Мнения о новом литовском порядке выдачи разрешений на осуществление международных перевозок

leidimas

Некоторое время тому назад литовская Государственная дорожно-транспортная инспекция (ГДТИ) объявила об изменениях в порядке выдачи разрешений на осуществление международных перевозок. Это важное для перевозчиков решение, и редакция CargoNews.lt решила выяснить, какие мотивы заставили ГДТИ принять его, и как на это отреагировали перевозчики. Мнения были разные.

Изменения и позиция ГДТИ

Тем, кто владеет литовским языком, советуем ознакомиться с приказом начальника ГДТИ № 2BE-102 (от 19.06.2017.) и с подробностями нового порядка выдачи разрешений в оригинале, а для всех остальных приводим краткую сводку основных изменений:

— Отныне при выдаче всех типов иностранных разрешений сотрудник отдела ГДТИ не будет заполнять графу, в которой должны быть указаны адрес и название компании-перевозчика. Эту графу разрешения до начала поездки должен заполнить перевозчик, и он же несёт ответственность за правильное заполнение и надлежащее использование разрешений.

— Перевозчики, которые по каким-либо причинам не использовали трёхсторонние разрешения, выделенные Польшей, Сербией, Узбекистаном, Турцией, Россией и/или Казахстаном, а также общие разрешения, выделенные Россией (во всех разрешениях графа, в которой должно быть название и адрес компании-перевозчика, не заполнена сотрудником ГДТИ), в течение 45 календарных дней обязаны вернуть эти разрешения ГДТИ. Отсчёт этого срока начинается со дня выдачи разрешения. Обратите внимание на то, что возвращаемые разрешения также должны быть не заполнены перевозчиком, чистыми, не разорванными, не измятыми, т.е. находиться в таком виде, чтобы их можно было выдать повторно. Если перевозчик вернёт разрешения в таком виде, что они будут не пригодны к повторной выдаче, такие разрешения будут считаться испорченными.

— При необходимости, дополнительные разрешения (вне зависимости от того, пользовались ли перевозчики какими-то разрешениями или нет) будут выдаваться на основе деклараций, составленных перевозчиками в свободной форме. В декларации перевозчикам нужно будет указать следующую информацию: а) откуда и куда будет осуществляться перевозка; б) дату, до которой перевозчики обязуются вернуть использованное (-ые) разрешение (-ия). Разрешения на основе деклараций будут выдаваться при условии, что у перевозчиков нет неиспользованных разрешений, и перевозчики не просрочили 45-дневный срок возврата использованного разрешения. Отсчёт этого срока начинается со дня выдачи разрешения.

Те перевозчики, которые не вернут разрешения (как использованные, так и неиспользованные) в установленный срок, вернут их испорченными или не вернут потому, что утратили, в текущем году лишатся права на дополнительные разрешения, выдаваемые на основе деклараций.

Как CargoNews.lt сообщили представители ГДТИ, инспекция решила внести эти изменения для того, чтобы перевозчики эффективно использовали имеющиеся квоты. Инспекция также учла жалобы перевозчиков по поводу нехватки разрешений. По словам ГДТИ, главное преимущество нового порядка заключается в том, что он позволит использовать все имеющиеся разрешения (до этого примерно 10 проц. разрешений оставались неиспользованными). Кроме того, предъявляя декларацию, перевозчики смогут получить дополнительные разрешения без возврата использованных разрешений, поэтому:

— перевозчики не потеряют доход из-за неиспользованных разрешений;

— у перевозчиков будет меньше простоев, а следовательно повысится эффективность их работы;

— повысится уровень безопасности дорожного движения (перевозчикам не придётся поспешно, с возможным превышением скорости, возвращаться домой для того, чтобы вовремя получить разрешение).

В то же время у редакции возник вопрос, которым могут задаться и перевозчики: «Что значит, вернуть разрешения не испорченными, и кто будет оценивать их состояние?» Как объяснила ГДТИ: «Состояние возвращаемых разрешений будет оценивать принимающий их к возврату сотрудник ГДТИ. Возвращаемое разрешение должно быть в таком состоянии, чтобы его можно было выдать повторно, и чтобы у другого перевозчика не возникли проблемы при предъявлении этого разрешения сотрудникам контролирующих органов других государств, т.е. разрешение должно сохранить ту же форму, в какой было в момент первой выдачи (не помятое, не изорванное), цвет и содержание, а также не иметь повреждений защитных элементов (не испачканное и не подверженное иному воздействию)». Другими словами, фактор субъективной оценки качества возвращаемых разрешений может возникнуть.

Мнение перевозчиков

В таких случаях очень важно, чтобы актуальная для перевозчиков информация поступала своевременно и в понятной для них форме. Как утверждает ассоциация «Linava», информация о вышеизложенных изменениях была размещена на сайте ассоциации. Кроме того, членам была отправлена соответствующая рассылка. По данным «Linava», никаких нареканий со стороны перевозчиков относительно нового порядка (т.е. мнений о том, что прежний порядок был лучше) не было. Наоборот, ассоциация считает, что «новый порядок выдачи разрешений обеспечит более эффективное их использование, что может положительно повлиять на ход переговоров относительно разрешений на будущий год».

Между тем, раньше, по словам «Linava», ассоциация сталкивалась с постоянными жалобами по поводу того, что некоторые перевозчики старались получить разрешения «про запас», но не всегда их использовали. Такая практика не давала возможности другим перевозчикам использовать свободные разрешения, и соответственно, создавала сложности в ходе переговоров о дополнительных квотах – у Литвы не было сильных аргументов просить дополнительные разрешения, когда имеющиеся были не использованы.

Наконец, в качестве положительного момента «Linava» отметила то обстоятельство, что раньше разрешения выдавались конкретной транспортной компании, и если какая-то часть разрешений оставалась неиспользованной, другие компании не могли ими воспользоваться. С принятием изменений такая возможность появилась.

С другой стороны, «Linava» обратила внимание на те моменты, которые, по её мнению, можно и нужно дорабатывать – например, ассоциация надеется, что в будущем разрешения станут электронными. Так как в ответе ГДТИ на вопросы редакции было отмечено, что каких-либо замечаний со стороны перевозчиков по поводу нового порядка выдачи разрешений инспекция не получила, но призывает их и их представителей высказывать предложения насчёт дальнейшего совершенствования этого порядка, редакция CargoNews.lt переадресовала это пожелание «Linava» ГДТИ и получила следующий комментарий: «В настоящее время мы рассматриваем возможность заменить бумажные разрешения, выделяемые перевозчикам других стран, на электронные».

Если говорить о мнениях конкретных перевозчиков о новом порядке выдачи разрешений, то например, глава экспедиционного отдела такой крупной компании как UAB «Baltic transline» Донатас Баркаускас считает, что изменения ещё больше осложнили её работу, поскольку часть процессов была переложена на плечи перевозчиков, которым и так приходится справляться с большим количеством документации. Поэтому решение ГДТИ компания расценивает скорее отрицательно, чем положительно. Также у неё возник вопрос – кто будет отвечать в случае утраты выданных разрешений по вине третьих лиц или в результате форс мажора? Как сообщила ГДТИ: «Ответственность будет лежать на перевозчике, так как именно перевозчик отвечает за правильное заполнение, использование и своевременный возврат разрешений». Поэтому не удивительно, что Д. Баркаускас предлагает посмотреть, как новый порядок будет действовать на практике, поскольку, «если после подачи заявления перевозчики получат ответ, что дополнительных разрешений в данный момент нет, ситуация по сути не изменится».

Мнение отдельных небольших перевозчиков о решении ГДТИ также не совсем положительное. По словам транспортного менеджера компании «Antano Transportas» Галины Даугнорене (кстати, именно она подняла этот вопрос на форуме Cargo.LT), прежний порядок был лучше, так как был более понятным, а в ходе принятия новых правил перевозчики не получили достаточно информации о деталях изменений. Именно поэтому у неё создалось впечатление, что изменения были приняты без широкой огласки («втихаря») для того, чтобы «кто-то» (по-видимому, тот, кто узнает об этих новых требованиях и приспособится к ним первым) получил больше разрешений, чем другие.

***

В заключение можно сказать, что, по мнению ГДТИ, новый порядок выдачи разрешений должен повысить эффективность работы перевозчиков. «Linava» также видит в изменениях положительные стороны. Между тем некоторые перевозчики относятся к новым правилам с недоверием. Поэтому сложилась двусмысленная ситуация – с одной стороны, публичного недовольства нет,  с другой – это не значит, что его нет в принципе. К сожалению, наши перевозчики очень часто просто тихо соглашаются с решениями властей, хотя ГДТИ готова идти на диалог и призывает перевозчиков высказывать свои замечания и пожелания относительно совершенствования порядка выдачи разрешений. Советуем перевозчикам воспользоваться этой возможностью.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 60
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 68
0