Повышение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков – удар по конкурентоспособности литовских перевозчиков

vairas (6)

Вопрос соотношения зарплаты и командировочных, которые получают водители-дальнобойщики, обсуждается в Литве уже давно. Их представители настаивают на повышении базовой зарплаты как основы социальной защищённости этой категории трудящихся. В то же время перевозчики говорят о том, что рост коэффициента водительской заработной платы, о чём сейчас говорит правительство страны, нанёс бы ощутимый финансовый удар по их бизнесу, в результате чего те же водители могут вообще лишиться работы. Редакция Cargonews.lt решила выслушать все заинтересованные стороны и оценить перспективы правительственной инициативы. 

Позиция Министерства социальной защиты и профсоюза

Как нам отметили в Министерстве социальной защиты Литвы, проблема соотношения зарплаты и суточных в сфере дорожного транспорта существует уже давно, и её никак не удаётся решить коллективным способом. Поэтому возникла необходимость в совершенствовании соответствующей законодательной базы в сотрудничестве с социальными партнёрами. В связи с этим в конце декабря 2018 г. рабочей группе при Трёхстороннем совете, занимающейся проблемами работников сектора международных грузоперевозок, поступило предложение одобрить порядок, в соответствии с которым, вся сумма суточных не облагалась бы налогом, только если бы вышеупомянутые работники получали двойную минимальную зарплату (сейчас она составляет 555 евро на бумаге, но коэффициент пока – 1,3).

Коэффициент 2, как нам пояснили в министерстве, был выбран на основе анализа данных о ситуации в дорожно-транспортной сфере, которыми располагает Государственный фонд социального страхования, Государственная налоговая инспекция и Государственная трудовая инспекция. Статистика показывает, что в транспортном секторе бóльшую часть заработной платы составляют именно командировочные, социальные налоги с которых не платятся – то есть, социальная защищённость работников в этой сфере деятельности меньше, чем у других, хотя в целом денег они получают немало.

Что касается позиции представителей водителей, то заместитель председателя Литовского профсоюза перевозчиков Аудрюс Цузанаускас сказал, что чувствует доброжелательность правительства в вопросе повышения коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков и очень надеется на то, что соответствующее решение будет принято. В то же время он крайне критично отозвался о взгляде на водителя со стороны «Linava» и перевозчиков в целом – по его словам, даже если вышеупомянутое решение о повышении коэффициента будет принято, перевозчики могут начать искать способы не платить предусмотренные законом деньги, так как постоянно пытаются сэкономить за счёт водителя и не хотят подписывать с профсоюзами коллективный договор.

Позиция перевозчиков

«LINAVA на намерения увеличить коэффициент зарплаты водителей с 1,3 до 2 смотрит крайне отрицательно – мы считаем, что такие решения представляют угрозу для всего транспортного сектора. Не следует забывать о том, что в последнее время перевозчики сталкиваются со многими другими проблемами – беспокойство вызывает «Пакет мобильности», вопросы получения 95 кода. Оценивая ситуацию, литовские перевозчики не исключают возможность поиска более выгодных условий для бизнеса и переноса своего бизнеса в другие страны», — отметилгенеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс.

Ассоциация обращает внимание на несколько экономических моментов:

— C начала 2019 г. минимальная месячная зарплата (ММЗ) в Литве увеличилась до 555 евро на бумаге (430 евро на руки), и коэффициент 1,3(применяется с 2003 года, когда ММЗ составляла 130 евро на бумаге) означает, что зарплата водителей-дальнобойщиков увеличится больше, чем у большинства других литовскихработников;

— Если говорить о конкуренции с другими (прежде всего, центрально-и восточноевропейскими) странами, то ММЗ водителей-дальнобойщиков в Литве (721 евро на бумаге или 559 евро на руки с учётом коэффициента 1,3) выше, чем в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Хорватии (см. приведенный ниже график ММЗ на бумагев разных странах);

Page_0

— Чистая прибыль литовских транспортных компаний (3,3%) является одной из самых низких по сравнению с другими секторами национальной экономики и более чем на 2% отстает от общей чистой прибыли компаний страны (5,4%);

— Расходы перевозчиков (на топливо, страховку, дорожные налоги и т.д.) только растут, и увеличение коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков станет еще одним серьёзным вызовом для их финансовой устойчивости.

На сайте Ассоциации сказано: «Члены Президиума констатировали, что в последнее время «Linava» должным образом не участвовала в переговорах по изменению коэффициента, не искала социального диалога с профсоюзами водителей». В этой связи мы решили выяснить, почему это произошло и что «Linava» делает (планирует сделать) для изменения ситуации.

В ответе редакцииАссоциация отметила неэффективность работы своего Комитета по социальным вопросам во главе с Эрландасом Микенасом – поэтому был назначен новый председатель комитета,и создана рабочая группа для оперативного урегулирования ситуации. «Встречи проводятся как совместно с представителями Конфедерации промышленников Литвы, так и без них – «Linava» знакомит со своими аргументами руководителей различных министерств, идёт поиск решения проблемы, предпринимаются попытки договориться с представителями профсоюзов. Мы надеемся, что профсоюзы должным образом оценят сложившуюся ситуацию и найдут возможность конструктивно обсудить вопрос увеличения коэффициента с целью выработки общего решения», — говорится в комментарии «Linava».

Что касается конкретных перевозчиков, то, по словам руководителя крупной литовской транспортной компании «Transekspedicija» Видмантаса Пяледы, в случае увеличения коэффициента месячные расходы на одного водителя увеличатся на 395 евро, годовые – на 4740 евро. «Это будет катастрофа. Только по этой причине прибыль перевозчика, который не занимается экспедицией, снизится на 4% – при том, что сейчас перевозчики работают с прибылью в 2-3%. Профсоюзы, конечно, могут предлагать всё, что угодно, но я не думаю, что такое решение реально. Профсоюзы видят, что мы покупаем машины, но ведь мы покупаем их за деньги банков, чтобы сохранить конкурентоспособность», — подчеркнул В. Пяледа.

Если так реагируют лидеры сектора, то что уж говорить о более мелких участниках транспортного рынка. По словам представителя компании «Imgrota» Анджея Гроховского, с человеческой точки зрения, водители выиграют от повышения коэффициента зарплаты, но для бизнеса это будет очень плохо из-за значительного роста затрат. Далее, по словам А. Гроховского, или государство должно предложить перевозчикам какой-то компенсационный механизм, или им придется поднять цены на свои услуги. Аналогичное мнение высказал глава работающей в основном в Литве транспортной компании «Logerma» ЭрнестасМатейка.

Важно отметить, что многие европейские перевозчики уже давно говорят о необходимости повышения стоимости транспортных услуг по причине роста издержек деятельности в данной сфере экономики. Однако пока эти слова остаются словами, и, если цены поднимут только литовские транспортные компании, их конкурентоспособность однозначно снизится.

Перспективы развития ситуации

Хорошо, что «Linava» спохватилась и начала исправлять ситуацию. Тем не менее, нет никаких гарантий, что конец этой истории будет для перевозчиков счастливым. «Ситуация сложная, поэтому мы не можем сказать, как всё сложится. Но у нас нет другого выхода, кроме как доказать свою правду. Для этого требуется единство, понимание и поддержка со стороны перевозчиков», — говорится в комментарии Ассоциации нашей редакции.

В то же время обнадёживает позиция Министерства социальной защиты относительно перспектив развития событий. Она такова: «В настоящее время проект постановления правительства официально ещё не представлен на согласование в институции и для публичногообсуждения. Его перспективы зависят от консенсуса социальных партнёров. Специалисты министерства всегда придерживались и придерживаются того мнения, что возникающие в конкретном секторе проблемы должны решаться путём коллективных переговоров, а не внесения изменений в действующее законодательство».

Это значит, что шанс на достижение компромисса, который бы удовлетворил ипытающихся избежать дополнительных затрат перевозчиков, и стремящихся получить бóльшие социальные гарантии водителей, сохраняется.

Вместо выводов

Двадцать второго января сего года состоялось заседание Трёхстороннего совета, который решил, что спор относительно коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков должен решаться путём переговоров между «социальными партнёрами» – то есть, между «Linava» и профсоюзами водителей. С одной стороны, это не сулит Ассоциации (перевозчикам) ничего хорошего, поскольку профсоюзы в данном случае занимают достаточно непримиримую позицию, и договориться с ними «Linava» будет крайне проблематично. С другой – это значит, что вышеупомянутый коэффициент пока не будет повышен, а переговоры можно вести очень долго, и отсутствие результата в них (сохранение status quo) для перевозчиков уже хороший результат.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков, здесь — о том, как зарегистрироваться в очереди, если система не показывает, что в грузовике уже нет груза) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-04-24 230
0
AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 17
0
pranc_vokiet

Как обжаловать штраф BALM в Германии и взыскать долг во Франции

Франция и Германия являются очень важными рынками для литовских перевозчиков. Во время работы там может произойти всякое. В Германии очень строгие инспекторы, а во Франции порой сложно получить оплату за проделанную работу. В таких ситуациях важно знать правовые аспекты.

2025-04-16 19
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-04-16 2 665
0