Повторный конгресс «Linava»: ещё раз о страховой компании перевозчиков

insurance

15-ого декабря состоялся повторный конгресс «Linava». Повестка дня не предвещала ничего интересного – как всегда, обсуждение текущих проблем, выслушивание скучных финансовых отчётов и утверждение бюджета на будущий год. Однако, на этот раз на конгрессе было как никогда «жарко». Лейтмотивом стало объяснительное выступление руководителя Таможенного департамента по поводу очередей на литовско-белорусской границе и жёсткая дискуссия по поводу учреждения страховой компании перевозчиков (точнее, по поводу финансирования этого проекта).

Литовская таможня нуждается в инфраструктуре и дополнительных сотрудниках

В своём вступительном слове руководитель Таможенного департамента Арунас Адоменас пытался сгладить острые углы – говоря о непрекращающихся очередях на литовско-белорусской границе он высказал мысль, что очереди могли бы исчезнуть, если бы литовская таможня перешла на электронные процедуры, и выразил надежду, что в будущем Литве удастся внедрить электронную TIR систему, и тогда перевозчики станут боле активно добиваться статуса уполномоченного отправителя/получателя (о том, что означает этот статус, говорится в приказе директора Таможенного департамента Литвы № 85 от 19.02.2002.) Теоретически с внедрением этой системы административное бремя, которое возлагается на таможенников, должно будет уменьшится, и за счёт этого таможенники смогут уделять больше внимания своим непосредственным обязанностям (контролю транспортных средств на ППК), но нужно понимать, что на практике это будет означать не что иное, как перенос обязанностей таможенников на плечи перевозчиков.

Как А. Адоменас ни старался, но уйти от прямых вопросов перевозчиков ему не удалось. Перевозчики открыто спросили, что происходит на литовско-белорусской границе, почему там постоянно образуются очереди. При этом они подчеркнули, что виновата не белорусская, а литовская сторона (тут справедливости ради следует сказать, что у литовских таможенников работы больше потому, что они вынуждены контролировать поток контрабанды). Руководитель департамента выделил три основные причины, которые привели к сложившейся на границе ситуации. Во-первых, грузопоток значительно возрос, между тем как таможенная инфраструктура не изменилась. В Таможенном департаменте обсуждалась возможность без очереди пропускать надёжных перевозчиков, но для этого нужен хотя бы один специальный пункт пограничного контроля, а его всё нет. Таможенный департамент входит в структуру Министерства финансов, но о строительстве новых ППК должна заботиться Дирекция пунктов пограничного контроля при Министерстве транспорта и коммуникаций, руководитель которого Рокас Масюлис, как он сам выразился, совсем недавно узнал о проблемах с пропускной способностью на границе (интересно получается – все знают, а министр не знает). Судя по всему, в ближайшее время Министерство транспорта и коммуникаций вряд ли решит эту проблему – похоже, что на это министерству не хватит ни денежных средств, ни политической воли.

С финансированием связаны и две другие причины образования очередей на границе – таможенники нуждаются в современном оборудовании для проверок и в достойных зарплатах. Многие таможенники уходят работать в частный сектор или в правоохранительные органы, а желающих занять вакантные места не находится. Присутствующие в зале спросили – не мог бы в этом вопросе посодействовать Европейский Союз, ведь речь идёт о внешней границе ЕС? А. Адоменас ответил, что в определённой степени ЕС финансирует приобретение некоторого оборудования, но в принципе ЕС считает, что финансирование государственный учреждений относится к области национальных интересов – в противном случае у дверей ЕС выстроится огромная очередь «нуждающихся».

Иными словами, для того, чтобы решить проблему с пропускной способностью литовских ППК, в первую очередь литовское правительство должно изъявить политическую волю и найти источник финансирования таможенной инфраструктуры и заработной платы. Но, как отметил А. Адоменас, на политическом уровне понимание отсутствует. В связи с этим конгресс «Linava» принял резолюцию (с текстом на литовском языке можно ознакомиться здесь), в которой выразил сожаление по поводу того, что «до сих пор власти не предприняли никаких мер для решения проблемы на границе». Однако, поверить в то, что перевозчиков услышат, трудно.

Демократия против логики

Как бы там ни было, но убытки транспортников, которые они несут из-за очередей на границе, мелочь по сравнению с теми суммами, которые им приходится отдавать страховщикам. О том, что ситуация уже давно никому не кажется смешной, говорит пример Видмантаса Пушинскаса – он был руководителем транспортной компании на протяжении 25 лет, а сейчас вынужден закрыть свою компанию, потому что стоимость страховки одного тягача повысилась не на несколько сотен евро, а в разы. Именно поэтому примерно год тому назад перевозчики приняли решение создавать собственную страховую компанию. На прошлом конгрессе руководству «Linava» были предоставлены полномочия по учреждению такой компании, но уже тогда было ясно, что рано или поздно возникнет вопрос финансирования этого дорогостоящего проекта.

Президиум ассоциации нашёл решение – воспользоваться средствами (миллионными), которые IRU вернул в качестве переплаты за TIR книжки. Но дело в том, что президиум принял это решение единолично, не посоветовавшись с членами ассоциации. Когда в ходе работы повторного XXXII конгресса член ревизионной комиссии Аушра Мерцелене представила подробные объяснения, в зале закипела горячая дискуссия.

Некоторые перевозчики заявили, что руководители ассоциации были не вправе принимать подобное решение без одобрения членов ассоциации, поэтому они сначала хотят вернуть полагающиеся им деньги и только потом решать, вносить ли их в учреждение страховой компании. Несмотря на то, что на прошлом конгрессе руководство «Linava» получило определённые полномочия, это, по мнению перевозчиков, не значит, что они разрешили финансировать проект на возвращённые IRU средства. Президент «Linava», пытаясь отразить атаки перевозчиков, попробовал схитрить сказав, что все решения, конечно же, принимает конгресс, но между конгрессами решения принимает президиум. Однако, этот аргумент ещё больше накалил и без того горячую атмосферу – в зале разразилась открытая дискуссия. В ходе дискуссии члены президиума (в частности, Витас Бучинскас, руководитель рабочей группы по созданию страховой компании) заявили, что если сейчас процесс учреждения страховой компании остановится из-за претензий к возвращённым средствам, драгоценное время будет потеряно – возможно, навсегда, и страховщики будут «аплодировать стоя».

Таким образом, столкнулись демократия и логика. Следуя демократическим принципам, ассоциации надлежало бы вернуть деньги перевозчикам, но исходя из логики вещей, конгрессу надлежало бы утвердить решение президиума (одновременно с бюджетом на 2018 год). Не хочется встревать во внутренние дела «Linava» и становиться на защиту одной или другой позиции – просто хочется сказать, что по собственному желанию страховые компании свои цены не снизят, а изменения в законе ОСАГО, которые теоретически могли бы отрегулировать рынок страховых услуг, всё ещё на уровне гипотезы (наши власти многое обещают, но мало что делают, кроме того, страховщики точно постараются, чтобы Сейм не принял неблагоприятных для них решений). Похоже, что должно включиться простое правило: сам не займёшься – никто за тебя ничего не сделает. Безусловно, никто не говорит, что дело со страховой компанией стопроцентно «выгорит», но, как говорится, лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и всё равно пожалеть, тем более, что через некоторое время те деньги, которые ассоциация раздаст перевозчикам, так или иначе окажутся в карманах страховщиков.

Скорее всего, участники конгресса это поняли, поэтому утвердили проект бюджета на будущий год (хотя им было предложено голосовать и за предложения А. Мерцелене). Если всё пойдёт так, как планируют руководители ассоциации, первый страховой полис страховая компания перевозчиков может выдать уже в конце будущего года.

Другие важные моменты

Во время конгресса были затронуты и другие важные вопросы. Во-первых, генеральный секретарь «Linava» Томас Гаруолис в своём выступлении упомянул «Пакет мобильности-2»,  которым ЕС (во имя экологии) планирует делать ставку на железнодорожные грузоперевозки, а автомобильным перевозчикам оставить лишь короткий окончательный этап. Пока всё это в планах, но в планах когда-то были и самоуправляемые грузовые автомобили, а на сегодняшний день они уже становятся действительностью. Как отметил Т. Гаруолис, перевозчикам необходимо готовиться к технологическим переменам, которые уже происходят.

Во-вторых, был затронут вопрос об акцизе на дизельное топливо. Как известно, недавно литовский Сейм одобрил решение повысить акциз на этот вид топлива, но президент ассоциации Эрландас Микенас в своём выступлении отметил, что в администрации Президента Литвы ему пообещали, что этот вопрос будет под контролем и возможно, что повышение акциза будет отменено, если статистика ближайшего времени покажет, что эта мера не дала ожидаемого экономического эффекта.

В-третьих, перевозчики задали вопрос, почему в Латвии есть возможность оплачивать проезд по дорогам с помощью SMS сообщения, а в Литве такой системы нет? Т. Гаруолис ответил, что у Дирекции автомобильных дорог Литвы есть такие планы, но система «электронного государства» у нас в стране всё ещё сталкивается с серьёзными проблемами.

В-четвёртых, во время конгресса был поднят вопрос об обмене разрешениями между Литвой и Россией. По мнению перевозчиков, российская сторона получает больше разрешений, чем она этого заслуживает. В ответ поступило объяснение, что результаты литовско-российских переговоров будут рассматриваться в более широком контексте (т.е. в транспортной области отношения Литвы и России не ограничиваются одними только автомобильными перевозками), поэтому стороны пытаются найти компромисс. Однако, это не значит, что российские таможенники вправе «насиловать» литовских перевозчиков, требуя предоставлять электронные транзитные декларации, которые по закону необязательны. «Linava» и Министерство транспорта и коммуникаций не могут закрывать глаза на этот факт.

И, наконец, последним вопросом был вопрос о трудоустройстве водителей из третьих стран. Все участники конгресса отметили, что в Литве этот процесс по-прежнему слишком сложный из-за неспособности ответственных учреждений проводить эффективный обмен информацией и по другим причинам. С другой стороны, следует признать, что «Linava» делает активные шаги для того, чтобы ситуация улучшилась.

***

В заключение можно сказать, что в жизни перевозчиков проблем хватает, однако, нужно надеяться на то, что в будущем году их будет меньше, так как двери откроет собственная страховая компания, где страховые полисы будут дешевле, чем у других страховщиков.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 60
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 68
0