Нечестная конкуренция и потери бюджета, или почему в Литве не решается проблема перевозчиков из третьих стран?

truck_fire

Некоторое время назад генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс отметил, что Литовская администрация траснспортной безопасности (ЛАТБ) не решает проблему, связанную с деятельностью в Литве перевозчиков из третьих стран, которые ведут нечестную конкуренцию с местными транспортными компаниями. Член совета «Linava» по грузовому транспорту Виктор Монкевич давно занимается этим вопросом и говорит, что контролирующие органы страны делают недостаточно для наведения порядка на транспортном рынке. Больше того, он уверен, что «пострадал за правду», когда сгорел его грузовик с грузом. Редакция «Cargonews» решила побеседовать с В. Монкевичем, чтобы выяснить суть накопившихся претензий к литовским контролирующим институциям.  

Какие Вы видите основные проблемы в Литве, связанные с деятельностью иностранных перевозчиков?

Одной из старейших проблем является проблема обмена разрешениями на перевозку грузов с третьими странами, а точнее нежелания литовского Министерства путей сообщения её решать. Разрешительная система в международных перевозках существует для защиты национальных интересов. В Литве она работает в интересах других государств. Например, в 2019 г. Украина и Литва обменялись 19500 двухсторонних разрешений, а потребность литовских перевозчиков – 2000 штук (уже не говоря о России и калининградском транзите). Цифры наглядно доказывают отсутствие разумной паритетной основы при обмене разрешениями. В то же время, перевозчики Литвы находятся в ущемлённом положении и в силу национальных особенностей законодательства таких стран, как Казахстан, Россия и Турция.

Во-вторых, перевозчики из третьих стран при работе в Литве злостно нарушают различные правила перевозки грузов (например, перевозят грузы на незарегистрированных транспортных средствах, на транспортных средствах, у которых не всё в порядке с номерами, или на автопоездах, длина которых превышает 19,75 м, без соответствующего разрешения; подделывают различные документы, связанные с перевозкой груза, и т.д.). Отдельные вопросы к терминалам, которые загружают недобросовестных перевозчиков из третьих стран по заниженным ценам.

В-третьих, на лицо несовершенство правовой базы Литвы, регламентирующей перевозку грузов на её территории (например, отсутствие в ней таких понятий, как «разовое разрешение», «многоразовое разрешение», «специальное разрешение», «груз третьей страны» и других). Отсутствуют даже правила использования разрешений для иностранных перевозчиков на территории Литовской Республики. Такая правовая анархия порою ставит добросовестных инспекторов различных служб в беспомощное или даже нелепое положение и способствует созданию теневых схем.

Всё это содаёт неравные условия конкуренции для литовских перевозчиков и наносит серьёзный ущерб бюджету нашей страны.

Видит ли «Линава» эти проблемы и поднимает ли она их перед соответствующими контролирующими органами – ЛАТБ, Дорожной полицией, таможней, погранслужбой?

По требованию членов Ассоциации, на протяжении последних нескольких лет «Linava» неоднократно на разных уровнях поднимала наболевшие вопросы, связанные с деятельностью перевозчиков из третьих стран. На осеннем Конгрессе 2018 г. было принято решение о создании рабочей группы для выработки антидискриминационных мер. С мая 2019 г. активность Ассоциации на данном направлении увеличилась в разы.

Как контролирующию органы решают вышеупомянутые проблемы?

16 октября 2019 г. на заседании совета «Linava» по грузовому транспорту был предложен комплекс мер для защиты национального перевозчика и бюджета Литвы, но ни один пункт пока не получил реального претворения в жизнь, хотя все проблемы и предложения напрямую доводятся до руководства соответствующих госструктур. Иными словами, с их стороны отсутствует системный контроль за деятельностью иностранных перевозчиков. Как следствие, огромное количество правонарушителей, которым в большинстве случаев удаётся избежать административной ответственности. Министры меняются, а проблемы только нарастают.

Именно это заставило Вас лично заняться сбором соответствующей доказательной базы? Что удалось сделать?

Контролирующие институции долгое время не замечали или не хотели замечать проблемы с иностранными перевозчиками в Литве, говорили, что нет подтверждающей их статистики, конкретных доказательств. При этом, доказательств огромное количество – надо только проявить инициативу. Видя, что проявлять её никто не собирается, мы решили сделать это сами, чтобы «раскрыть глаза» различным контролирующим органам, и несколько месяцев регулярно посылали им сигналы о необходимости проверить конкретные машины в конкретных местах.

Говорят, что, проявив инициативу, Вы столкнулись с угрозами, и даже сгорел один из Ваших грузовиков. Можете рассказать об этом подробнее?

Регулярные угрозы мне стали поступать с начала лета 2019 г. Сперва это были «мягкие» (словесные) предупреждения о разных внеочередных проверках «с пристрастием» и различных мерах административного воздействия. Затем пошли прямые угрозы физической ликвидации меня, моей семьи, нашего предприятия и всех, кто борется с нарушителями и их пособниками. Это происходило на различных терминалах (в том числе с участием сотрудников терминалов,  где наиболее активно загружаются различные иностранные перевозчики-нарушители) и погранпереходах. Угрозы поступали как от граждан Литвы, так и со стороны иностранцев (в частности, водителей машин из Центральной Азии). Были анонимные звонки. Полиция, несмотря на мои сигналы, по сути бездействовала.

В конце октября венцом происходившего стал пожар, который полностью уничтожил мой грузовик с грузом. Пожарная служба установила, что причина возгорания – поджог. Это сигнал, что угрозы серьёзные. Перед этим мне поступил звонок, в ходе которого незнакомый человек, говоривший на правильном литовском языке, заявил, что всё знает обо мне и убьёт. Поэтому я не сомневаюсь, что поджог автомобиля – месть и ещё один косвенный намёк на то, что не надо лезть, куда не следует, и предавать огласке примеры недобросовестного поведения иностранных перевозчиков (больше информации на литовском языке – здесь).

Как правоохранительные органы отреагировали на то, что с Вами случилось?

Чтобы осознать уровень и причины угроз, следует отметить, что в Литве есть терминалы, которые оформляют в среднем по 5 машин нарушителей в день, и их загрузка на азиатском направлении производится по цене, которая в среднем на 1000 евро меньше рыночной. А если учесть то, что со многими азиатскими перевозчиками расчёты идут по серыми схемам (в том числе наличными) с завышением выплаченных сумм, только представьте размеры нелегальной прибыли. Поэтому я совсем не удивился, когда наша доблестная полиция дважды отказывала в возбуждении уголовного дела и возбудила его только с третьего раза – после поджога грузовика и ходатайства «Linava». Однако, судя по тому, как вяло тянется следствие, по истечении установленного термина оно, вероятно, будет прекращено [летом 2020 г. мы ещё раз связались с В. Монкевичем, и он рассказал, что следствие, как он и предполагал, по непонятным причинам не дало никаких результатов].

Какой была реакция контролирующих органов на Ваши сигналы?

Никакой. На внутренних таможенных постах и по пути на пограничные пункты пропуска практически никого не наказывают и не выгружают, а на наружных таможенных постах нарушители – в лучшем случае – платят половину минимального штрафа, и всё зависит от желания конкретного сотрудника хорошенько проверить машину и принять меры в случае необходимости. Однажды после полученного сигнала два полицейских экипажа остановили иностранного перевозчика, который ехал без необходимых разрешений, но тогда им кто-то позвонил, и нарушитель был отпущен.

cof cof

Когда контролирующие институции были «завалены» статистикой нарушений, они сделали «большие глаза» и обещают отреагировать. Однако пока скорее имитируют работу, а не реально решают проблемы.

Что, по Вашему мнению, надо делать?

Для начала при обмене различными видами разрешений на перевозку грузов c третьими странами Министерство путей сообщения Литвы должно активнее защищать интересы литовских перевозчиков на основе принципа паритетности (в частности, на переговорах с Россией поставить вопрос о возвращении отдельных разрешений на транзитные поездки в/из Калининградскую область для российских транспортных средств).

Во-вторых, надо вводить номера нарушителей в Систему контроля и оценки рисков (RIKS). Также необходимо создать специальную электронную систему, которая будет контролировать (особенно на внутренних и наружных таможенных пунктах) то, как иностранные перевозчики используют в Литве разрешения на перевозку грузов, включая разрешения на перевозку грузов на крупногабаритных транспортных средствах, процесс выдачи которых надо ужесточить.

В-третьих, строже контролировать работу терминалов, которые сегодня позволяют себе загружать иностранных перевозчиков-нарушителей, и ужесточить санкции за подобные действия. В-четвёртых, усовершенствовать правовую базу Литвы, регламентирующую перевозку грузов иностранными перевозчиками на её территории, в том числе – путём расширения полномочий контролирующих органов (есть пакет конкретных предложений). Наконец, борьбу с нарушителями целесообразно координировать с соответствующими институциями других стран (особенно соседних).

Ну и, наверное, главный вопрос: проблемы очевидны, доказательств множество – почему воз и ныне там?

Никак не могу понять – всё дело в элементарном разгильдяйстве, непрофессионализме и некомпетентности литовских контролирующих органов или в глубоко укоренившейся коррупции в их рядах. Создаётся устойчивое впечатление, что, при желании, все проблемы с иностранными перевозчиками можно решить достаточно быстро, но коррупционные интересы чиновников высокого уровня (когда указания «сверху» не позвляют честным сортрудникам добросовестно выполнять свои обязанности) стали выше интересов государства. К слову, Минфин никак не может назначить генерального директора Таможенного департамента, который, чтобы прикрыть свои прегрешения, даёт министерству более чем в 8 раз (!) заниженную статистику по выявленным иностранным перевозчикам-нарушителям. Получается, ситуация безвластия и безответственности в этом ведомстве кому-то на руку?

Возможно, к решению вопросов, касающихся деятельности иностранных перевозчиков в Литве, настало время подключиться Службе специальных расследований, Генеральной прокуратуре и Службе по расследованию финансовых преступлений, так как ответственные службы, похоже, не способны самостоятельно решать служебные задачи. Эти и другие вышеперечисленные меры должны поспособствовать наведению порядка в литовском транспортном секторе, замедлить отток из него рабочей силы и инвестиций, ускорить его развитие и значимо увеличить поступления в бюджет страны.

Генеральный секретарь «Linava»: «У литовских перевозчиков нет возможности честно конкурировать с перевозчиками из других стран»

Интервью В. Монкевича показывает, что он хорошо знаком с ситуацией с иностранными перевозчиками в Литве. Однако это только одно личное мнение, и может возникнуть закономерный вопрос, насколько оно обосновано? Чтобы выяснить это, мы попросили прокомментировать положение дел генерального секретаря «Linava» Мечиславаса Атрошкявичюса и различные контролирующие институции Литвы.

М. Атрошкявичюс отметил, что сегодня литовские перевозчики видят, как их коллеги из других государств совершают в Литве нарушения, а государственные органы страны не контролируют их должным образом. «Например, в Литве нет правил заполнения трёхсторонних разрешений, а в РФ литовские перевозчики могут получить огромный штраф за их мельчайшее нарушение. Перевозчики из третьих стран часто пытаются хитрить, нарушают различные правила, используют одни и те же разрешения несколько раз. Это искажает конкурентную среду, создаются неравные условия. Мы убеждены в том, что литовские институции должны защищать интересы своих бизнесменов, что сейчас в Литве однозначно не происходит», — подчеркнул генсек «Linava».

Cоответственно, для того, чтобы проблемы с перевозчиками из третьих стран в Литве были решены, по мнению М. Атрошкявичюса, надо усилить контроль в этой сфере со стороны таких госучреждений, как ЛАТБ, полиция и таможня. Также он, как и В. Монкевич, отметил, что нужно усовершенствовать национальную правовую базу, регламентирующую перевозку грузов, и пересмотреть межгосударственные соглашения об обмене разрешениями с другими странами, чтобы Литва могла эффективнее защищать интересы своих перевозчиков.

«Думаю, что ситуацию изменило бы создание системы регистрации и контроля трёхсторонних разрешений. Такая система работает даже на Востоке, а в Литве её до сих пор нет. Внедрение электронного контроля исключило бы возможность использования одного и того же разрешения несколько раз. «Linava» также намерена обратиться в Сейм с просьбой о внесении поправок в Кодекс административных правонарушений, которые ужесточили бы ответственность перевозчиков из третьих стран за совершённые ими нарушения. В таком случае им стало бы невыгодно нарушать существующий порядок. Ещё одна возможность – пересмотр Транспортного кодекса и ревизия межгосударственных соглашений. В Кодексе нет некоторых понятий, не хватает определений. Поэтому эти законодательные акты надо обновить, усовершенствовать», — пояснил М. Атрошкявичюс.

Сама «Linava» сделать всё это не может, но, по словам её генерального секретаря, находясь в контакте с ответственными государственными органами, Ассоциация постоянно поднимает перед ними вопросы о перевозчиках из третьих стран и напоминает им об их обязанности проводить проверки и обеспечивать соблюдение закона. «В последнее время мы делаем это всё чаще и активнее, потому что ситуация очень плохая. Например, недавно сотрудники секретариата «Linava» вместе с членом президиума Олегом Тарасовым встретились с представителями Таможенного департамента и обсудили ситуацию с проверками. После многократных жалоб «Linava» встречу организовал Минтранс», — сообщил М. Атрошкявичюс.

Однако в то же время он отметил, что пока Ассоциация «очень скептически» смотрит на работу ответственных органов по решению в Литве проблемы с перевозчиками из третьих стран. «Хотя есть некоторые подвижки, по сути возникла ситуация, когда у литовских перевозчиков нет возможности честно конкурировать с перевозчиками из других стран», — заключил М. Атрошкявичюс. Таким образом, генеральный секретарь «Linava» фактически подтвердил слова В. Монкевича. Однако наша редакция решила предоставить слово и критикуемым перевозчиками литовским государственным институциям – ЛАТБ, Таможенному департаменту, Дорожной полиции и пограничникам.

Статистики нет, проблем нет

Всем мы задали одинаковые вопросы, главной целью которых было получение информации о количестве и характере административных нарушений, совершаемых иностранными перевозчиками в Литве, и ответных действиях соответсвующих органов.

Одной из важнейших институций, которые контролируют деятельность перевозчиков в Литве, является ЛАТБ. Там нам сообщили, что в 2018 г. иностранные перевозчики совершили 2088 правонарушений (70% от общего числа проверенных), а в 2019 г. – 1545 правонарушений (83% от общего числа проверенных). В основном, как отметили в организации, они были связаны с техническим состоянием транспортного средства и режимом труда и отдыха (то есть, не с документами, связанными с перевозкой). Среди главных нарушителей – перевозчики из Польши, России, Белоруссии и Латвии (то есть, не из стран Центральной Азии).

В целом, по мнению ЛАТБ: «Если исходить из устанавливаемых недостатков и нарушений, проблемы у тех, кто занимается международными перевозками, одинаковые. Бòльшая проблема с местными перевозками, в ходе которых кроме вышеупомянутых нарушений выявляются нарушения, связанные с перевозками на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах. Предоставленная [литовскими перевозчиками] информация со словами «совершается много нарушений» не подтверждается цифрами. ЛАТБ как и другие компетентные институции (таможня, полиция) постоянно проводит проверки на дорогах и всегда реагирует на предоставляемую перевозчиками информацию о возможных нарушениях совершаемых иностранными перевозчиками (информацию получаем по телефону доверия). С целью надлежащего и эффективного использования ресурсов проводится оценка рисков и первичная проверка информации. Кроме того, мы делимся информацией с другими контролирующими институциями: таможней, полицией».

Таможенный департамент (ТД) сообщил нам, что общее число нарушений, зафиксированных сотрудниками таможни с января по декабрь 2019 г., достигло 14148 и на 11% превысило число нарушений, зафиксированных ими за тот же период 2018 г. (12783). При этом в 2018 г. было составлено 8813 протоколов об административных нарушениях, а в 2019 г. – 10800 протоколов (+23% по сравнению с 2018 г.). Основная масса нарушений связана с контрабандой, несоблюдением правил перевозки опасных (ADR) грузов и неуплатой дорожных сборов.

Что касается иностранных перевозчиков, то они, как сказано в ответе ТД, совершают те же вышеуказанные нарушения (то есть, опять ничего о документах, связанных с перевозкой обычных грузов), но отдельной статистики по ним нет, так как она не собирается. При этом все сигналы, получаемые по телефону доверия (+37052124977), как объяснили в ТД, регистрируются и сразу же обрабатываются (то есть, их содержание вводится в используемые таможней системы управления рисками и проверяется), и в случае установления нарушения составляется протокол об административном правонарушении. Статистика показывает, что подтверждаются 10-15% таких сообщений.

В свою очередь в Дорожной полиции нам сообщили, что в 2018 г. иностранными перевозчиками официально было совершено 260 нарушений правил дорожного движения, а в 2019 г. – 274. В основном это нарушения правовых норм, изложенных в 4 и 5 частях (иногда в 10 части) 459 статьи Кодекса административных правонарушений. Речь там идёт о движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств без соответствующего разрешения (то есть о том, о чём говорил В. Монкевич), но опять же – из каких стран были иностранные перевозчики-нарушители, неизвестно, так как такая статистика не собирается.

Погранслужба, исходя из её ответа, вообще не при делах. В нём сказано: «Пограничники, собирая статистику нарушений, выявленных на контрольно-пропускных пунктах (КПП), не выделяют в отдельную группу нарушения, совершённые водителями грузовиков. Кроме того, основная функция сотрудников Государственной пограслужбы на КПП заключается в проверке документов лиц и транспортных средств, поэтому в рамках своей компетенции мы не можем ничего сказать о какой-либо недобросовестной конкуренции – если у лица нет каких-то документов (например, автомобильной страховки), он наказывается в соответствии с законом вне зависимости от его гражданства. Говорить о том, что погранслужба «смотрит сквозь пальцы» на нарушения, совершаемые гражданами каких-то отдельно взятых стран, точно нельзя. Исходя из своей практики, можем сказать, что административные правонарушения, которые совершают водители на КПП и рассматривают пограничниками, это в основном отсутствие страховки или водительских прав, недействительный техосмотр и несоблюдение правил дорожного движения на территории КПП. Чаще всего подобного рода нарушения совершают граждане Белоруссии, России, Литвы, Кыргызстана и Казахстана. Каких-то особых проблем с водителями их каких-то стран нет».

Короче говоря, в литовских институциях, контролирующих деятельность перевозчиков, в которые мы обратились, о проблемах с перевозчиками из третьих стран, о которых говорили В. Монкевич и М. Атрошкявичюс, слыхом не слыхивали (за исключением разве что Дорожной полиции), и детальная статистика, касающаяся иностранных перевозчиков, ими зачастую даже не собирается. А зачем, если у них всё как у других?

В. Монкевич, комментируя такую «страусиную» позицию контролирующих органов, заявил: «Меня вовсе не удивили такие ответы. В государственном секторе фактически отсутствует внятная система учёта и классификации правонарушений, что создаёт «тепличные» условия для процветания коррупционных схем. Ведь это кому-то надо. Можно с полной уверенностью сказать, что законность в нашей стране носит избирательный характер. В ситуации с иностранными перевозчиками речь идёт о значимых финансовых потерях для бюджета Литвы, и в свете грядущих парламентских выборов признание самого факта существования данных проблем ставит под удар не только высокопоставленных ответственных чиновников, но и стоящие за ними различные группы. Серьёзное НЕЗАВИСИМОЕ расследование должно не только вскрыть, систематизировать и обнародовать существующие в Литве проблемы с перевозчиками из третьих стран, но и предложить конкретные меры по их решению. В противном случае отток инвестиций и трудоспособных людских ресурсов из её транспортного сектора увеличится», — резюмировал В. Монкевич.

***

Обобщая, можно сказать, что в Литве существуют две параллельные реальности. В. Монкевич и генеральный секретарь «Linava» М. Атрошкявичюс ответственно говорят о том, что ситуация с иностранными перевозчиками в Литве очень проблемная, а литовские контролирующие институции в упор не видят (или не хотят видеть) эти проблемы, ссылаясь на отсутствие подтверждающей претензии литовских перевозчиков статистики (хотя, по словам В. Монкевича, её более чем достаточно). Сказать однозначно, кто прав, трудно, но позиция «Linava» и В. Монкевича выглядит более убедительной, особенно с учётом его после умышленного поджога сгоревшего грузовика. Возможно, в дело действительно настало время вмешаться правоохранительным органам (в частности, Службе специальных расследований).

Комментарии

Artur Michailovski 2020-02-24 22:05

Jei tik aukštą rangą užimančiam pareigūnui ar jo artimam bendražygiui sudegintų automobilį, kaltininkai būtų surasti per trumpiausią įmanomą laiką. O mūsų šalyje matyt nėra priimtina ginti asmenį, kovojantį už bendras, doras vertybes. Kadangi, korupcijos siūlai gali būti "patraukti į viršų".

Kamila Bogdanovic 2020-02-21 11:07

Представителю фирмы A^A Logistic Dmitrijs Trunovs из Латвии конечно "виднее" , что творится в Литве. Размещая похоже заказные коментарии он имеет свой "терминальный" интерес, работая в Азиатском направлении. Кстати, о задержанном полицейскими и отпущенном "по звонку" нарушителе из Казакстана. Только после личного вмешательства Ген.секретаря ассоциации "LINAVA", данный автопоезд поэднее был всё таки задержан и прицеп ещё несколько недель стоял на терминале "Vilniaus tranzitas". Было бы интересно получить коментарий LTSA о применённых мерах.

Dmitrijs Trunovs 2020-02-20 16:23

Лапшу с ушей теперь вилкой снимать придется!!!- Отдельные вопросы к терминалам, которые загружают недобросовестных перевозчиков из третьих стран по заниженным ценам...+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ по каким заниженым ценам/где такие терминалы. бред! +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++- Однажды после полученного сигнала два полицейских экипажа остановили иностранного перевозчика, который ехал без необходимых разрешений, но тогда им кто-то позвонил, и нарушитель был отпущен...+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ у этого водителя все в порядке с дозволами и с документами вот его и отпустили! +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++- В-третьих, строже контролировать работу терминалов, которые сегодня позволяют себе загружать иностранных перевозчиков-нарушителей, и ужесточить санкции за подобные действия... +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ какой терминал будет загружать машину зная что с ней могут быть проблемы при транзите рисковать грузом, создавать себе проблемы. АХИНЕЯ! +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++-В свою очередь в Дорожной полиции нам сообщили, что в 2018 г. иностранными перевозчиками официально было совершено 260 нарушений правил дорожного движения, а в 2019 г. – 274. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Литва транзитная страна и через неё проходит огромное колличество транзитных грузов! 260 нарушений это меньше одного нарушения в день, при таком объеме это неочем!!! Спросили бы лучше сколько местных в день они штрафуют за эти нарушения +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++а сгоревшая машина...так вообще цирк! в первую очередь надо проверить перевозчика / поджечь он и сам мог по причине сокрытия кражи / боя / утери /получения страховки и тд. и весь этот театр и его якобы порыв ради защиты местных перевозов не что иное как ширма/фарс! Это мое личное мнение!!!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 14
0
atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 14
0