Литовские экспедиторы обходят литовских страховщиков стороной

b3af6b_6f4d34849a8c44b696fc4195fe9fb6b8_mv2

Как известно, на экспедиторские компании обязанность застраховывать деятельность страхованием гражданской ответственности не возлагается. Однако, в транспортной сфере риск понести ущерб очень большой, поэтому мало кто из экспедиторов работает без страховой защиты. Когда редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться тонкостями этого страхования, выяснился один интересный момент – многие литовские экспедиторы сотрудничают не с литовскими, а с зарубежными страховыми компания. Мы задались вопросом – по каким причинам наши экспедиторы стараются обходить местные страховые компании стороной?

Неудовлетворительное соотношение цены и качества?..

Как утверждает Арунас Берташюс, президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов «Lineka», у нас в стране можно насчитать от силы две-три страховые компании, к которым экспедиторы могут обращаться за страховыми услугами. «Скорее всего, такая ситуация сложилась потому, что наш рынок небольшой, а крупные экспедиторские и логистические компании, как правило, являются представителями международных компаний, поэтому в силу политики головных компаний они застраховываются за рубежом. Кроме того, пакет страховых услуг, предлагаемый литовскими страховыми компаниями, недостаточно широкий», – говорит А. Берташюс.

Мнение А. Берташюса поддерживает и главный юрист компании страховых брокеров «MAI Baltics» Шарунас Гаяускас. По его словам, очень часто региональные участники страхового рынка в своих предложениях избегают оценивать риск, касающийся экспедиторской деятельности. «Предложения, подготовленные на шаблонной основе, довольно скудные по своему объёму, поэтому соотношение их качества и стоимости в большинстве случаев клиентов не устраивает. За ту же сумму денег зарубежные партнёры могут предложить гораздо более гибкое решение. Мне кажется, что литовские страховые компании побаиваются рисков, связанных с экспедиторской деятельностью – ведь в большинстве случаев они довольно большие», – говорит Ш. Гаяускас.

По его словам, зарубежные страховщики могут предложить два вида страхования. Первый защищает экспедитора только от возможных ошибок в его деятельности (передачи неверной информации перевозчику, указания неверных адресов погрузки и доставки и т.д.). Второй вид охватывает более обширные риски. «В литовской судебной практике экспедитор считается договорным перевозчиком, поэтому бывают случаи, когда экспедитору приходится отвечать и за ущерб, причинённый непосредственным перевозчиком. Даже несмотря на то, что непосредственный перевозчик обязан застраховывать свою деятельность, иногда случается, что его страховка не срабатывает – в особенности, если у компании-перевозчика был один-единственный грузовой автомобиль, и его компания обанкротилась. Второй вид страхования (так называемый расширенный пакет) охватывает страхование от ущерба, причинённого третьими лицами. В нашей практике был случай, когда груз был задержан по подозрению в контрабанде, а грузополучатель, заведомо зная, что заказал незаконный груз, пропал, и такиом образом вся ответственность (в том числе и покрытие ущерба) досталась экспедитору. Кроме того, в расширенные пакеты мы можем включить и покрытие судебных издержек, и покрытие расходов на проведение оценки ущерба», – говорит главный юрист компании страхового брокера.

Потребность в страховых услугах растёт

Несмотря на утверждения многих экспедиторов о том, что они застраховывают свою деятельность за рубежом, Дарюс Бивайнис, представитель страховой компании «ERGO Lietuva» отмечает обратное – в последнее время в Литве популярность этого вида страхования заметно выросла. «Многие экспедиторы столкнулись с огромными убытками, вызванными ущербом грузам, по этой причине некоторые экспедиторы были вынуждены покинуть рынок, а те, кто продержались, стали подходить к страхованию своей деятельности более серьёзно. Кроме того, грузовладельцы не соглашаются рисковать своим имуществом и требуют, чтобы экспедиторы предоставляли действительные страховые полисы. На сегодняшний день мы можем утверждать, что у большинства экспедиторов есть страховые договоры, и многие из них рассматривают возможность расширения страховой защиты», – говорит Д. Бивайнис.

«ERGO Lietuva» может предложить экспедиторам два различных по своему объёму варианта страхования гражданской ответственности экспедиторов. Первый вариант отхватывает только покрытие ущерба, возникшего непосредственно по вине экспедитора. Например, страховая компания покроет ущерб, который был причинён вследствие подачи экспедитором неверной информации о температурном режиме перевозки (и по этой причине температурный груз испортился). Это самый простой вариант страхования – он не охватывает ущерба, причинённого третьими лицами. А это значит, что за действия третьих лиц экспедитору придётся отвечать своими оборотными средствами. Даже несмотря на то, что в таком случае у экспедитора есть право подать встречный иск и в порядке регресса потребовать возмещения ущерба у фактического виновника, вся эта ситуация приводит к определённым неудобствам, потому что никто не может сказать, как долго будет продолжаться судебный процесс и на какое время придётся «заморозить» оборотные средства.

«С учётом этих практических моментов наша компания предлагает экспедиторам выбирать второй вид страхования, который охватывает не только покрытие ущерба, возникшего непосредственно по вине экспедитора, но и покрытие ущерба, который причинили партнёры. Например, экспедитор может рассчитывать на покрытие ущерба в том случае, если он появился по вине перевозчика во время ДТП, или вследствие похищения груза в ходе перевозки. Заботясь о более широкой страховой защите, экспедитор тем самым минимизирует свой бизнес-риск, потому что за него все проблемы решает страховая компания. Кроме того, в данном случае страховая компания избавит экспедитора от траты времени на общение с пострадавшим грузовладельцем и от необоснованных претензий со стороны грузовладельца», – говорит представитель «ERGO Lietuva».

Застраховаться от грубой неосторожности за границей легче, чем в Литве

Из того, что рассказал Д. Бивайнис, напрашивается вывод, что в Литве экспедиторы могут рассчитывать как на базовый, так и на расширенный пакет страховых услуг. Однако, А. Берташюс утверждает, что не всё так красиво и просто, как говорят страховщики. «Когда мы сравнили стоимость и содержание так называемых расширенных пакетов страховых услуг в Литве и за рубежом, мы обошли литовские страховые компании стороной», – говорит. А. Берташюс.

Адвокат Реда Алексинайте сталкивалась не с одним страховым договором, и у неё сложилось впечатление, что максимальный вид ответственности, по которому можно рассчитывать на страховую выплату – грубую неосторожность – застраховать за рубежом легче, чем в Литве. «Именно этот вид ответственности наиболее актуален не только для перевозчиков, но и для экспедиторов (в особенности, когда они выступают в роли договорных перевозчиков). Литовские суды в действиях перевозчиков очень часто усматривают грубую неосторожность и применяют к перевозчикам самую строгую ответственность. Если экспедитор выступает в роли договорного перевозчика, то ему следует подумать о возможных правовых последствиях и застраховаться в максимальном объёме», – говорит адвокат.

Страховщики стараются не называть точную стоимость страховых полисов, так как она, по их словам, зависит от выбранного объёма страховых услуг и других тонкостей, которые во всех случаях индивидуальны. Это формальная сторона дела. К фактической, образно говоря, можно применить всем известную крылатую фразу «любой каприз за ваши деньги» – т.е. многое зависит от того, какие деньги экспедитор (да и не только) готов заплатить за своё спокойствие, и насколько хорошо он умеет «торговаться». Мы поинтересовались, а есть ли какой-нибудь вид ущерба, от которого не застрахует ни один страховщик? Ответ страховщиков был однозначным – ни один страховщик не возмётся страховать от ущерба, возникшего вследствие преднамеренных действий.

Таким образом, даже несмотря на то, что литовские страховщики отмечают повышенный интерес к страхованию гражданской ответственности экспедиторов, экспедиторы почему-то склонны застраховываться за рубежом. По-видимому, литовским страховщикам стоит серьёзно задуматься.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 60
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 68
0