Проблема минимальной заработной платы водителей – чешско-немецкий прецедент

146735582911

Минимальная заработная плата водителей грузовиков традиционно являлась конкурентным преимуществом перевозчиков из Восточной Европы, поскольку она ниже, чем в странах Западной Европы. Однако старожилы ЕС решили с этим бороться и обязали новичков оплачивать труд своих сотрудников по правилам страны, в которой они работают. На этом фоне случилась одна история, которая может иметь для восточноевропейских перевозчиков серьёзные финансовые последствия. В деле разбиралась редакция CargoNews.lt

Суть произошедшего такова. Водитель пражской транспортной компании, сотрудничавшей с «Deutsche Post», Ижи Габрхель (Jiří Gabrhel) работал в Германии и, исходя из немецких требований, касающихся минимальной заработной платы (MiLoG), пришёл к выводу, что ему не доплатили. Поэтому он обратился за помощью в ассоциацию ver.di (Объединенный профсоюз для сферы услуг), сотрудники которой помогли ему подать иск в Трудовой суд в Бонне, в конечном итоге вставший на его сторону.

При этом стоит отметить тот факт, что законы о MiLoG касаются как непосредственного работодателя, так и главного заказчика (то есть «Deutsche Post»), и работник может выбрать, кто должен возместить ущерб. Прямой работодатель чеха отказался удовлетворить его требования, и он потребовал компенсацию у «Deutsche Post». Немецкая почта не хотела признавать себя виновной, поскольку в ходе заключения сделки подрядчик в письменной форме обязался соблюдать все связанные с ней трудовые законы. Однако юристы чеха сослались на ответственность заказчика вне зависимости от чьей-то вины (иными словами, «Deutsche Post» сначала должна рассчитаться с водителем, а потом уже разбираться с бизнес-партнёром). Немаловажную роль сыграло и то, что у предусмотрительного И. Габрхеля была твёрдая доказательная база (точные сведения о перевозке с часами выгрузки и погрузки груза, остановок, пересечения границ и т.д.).

Понятно, что этот беспрецедентный случай не на шутку взволновал работающих в Западной Европе экономных перевозчиков, которых теперь могут засыпать исками либо собственные водители, либо пострадавшие из-за них заказчики (как сообщили чешские СМИ, правду уже собираются искать сотни таких как И. Габрхель). А средств, чтобы не доводить дело до суда, нет, поскольку западноевропейские требования по зарплате для многих восточноевропейских перевозчиков просто неподъёмны.

Казалось бы – тупик. Но тут появилась ещё одна новость. Финансовый суд Германии принял решение приостановить проверку транспортной компании на предмет соблюдения требований, касающихся MiLoG, поскольку у него возникли принципиальные сомнения относительно того, могут ли эти требования применяться к транспортным и логистическим компаниям, которые учреждены в ЕС, но у которых нет филиала в Германии.

Чтобы разобраться в ситуации, редакция CargoNews.lt связалась с посольством Литвы в Германии, где на помощь пришла атташе по коммерции Дайна Липпс (Daina Lipps). Ей удалось напрямую выйти на ver.di и выяснить следующее.

Прежде всего, как подчеркнули в организации, 20 параграф немецкого «Закона о минимальной зарплате» (текст закона на английском языке можно найти здесь) распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники работают в Германии, вне зависимости от того, зарегистрировано предприятие данного работодателя в ней или нет (выяснение, сколь правомерно такое требование, может занять долгое время, поэтому пока исходить нужно из того, что есть).

Что касается непосредственно И. Габрхеля, то он, как отметили в ver.di, получал в месяц порядка 450 евро. При этом за 40 рабочих часов в неделю ему полагалось примерно 1500 евро. Однако разницу работодатель списывал на расходы на питание и проживание, экономя на социальных выплатах и налогах. Это в соответствии с директивой ЕС 96/71 (текст директивы на литовском и английском языках можно найти здесь) может считаться незаконным социальным притеснением и на практике вылилось в то, что, когда И. Габрхель заболел, его лечение было оплачено лишь на основании базисной зарплаты в размере 450 евро.

Немецкий суд, вставший на сторону водителя, руководствовался национальным «Законом о найме» (текст закона на немецком языке можно найти здесь), который, как сообщили в ver.di, по сути является продолжением вышеупомянутой европейской директивы. В то же время И. Габрхель, чтобы защитить свои права, документально подтвердил каждый час свой работы, и к этому в ver.di посоветовали подходить очень тщательно (вплоть до момента пересечения границы), поскольку право на юридическую защиту работники предприятий обретают лишь через 3 месяца после трудоустройства (памятку общего характера о правилах оплаты труда водителей в Германии на русском и английском языках можно найти здесь).

Как резюмировали в ver.di, в организацию и так очень часто обращались водители грузовиков, чьи трудовые права были нарушены, а после случая И. Габрхеля желающих восстановить справедливость стало ещё больше.

В этой ситуации по сути ключевой является позиция водителя, который будет склонен или не склонен обращаться в суд. Соответственно, задача перевозчика – сделать так, чтобы водитель был не склонен начинать правовые разбирательства. Для этого перевозчику уже в момент приёма его на работу или перед выполнением конкретного заказа, стоит детально оговорить условия его работы, которые с финансовой точки зрения устроят как работодателя (он сохранит свою конкурентноспособность), так и сотрудника (он получит деньги, на которые рассчитывает, но с учётом интересов компании). Если же эти претензии всё же возникли, то в любой отдельно взятой ситуации можно без юридического выяснения отношений прийти к взаимовыгодному компромиссу, который позволит водителю не оказаться «у разбитого корыта» в случае каких-то личных проблем (например, болезни), а фирме не понести крупные сиюминутные убытки в результате решения суда. Ну и, уважаемые перевозчики, чтобы не обжечься, не забывайте заглядывать в раздел «Водители» на Сargo.lt.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MOSKVA

Правительством Москвы утверждены изменения порядка оформления пропусков для проезда в Москву и на МКАД

Правительством Москвы утверждено постановление от 1 июля 2025 года № 1473-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 г. № 379-ПП» (далее — постановление).

2025-07-18 15
0
vinjete

20 июля в Литве нельзя будет купить электронную виньетку

«Via Lietuva» сообщает, что 20 июля 2025 г. с 9:00 до 24:00 в Литве временно не будет работать система оплаты дорог. Поэтому электронные виньетки (e-vinjetė) нельзя будет приобрести ни на сайте keliumokestis.lt, ни у распространителей. Пользователи дорог, планирующие в этот день ехать по платным дорогам, обязаны приобрести э-виньетку заранее.

2025-07-18 33
0
lt_pl

Польша c 7 июля восстанавливает временный пограничный контроль с Германией и Литвой (ДОПОЛНЕНО)

Премьер-министр Польши Дональд Туск Польши заявил о восстановлении с 7 июля временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах в целях борьбы с миграцией.

2025-07-17 124
0
atsisiųsti (2)

Новые требования к ЭПИ в России

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), в соответствии с новыми требованиями к транзитной декларации в ЕАЭС, держатели книжек МДП, отправляющие электронную предварительную информацию (ЭПИ) в Российскую Федерацию, должны будут указывать дополнительную информацию:

2025-07-17 6
0
Denmark

В Дании отменено правило 25 часов

Власти Дании наконец решили с 1 января 2026 г. отменить запрет грузовикам стоять на парковках автомагистралей больше 25 часов, который много лет раздражал всех перевозчиков.

2025-07-17 11
0