На тему о задержании груза: как, решая одну проблему, не наделать других

fura-1

 Задержание груза – момент, актуальный для всех участников транспортного рынка (как для грузополучателей, которые из-за задолженностей не получили свои грузы в оговоренные сроки, так и для перевозчиков, которые прибегая к этой мере пытаются получить честным трудом заработанные деньги). Несмотря на то, что в последнее время в судах количество дел, связанных с задержанием груза, несколько уменьшилось, на форуме Cargo.LT то и дело возникают дискуссии на эту тему.

Регулирует только Гражданский кодекс

Как утверждает руководящий партнёр адвокатской конторы «Verum» Миндаугас Шимкунас, о задержании груза в CMR Конвенции ничего не говорится – право задерживать груз установлено в Гражданском кодексе Литвы (ст. 6.813). Однако, по словам юриста, несмотря на то, что эта статья касается урегулирования всех связанных с перевозкой платежей, случаи, при которых возможно задержание груза, оговорены довольно кратко. «Одним из оснований для задержания груза считается факт, когда перевозчик не получает полагающуюся ему оплату за перевозку, другим основанием может быть факт, когда перевозчик не получает другую полагающуюся ему сумму. Это всё, о чём говорится в Гражданском кодексе. Все остальные основания для задержания груза перевозчики, экспедиторы и грузополучатели должны выяснить сами», – говорит адвокат.

В каких случаях можно задерживать груз?

По словам адвоката, задержание груза является, в первую очередь, мерой самозащиты (ГК, ст. 1.139) и способом защиты интересов кредиторов (ГК, ст. 6.69). Следовательно, эту меру можно применять лишь в случаях, когда нарушаются интересы кредитора (т.е. перевозчика). Это значит, что у перевозчика есть право получить, а у грузоотправителя/грузополучателя появляется обязанность заплатить перевозчику оговоренный фрахт и другие суммы. Как утверждает адвокат, правом задержать груз можно воспользоваться лишь в том случае, если срок оплаты фрахта и других оговоренных платежей истёк, т.е. если перевозчик не получил полагающуюся ему оплату в оговоренный срок. В противном случае (когда срок оплаты не истёк) такая мера будет считаться незаконной, а лицо, которое ею воспользовалось без достаточных на то оснований, будет обязано покрыть возникший у заказчика ущерб.

О каких других суммах (кроме фрахта), которые полагаются перевозчику, говорит адвокат? «В списке других сумм должны быть указанные в договоре дополнительные платежи перевозчику, также неоговоренные, но предполагаемые и необходимые для осуществления перевозки платежи, суммы, которые полагаются перевозчику за выполнение дополнительных инструкций, суммы, которые должны покрыть необходимые затраты перевозчика (различные сборы, другие платежи), наконец, расходы на складирование груза. Хочу подчеркнуть, что все дополнительные суммы должны так или иначе касаться выполнения договора на перевозку», – объяснил адвокат.

Расходы за хранение груза достанутся грузовладельцу

Другой актуальный вопрос, который возникает у перевозчиков, намеревающихся задержать груз – это вопрос о том, кто покроет расходы за хранение задержанного груза.  Адвокат объяснил, что если перевозчик воспользовался правом задержать груз законно (в целях самозащиты), то все расходы за хранение задержанного груза должна будет покрыть сторона, нарушившая свои обязательства (заказчик). «В Гражданском кодексе (ст. 4.233) говорится, что издержки лица, которое воспользовалось правом задержания груза (т.е. перевозчика), касающиеся хранения и сохранности задержанного предмета (в нашем случае груза) должны быть покрыты за счёт владельца этого предмета.  К „хранению и сохранности задержанного предмета“ в том числе относится и складирование, и поддержка необходимой температуры и т.д.», –говорит адвокат.

Груз нельзя реквизировать

Как быть в тех случаях, когда после задержания груза перевозчик всё равно не может получить полагающееся вознаграждение и другие суммы? Появляется ли у перевозчика право распоряжаться задержанным грузом (заложить, продать, сдать в аренду, использовать в хозяйственных целях и т.д.)? Адвокат советует не входить в азарт и уверяет, что ни в одном случае право задержать груз не перерастает в право им распоряжаться – такое право не предусмотрено ни в одном законодательном акте, в законодательстве нет даже намёка на то, что задержанный груз можно как-то реализовать. «Перевозчик вправе распоряжаться задержанным грузом только в том случае, если будет такая договорённость с заказчиком (ГК, ст. 4.232, ч.2.). Вообще-то вышеупомянутая статья о плате за перевозку подразумевает любые договорённости, касающиеся задержания груза. Стороны договора могли бы активнее пользоваться этой возможностью – перевозчики могли бы оговаривать право распоряжаться задержанным грузом (продавать, выставлять на аукцион и т.д.), заказчики, в свою очередь, могли бы включать в договоры пункт о том, что перевозчик отказывается от права на задержание груза», – говорит М. Шимкунас.

Запутанный треугольник интересов

Что касается задержания груза, то в этом вопросе теоретически может образоваться «треугольник интересов» между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем. Например, грузополучатель заплатил грузоотправителю за транспортировку груза до места разгрузки, а между тем грузоотправитель (хотя и получил оплату) не спешит расплачиваться с перевозчиком. По словам М. Шимкунаса, на практике такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому необходимо знать, как в них поступать, чтобы невозвращённый долг не перерос в более серьёзные проблемы. Если грузополучатель никому не должен, он вправе требовать, чтобы груз был предоставлен в его распоряжение в надлежащее время и в надлежащем состоянии. И вдруг ему говорят, что свой груз он не получит, потому что груз задержан.

По словам адвоката, подобные вопросы можно быстро решить только в том случае, если грузополучатель не расплатился с грузоотправителем за транспортировку. На практике это делается так: грузополучатель оставляет неплатёжеспособного грузоотправителя или экспедитора «в стороне», а деньги за перевозку платит напрямую перевозчику. Если грузополучатель выполнил свою обязанность и оплатил перевозку, в его отношении задержание груза не может продолжаться. «По своей сути меры самозащиты направлены на должника, поэтому они могут продолжаться только до тех пор, пока не будут оплачены все счета. Следовательно, если грузополучатель выполнил свои финансовые обязательства (т.е. заплатил за перевозку непосредственно перевозчику), дальнейшее задержание груза своей цели не достигнет, так как эта мера будет направлена на лицо, которое вообще на заинтересовано в доставке груза. На мой взгляд, в таких случаях груз так или иначе придётся передать в распоряжение грузополучателя.   Тут мы подходим о одному немаловажному моменту: в международных автомобильных грузоперевозках есть определённые сроки, по прошествии которых груз считается утерянным. Если в договоре на перевозку срок доставки была указан, то груз будет считаться потерянным по прошествии 30 дней с момента этого срока, если же срок доставки не был указан – то по прошествии 60 дней с начала перевозки. Если перевозчик „заиграется“ в задержание груза и грузополучатель не получит свой груз в указанные сроки, груз будет считаться утраченным. Ни одному перевозчику не пожелаю столкнуться с последствиями такой ситуации – его финансовые потери могут быть равны стоимости груза», – говорит М. Шимкунас.

Таким образом, ошибочно думать, что право задерживать груз регламентирует CMR Конвенция – это право установлено в Гражданском кодексе. К сожалению, в Кодексе осталось много места для юридических интерпретаций. Мы не советуем входить в роль судей – если вы хотите, чтобы желание как можно скорее получить полагающуюся вам оплату от вашего должника не превратилось в новые проблемы, лучше перед тем, как задерживать груз, посоветуйтесь с юристами.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 16
0
atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 14
0