помощью. Звучит заманчиво. Теперь о главном – почём страховка?

Цена пакета

Для страхового полиса, как для любого вида рыночных товаров, определяющим для покупателя является соотношение цены и качества. Мы попытались выяснить у ведущих литовских страховых  компаний, сколько стоит стандартный пакет CMR страхования. И в очередной раз убедились, что это тайна за семью печатями – вместо  ответа брокеры заводят песню, что мол «для каждого клиента цена рассчитывается индивидуально, в зависимости от количества машин, стажа работы предприятия, объема оговоренных страховых рисков и т.д.». Это мы знаем по примеру ОСАГО, но ведь есть формулы расчётов, таблицы и примерные пределы, в которых может колебаться цена услуги. Молчат, чтоб не расстраивать – всё равно в следующий раз будет на треть дороже!

От белорусских представителей «Vienna Insurance Group» мы получили следующие цифры:

  • за «потолок» в размере 200 000 евро на один страховой случай годовой полис обойдётся в 254 евро;
  • если удвоить максимальную сумму выплаты до 400 000 евро — стоимость полиса повысится до 307 евро за год.

Причём, в расчёт берётся не отдельно тягач или прицеп, а сцепка целиком! Это ж какая экономия, в сравнении с расценками страховщиков в Литве и Латвии – в два, в три, в десяток раз дешевле?!

Что входит в полис?

Попробуем сравнить, какую же защиту предлагает CMR страховка по обе стороны границы ЕС. У белорусов вас при декларировании транспортных средств с уплатой установленного взноса поквартально, страховым случаем признается:

  • Полная или частичная утрата груза или его повреждение при перевозке (выдача груза неправомочному получателю может быть вычеркнута из договора с согласия клиента)
  • Финансовые убытки перевозчика в связи с задержкой сроков доставки груза, дорожных сборов и других расходов, связанных с перевозкой груза в рамках процедуры CMR.
  • Финансовые убытки получателю в случае, когда вина перевозчика считается доказанной (уплата таможенных сборов, пошлин, пеней и т.д.) (п.4 ст. 23 CMR).
  • Причинение вреда имуществу, здоровью или жизни третьих лиц перевозимым грузом, в том числе, загрязнение окружающей среды в ходе международной перевозки.

Нестраховыми случаями белорусское представительство признает сознательное вредительство или бездействие перевозчика, пьяных водителей, пропажу груза без обращения в полицию, санкции чужого государства, стихийные бедствия, терроризм и войну (даже без объявления). Соседство с Украиной делает все эти случаи вполне реальными.

Оговоримся, что ограничение максимальной суммы выплат Указом президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №531 до 10 000 евро действует только в отношении ОСАГО, на возмещение ущерба перевозчикам этот лимит не распространяется.

Условия CMR-страхования в литовском представительстве страховой фирмы  ERGO близкие по содержанию, вплоть до деталей, но цена полиса уже не сотни,  а тысячи евро. Тогда почему у названой компании гродненских страховщиков клиентов из Литвы и Латвии – считанные единицы?

Мнение правоведов – в другой стране защита прав клиента строится на тамошнем законодательстве, в котором надо разбираться. К тому же, обращаться к адвокатам придется на языке другой страны, а каждый документ переводить и заверять – расход немалый!

И главное – кто поручится, окажись дело перевозчика ЕС в суде Республики Беларусь, что к заезжему клиенту там отнесутся как к родному, встанут грудью на защиту его имущественных интересов и не припомнят ли все грехи отцов и дедов?

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 47
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 45
0