Круиз-контроль с функцией вычисления пути: полезный прогноз на ближайшее будущее

12A570

В последние годы практически все крупнейшие производители грузовых автомобилей стали обеспечивать свою продукцию круиз-контролем с функцией вычисления пути. Считается, что за счёт этого инновационного решения расход топлива можно сократить на несколько процентов. Как работает это оборудование и в чём заключается его польза?

Возможности системы поддержки постоянной скорости движения (круиз-контроля) постепенно приближаются к выполнению функций настоящего автопилота. Инновации в этой области разрабатываются как по инициативе Европейской Комиссии, так и по инициативе самих производителей. Например, в ноябре 2015 года во всех грузовых автомобилях, производимых в Европейском Союзе, стала обязательной система автоматического торможения. В системе используются определённые датчики, которые реагируют на находящиеся впереди грузового автомобиля объекты. В случае опасности столкновения, система автоматически останавливает грузовой автомобиль. С помощью круиз-контроля и системы автоматического торможения поддерживается постоянное безопасное расстояние между грузовым автомобилем и движущимся впереди него другим объектом.

Предварительный анализ пути

В последние годы производители начали обеспечивать грузовые автомобили круиз-контролем с функцией предварительного анализа / вычисления пути (англ. «predicting»). Устройство анализирует передаваемую системой навигации топографическую информацию о дорожном рельефе, и на основании этой информации подбирает скорость движения и передачу, на которой автомобиль должен преодолевать подъёмы, наклоны, повороты и т.д. Например, приближаясь к подъёму, автомобиль начинает набирать скорость и увеличивать силу инерции. Движение в гору выполняется на более высокой передаче, так как это позволяет в значительной мере сократить расход топлива. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, система уменьшает подачу топлива – за счёт этого маневра теряется немного времени, но экономится много топлива. При спуске по склону скорость движения увеличивается за счёт инерции качения – самое большое количество топлива экономится именно на этой фазе движения.

Преимущество этой системы заключается в том, что, используя информацию о крутизне подъёма, конфигурации лежащего впереди пути, крутящем моменте двигателя, она может очень точно рассчитать восхождение автомобиля на каждый конкретный подъём. Для того, чтобы максимально экономить топливо, некоторые системы (например, используемые в «Daimler») при движении автомобиля по длинному склону (когда не нужно поддерживать постоянную скорость и тормозить) включают свободную передачу, избегая при этом сопротивления двигателя.

По сравнению с системами круиз-контроля предыдущего поколения, новая функция вычисления пути не требует предельно точного вмешательства водителя, которому порой бывает нелегко научиться. Перевозчиков это должно обрадовать. По подсчётам производителей, с помощью функции вычисления пути можно сэкономить от 3 до 5 проц. топлива.

Водитель или электроника?

Вполне понятно, что почувствовать все преимущества автоматизированной системы контроля за скоростью движения можно при движении по загородной дороге. Чем больше на ней изгибов и неровностей – тем точнее работает система вычисления. Эйвитас Жарис, инструктор по совершенствованию навыков водителей в компании «Volvo Lietuva», считает, что декларируемая производителями 5-процентная экономия топлива – скорее теория, чем практика. В действительности, перевозчики могут рассчитывать на 2 – 3 проц. сэкономленного топлива. Эксперт отметил, что система не может заменить опытного водителя хотя бы потому, что при разбеге перед подъёмом, она может менять установленную постоянную скорость в интервале +/- 8 км/ч., между тем как водитель может манипулировать всеми системами своего автомобиля в пределах максимально допустимой скорости движения. Однако, по словам Э. Жариса, электронная система вычисления пути превосходит водителя в способности «увидеть» и оценить то, что не видят глаза водителя. В тот момент, когда водитель только начинает осматривать участок дороги, появляющийся, например, из-за холма, компьютер уже знает, в каком оптимальном режиме его нужно будет преодолеть.

Другие эксперты «Volvo Trucks» утверждают, что наилучшие результаты достигаются в сочетании современных электронных систем с опытом водителя. Именно это сочетание позволяет рассчитывать на 5-процентную экономию топлива. Производители единогласно утверждают, что очень важно, чтобы водители были обучены правильному использованию системы круиз-контроля – в противном случае об экономии топлива можно забыть.

Насколько точно работает эта система? Насколько точны электронные карты, которые заложены в систему? Есть ли у этой системы преимущества при движении по ровному дорожному рельефу (например, в Литве)? Э. Жарис утверждает, что в точности топографических данных сомневаться не надо, а в Литве также есть рельефные дороги (например, магистраль, ведущая из Вильнюса в Клайпеду), где система может в полной мере показать, на что она способна. Кроме того, система, которая установлена в «Volvo», способна в точности «запомнить» характеристики более, чем 3 500, подъёмом и склонов, поэтому она всегда готова к штурму любых неровностей.

Признание и польза

По словам производителей, системы вычисления пути уже успели получить широкое признание: ими пользуются перевозчики, работающие в Западной Европе, и многие владельцы небольших транспортных парков. В 2016 году в Литве такое оборудование приобрели 90 проц. клиентов «Mercedes-Benz». Похожие цифры упоминают и другие производители. Стоимость такого оборудования достигает 800 – 1000 евро. Продавцы и перевозчики утверждают, что оборудование «отрабатывает» вложенные в него средства при пробеге в 120 – 150 тыс. километров. К сожалению, это не тот показатель, какой обещают производители (сэкономить деньги за счёт снижения расхода топлива на 5 проц. можно при вдвое меньшем пробеге), но всё же неплохо.

Это оборудование можно устанавливать и в грузовые автомобили старшего поколения, но, по информации CargoNews.lt, установка может стоить, по меньшей мере, 1300 евро. К тому же, установка этого оборудования возможна только в более или менее новых грузовых автомобилях с автоматической коробкой передач. Таким образом, стоимость оборудования окупится не раньше, чем через 1,5 – 2 года. Если говорить о неновых грузовых автомобилях, то такая инвестиция вряд ли покажется привлекательной.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков, здесь — о том, как зарегистрироваться в очереди, если система не показывает, что в грузовике уже нет груза) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-04-24 230
0
AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 17
0
pranc_vokiet

Как обжаловать штраф BALM в Германии и взыскать долг во Франции

Франция и Германия являются очень важными рынками для литовских перевозчиков. Во время работы там может произойти всякое. В Германии очень строгие инспекторы, а во Франции порой сложно получить оплату за проделанную работу. В таких ситуациях важно знать правовые аспекты.

2025-04-16 19
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-04-16 2 665
0