На российской границе – повышенное внимание к паллетам

Zymejims

В июле перевозчики, работающие в российском направлении, столкнулись с повышенным вниманием со стороны российских таможенников. На пунктах пограничного контроля начались интенсивные проверки паллет и деревянной упаковки, предназначенной для перевозки грузов. Что стало причиной такого неожиданного энтузиазма? Как долго будут продолжаться подобные проверки, и что делать перевозчикам, чтобы избежать неприятностей на границе?

В документах, регламентирующих принципы функционирования Таможенного союза, говорится, что деревянные упаковочные и крепёжные элементы (деревянная тара, деревянные паллеты и т.д.) относятся к категории продукции с повышенным фитосанитарным риском. Подобная продукция попадает под карантинный режим, а это значит, что любая деревянная тара, ввозимая на территорию Евразийского союза, должна пройти фитосанитарный контроль. Ничего нового в этом требовании нет – в России, как и во многих других странах, это требование действует давно, никаких новых решений по этому поводу российские власти не приняли. Однако, что случилось в июле нынешнего года? Почему деревянная тара и паллеты вдруг попали в зону пристального внимания контролирующих органов?

Причина – в официальном письме

Причиной происходящих событий стало письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) от 24.06.2016 № ФС-ЮШ-3/11490. В нем указано, что в связи с выявлением участившихся случаев ввоза зараженного древесно-упаковочного материала вся подобная продукция (паллеты ящики, и т.д.), поступающая в РФ, должна подлежать карантинному фитосанитарному контролю, который должен осуществляться должностными лицами Россельхознадзора.

Согласно действующим правилам, подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском должна ввозиться на территорию Евразийского союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции. Однако, для деревянной упаковочной продукции сделано исключение, ввоз такой продукции разрешается без предоставления фитосанитарных сертификатов, но с условием, что на этой продукции проставлен специальный маркировочный знак международного образца (знак, указанный в международном стандарте по фитосанитарным мерам ISPM 15). Этот знак подтверждает, что деревянный продукт был обезврежен от возможного биологического заражения тепловым или химическим способом. Наличия этого знака достаточно, чтобы товары в Россию можно было ввозить на деревянных паллетах или других деревянных упаковочных элементах. Перевозчики прекрасно знают не только об этом порядке, но и о санкциях за его нарушение (административном наказании или возврате автомобиля). Недоумение вызывает другое – чем в начале июля начали заниматься российские контролирующие службы?

Создаётся впечатление, что сотрудники Россельхознадзора занялись поиском вышеуказанной маркировки. Это выглядит примерно так: российский таможенник, увидев груз на паллетах или в другой деревянной упаковке, отправляет автомобиль на контроль к сотруднику Россельхознадзора. Сотрудник Россельхознадзора, увидев отметку по стандарту ISPM 15, выдаёт российский фитосанитарный сертификат, после чего автомобиль может продолжать свой рейс. Чисто теоретически, отсутствие соответствующей международной маркировки может привести к экспертизе упаковочного материала – слава Богу, на практике никто этим не занимается. Что касается недавно сложившейся ситуации, то основная проблема заключается в том, что проверить наличие маркировки без разгрузки полуприцепа невозможно. Последствия?.. Очереди на границе (в особенности на юге России, а также на эстонско-российской границе), простои и дополнительные расходы на разгрузочно-погрузочные работы.

Спасательные рецепты

В этой ситуации есть один существенный момент: деревянная упаковка или деревянные крепёжные элементы подлежат фитосанитарному контролю лишь в том случае, когда они ввозятся как самостоятельный товар или декларируются отдельно как транспортное оборудование. Если же деревянная упаковка включена в стоимость товара по инвойсу и отдельно не декларируется, то в таком случае она фитосанитарному контролю не подлежит. Перевозчики должны об этом помнить и внимательно проверять, что написано в документах.

Какие другие меры должны предпринять перевозчики, чтобы избежать или, по меньшей мере, сократить время фитосанитарного контроля?

Во-первых, для перевозки товаров на пространство Евразийского союза нужно использовать только деревянную тару с маркировкой по стандарту ISPM 15. Если тара без указанной маркировки, тогда нужно позаботиться о фитосанитарном сертификате.

Во-вторых, при планировании маршрута перевозки нужно постараться учесть информацию об очередях на границе, и, если это возможно, спланировать маршрут так, чтобы машины избежали самых «горячих точек».

В-третьих, если груз не требует особого режима перевозки, то лучше отдавать предпочтение тентовым полуприцепам, так как в них можно проверить наличие фитосанитарной маркировки без выгрузки товаров и, таким образом, сократить время фитосанитарного контроля.

В-четвёртых, необходимо внимательно проверять документы. Как уже говорилось, если деревянная упаковка включена в стоимость товара, то фитосанитарному контролю она не подлежит. Если в этом случае сотрудник таможни пытается направить вас на фитосанитарный контроль – имейте ввиду, его действия являются неправомерными. Об этом ему можно и нужно напомнить.

Сколько времени может продолжаться эта «акция»?

Сколько времени будет продолжаться эта «акция», сказать сложно – многое зависит от ситуации на конкретных ППК. Степень интенсивности проведения массового фитосанитарного контроля на отдельных участках российской границы отличается. Создаётся впечатление, что с наибольшим усердием к выполнению предписания Россельхознадзора подошли сотрудники ППК Нарва/Ивангород – на других постах для этого, по-видимому, не хватает ресурсов. Возможно, что на российской границе в принципе нет единого подхода к выполнению этой меры контроля, и такая ситуация может сыграть на руку перевозчикам.

Остаётся надеяться, что в ближайшее время может быть принято решение о послаблении контроля. Скорее всего, это выразится в выборочных проверках транспортных средств. По последним сведениям, на ППК Нарва/Ивангород контроль постепенно ослабевает. Это даёт повод надеяться на то, что «акция» продолжится ещё неделю-две, но не более.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MOSKVA

Правительством Москвы утверждены изменения порядка оформления пропусков для проезда в Москву и на МКАД

Правительством Москвы утверждено постановление от 1 июля 2025 года № 1473-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 г. № 379-ПП» (далее — постановление).

2025-07-18 15
0
vinjete

20 июля в Литве нельзя будет купить электронную виньетку

«Via Lietuva» сообщает, что 20 июля 2025 г. с 9:00 до 24:00 в Литве временно не будет работать система оплаты дорог. Поэтому электронные виньетки (e-vinjetė) нельзя будет приобрести ни на сайте keliumokestis.lt, ни у распространителей. Пользователи дорог, планирующие в этот день ехать по платным дорогам, обязаны приобрести э-виньетку заранее.

2025-07-18 33
0
lt_pl

Польша c 7 июля восстанавливает временный пограничный контроль с Германией и Литвой (ДОПОЛНЕНО)

Премьер-министр Польши Дональд Туск Польши заявил о восстановлении с 7 июля временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах в целях борьбы с миграцией.

2025-07-17 124
0
atsisiųsti (2)

Новые требования к ЭПИ в России

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), в соответствии с новыми требованиями к транзитной декларации в ЕАЭС, держатели книжек МДП, отправляющие электронную предварительную информацию (ЭПИ) в Российскую Федерацию, должны будут указывать дополнительную информацию:

2025-07-17 6
0
Denmark

В Дании отменено правило 25 часов

Власти Дании наконец решили с 1 января 2026 г. отменить запрет грузовикам стоять на парковках автомагистралей больше 25 часов, который много лет раздражал всех перевозчиков.

2025-07-17 11
0