Регулярное возвращение грузовиков в страну регистрации – трагедия для перевозчиков

gruzoviki

Как известно, очень важный для всего европейского транспортного сектора «Пакет мобильности» до сих пор не принят, и дискуссия вокруг его отдельных положений продолжается. На этом фоне ныне председательствующая в ЕС Австрия помимо всего прочего предложила обязать перевозчиков каждые четыре или шесть недель возвращать грузовики в страну регистрации. Транспортные компании «периферийных» (в том числе восточноевропейских) стран Евросоюза эта инициатива повергла в шок. Поэтому редакция CargoNews решила выяснить, каковы её возможные последствия и перспективы. Для этого мы обратились в Минтранс Литвы, «Linava» и литовский профсоюз грузового автотранспорта «Солидарность», а также переговорили с несколькими перевозчиками и водителями.

Позиция литовского Минтранса            

Литва вместе с союзниками по ЕС пытается защищать интересы своих перевозчиков. Одним из наиболее настораживающих предложений Австрии представители балтийских и других «периферийных» стран Евросоюза считают требование периодически возвращать грузовики в страну регистрации. По мнению литовского Минтранса, его можно назвать протекционистским, так как оно ограничивает свободу предоставления транспортных услуг.

«Надо задуматься, как такие предложения отразятся не только на транспортном секторе ЕС, но и на конкурентоспособности всего Евросоюза. (…) Австрийское предложение Литве неприемлемо. Оно очень отрицательно скажется на условиях труда не только литовских, но и других перевозчиков из периферийных стран. В действительности целью таких мер как регулярный возврат грузовиков является ограничение возможностей наших перевозчиков работать в других странах, а не улучшение условий работы водителей», — заявила советник министра транспорта Литвы Витауте Шмайжите.

В Минтрансе также отметили, что перевозчики уже сейчас обязаны так организовывать свою работу, чтобы водитель мог регулярно возвращаться домой. По мнению Минстранса, возвращение грузовика никак не связано с благополучием водителям, поэтому предложение Австрии наше министерство считает жёстким, очевидным и избыточным ограничением рынка, пользу от которого – за счёт государств, находящихся на окраинах Евросоюза – получат страны, расположенные ближе к экономическим центрам ЕС.


Позиция профсоюза и водителей

Может быть, литовский Минтранс чего-то не понимает, и жизнь водителей, если грузовики будут регулярно возвращаться на Родину, станет лучше, ведь, как сказано в ответе министерства нашей редакции, официальная цель Австрии – сделать так, чтобы так называемые «кочующие водители» (англ. nomadic drivers) чаще возвращались домой? Едва ли.

Как отметил глава литовского профсоюза грузового автотранспорта «Солидарность» Гинтарас Кондрацкис, перевозчики либо найдут способ, как приспособиться к новым правилам (создадут филиалы в Западной Европе или начнут сотрудничать с крупными компаниями),  и в жизни водителей ничего не изменится, либо – что ещё хуже – начнут сокращать штат из-за дополнительных расходов на перегон автомобилей или попросту обанкротятся. Короче говоря, особой заботы о водителях в австрийской инициативе Г. Кондрацкис не увидел.

Водитель одной крупной литовской транспортной компании по имени Гинтарас заметил, что его бы «очень устроили такие условия». «Однако непонятно, сколько времени можно будет провести дома после возращения. Мне было бы очень хорошо, если бы я 4 недели работал, а 2 недели находился дома. Конечно, не всем подходит такой рабочий график. Но мне почему-то кажется, что цель этой инициативы точно не в том, чтобы улучшить условия труда водителей. Думаю, у авторов инициативы есть дополнительные скрытые цели, и водителям от этого лучше не будет. Сегодняшняя позиция до конца не продумана, информации по ней не хватает, поэтому чёткого мнения у меня нет», – подытожил Гинтарас.

Его коллега по имени Витаутас был более краток: «Об инициативе слышал, но не обратил на неё особого внимания. Устраивает сегодняшняя ситуация. Если утвердят возвращение каждые четыре недели, думаю, только дополнительные ненужные заботы добавятся. Мне не ясны цели этой инициативы».

Таким образом, главе водительского профсоюза австрийская идея показалась сомнительной с точки зрения улучшения условий труда тех, кто сидит за рулём. Конкретные водители тоже не уверены в её пользе для себя, но для начала хотели бы получить больше информации о том, как всё будет происходить на практике. Самое смешное, что ответить на этот вопрос, скорее всего, толком не смогли бы даже авторы инициативы. Тем не менее, перевозчикам всё понятно без дополнительных разъяснений.     


Позиция перевозчиков

«Linava» в своём комментарии отметила, что предложение Австрии о возврате грузовиков в страну регистрации «противоречит всем социально-экономическим аргументам, и никаких плюсов в нём нет, а больше всего пострадают периферийные перевозчики». По словам секретаря ассоциации по транспортной политике Томаса Гаруолиса, «австрийский компромисс [по «Пакету мобильности»] Литве совершенно неприемлем, а такие предложения как регулярный возврат грузовика домой направлены на ограничение доступности национальных рынков, и не имеют ничего общего с улучшением условий труда [водителей], общеевропейским рынком и свободным передвижением товаров и услуг».

Если честно, после ознакомления с ответом «Linava» и общения с Т. Гаруолисом, трудно даже представить все те проблемы, с которыми столкнутся не только перевозчики, но и весь европейский транспортный рынок в случае утверждения австрийского требования.

Во-первых, дополнительные расходы на топливо (уже не говоря о дорожных сборах) и дополнительная административная нагрузка на транспортный бизнес в случае принятия австрийской инициативы точно заставят его повысить цены на свои услуги (или объявить о банкротстве).

Во-вторых, в Европе остро стоит проблема с нехваткой водителей, а тут и водитель, и машина просто будут кататься по ЕС порожняком. В результате клиенты просто станут больше пользоваться другими видами транспорта (в первую очередь, железнодорожным). А с учётом того, что по тем или иным причинам (расстояние; требования, касающиеся отдыха водителя; различные ограничения на передвижение по дорогам разных стран и т.д.) только возвращение грузовика домой может занять неделю, никто никого ждать не будет, и условия работы водителей не только не улучшатся, но даже ухудшатся.

В-третьих, пока перевозчики всей Европы будут приспосабливаться к новым правилам, рынок будет в нестабильном состоянии (переходный период может продлиться от нескольких месяцев до полугода, а то и года).

В-четвёртых, пострадает экология и дорожная инфраструктура, о чём так заботится Евросоюз. Наконец, одни только дискуссии на подобные темы подрывают веру предпринимателей в основополагающие либеральные принципы экономической деятельности в ЕС, которые, получается, при желании можно подкорректировать так, чтобы они были выгодны одним и ущемляли права других.

Все перевозчики, с которыми беседовала наша редакция, как один высказали сугубо отрицательное отношение к австрийскому предложению. Первым словом Зенонаса Чепулиса из компании «Transvelas» об австрийской инициативе по возврату грузовиков в страну регистрации было слово «трагедия». Как отметил собеседник, его компания пытается договариваться с европейскими партнёрами о возможности где-то оставлять машины, если водителям нужно возвращаться на Родину, поскольку с грузами в направлении Литва – Европа (и обратно) довольно напряжённая ситуация, и никто не хочет ездить для себя в убыток. Говоря о причинах австрийского предложения, З. Чепулис сказал, что они ему до конца не понятны: с одной стороны, оно может быть обусловлено стремлением западноевропейских стран вытеснить периферийных перевозчиков со своего рынка, но с другой – местные перевозчики не в силах их заменить. Таким образом, у главы «Transvelas» сложилось впечатление, что брюссельские бюрократы и власти западноевропейских стран в полной мере не осознают последствий своих действий, так как они не в курсе того, что происходит на европейском транспортном рынке.

Начало ответа заместителя директора «Saudingos autotransportas» Гинтараса Матулиса было аналогичным и даже более жёстким: «Огромная трагедия». По его словам, у компании есть машины, которые работают в Европе без возврата в Литву уже три года (даже техосмотр там проходят), а если заставить перевозчиков возвращать грузовики, из-за большого недостатка грузов каждый второй поедет пустым или повезёт товар за минимальное вознаграждение. При этом открытие филиалов в Западной Европе для решения данной проблемы, по мнению Г. Матулиса, тоже является проблемой из-за связанных с ним финансовых и правовых сложностей.

Директор компании «LMH Baltic» Гитис Важгис, комментируя идею Австрии, заявил, что это самое плохое, о чём ему довелось слышать в последнее время, и у неё будет как минимум два негативных последствия. Первое – из-за нехватки грузов в Европе упадут цены на периферийные перевозки, поскольку перевозчики «из периферии» повезут грузы за любые деньги, лишь бы не ездить в пустые рейсы туда и обратно. Второе – перевозчикам придётся резко корректировать долгосрочные планы, а это приведёт к неразберихе на рынке. При этом, по мнению Г. Важгиса, маленькие и средние компании в состоянии приспособиться к новому порядку в течение нескольких месяцев, а крупным игрокам может понадобиться больше времени. «Однако надо понимать, что после того, как все приспособятся, всё будет хуже, а не так, как раньше», – подчеркнул Г. Важгис.

По словам представителя компании «Baltic transline» Донатаса Ницкуса, возвращение грузовиков в страну регистрации через каждые 4 или 6 недель конечно навредит бизнесу перевозчиков. «Сотням грузовиков каждую неделю придётся возвращаться в страну регистрации, и не важно – с грузом или без. Это отразится не только на доходах перевозчиков, но и на окружающей среде – потоки грузовиков создадут нагрузку на транзитные страны, и увеличится эмиссия СО2. Принятие данного решения противоречило бы основным принципам ЕС – ограничило бы свободное перемещение товаров и услуг», – подытожил Д. Ницкус.

Короче говоря, хотя ни в «Linava», ни в Минтрансе нашей редакции не смогли объяснить, откуда взялись 3 процента, которые должен потерять литовский ВВП в случае одобрения австрийского предложения (такой подсчёт привели некоторые литовские СМИ), очевидно, что перевозчики Литвы и других периферийных стран ЕС очень недовольны инициативой Австрии.  Большинство считает, что в Европе есть силы, которые хотят, чтобы транспортные компании с окраин Евросоюза регистрировались и платили налоги там, где работают (в Германии, Франции, Испании и т.д.), а не там, где открыли свой бизнес. Однако сделать это не так просто, как может показаться, и потребует немало времени и денег. Поэтому остаётся надеяться на то, что инициатива Австрии не найдёт поддержки в европейских в органах власти (Еврокомиссии и Европарламенте).

Перспективы австрийского предложения

Сегодня противников регулярного возврата грузовиков в страну регистрации в ЕС достаточно много – это Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Ирландия, Кипр и Мальта. Отдельно стоит отметить тот факт, что, хотя власти Германии и Франции поддерживают Вену, немецкий транспортный бизнес (уже не говоря о различных международных транспортно-логистических организациях), по данным СМИ и «Linava», к идее Австрии относится с опаской и сдержанным недовольством, поскольку видит в ней угрозу стабильности рынка.

Кроме того, как пишут СМИ, представитель Еврокомиссии (ЕК) отметила, что ЕК не видит причин для отказа от первоначального варианта «Пакета мобильности», предложенного в мае 2017 года, хотя готова продолжить дискуссию по вопросам использования «смарт-тахографов» и каботажным перевозкам. Что касается непосредственно проблемы возвращения грузовиков, то в представительстве ЕК в Литве нам заявили, что в данный момент продолжаются переговоры между Европейским Советом, Европарламентом и Еврокомиссией, на время которых ЕК воздерживается от комментариев – о чём-то более конкретном можно будет говорить после министерской встречи 3 декабря сего года. 

       

При этом, как нам подчеркнули в Минтрансе Литвы, «даже если 3 декабря этого года европейский Совет по транспорту, телекоммуникациям и энергетике придёт к какому-то соглашению по этому вопросу [возврата грузовиков], для того, чтобы «Пакет мобильности» вступил в силу, ещё нужно одобрение Европарламента. Поэтому сегодня говорить о результатах переговоров преждевременно». При этом в профильных комитетах Европарламента согласие по данному вопросу не наблюдается.

Таким образом, есть все основания рассчитывать на то, что «австрийский бульдозер в Брюсселе не пройдёт» – тем более, что вскоре председателем ЕС станет Румыния, у которой совершенно иной взгляд на транспортную проблематику. С другой стороны, в Брюсселе чувствуется желание европейских бюрократов кровь из носу закрыть вопрос «Пакета мобильности» в том или ином виде до выборов Европарламента в следующем году. Когда политические приоритеты начинают брать верх, и такие масштабные вопросы, как «Пакет мобильности» решаются по принципу «давайте что-то примем, а там посмотрим», то случиться может всё что угодно.

***

На основании вышеизложенного выводов напрашивается несколько. Во-первых, австрийское предложение о регулярном возвращении грузовиков в страну регистрации грозит работающим в Западной Европе перевозчикам периферийных членов ЕС большими убытками – в первую очередь, из-за недостатка грузов для рейсов домой и обратно. Поэтому они и министерства транспорта этих государств активно протестуют против утверждения данного положения в рамках «Пакета мобильности». Оно настораживает и водителей.

Во-вторых, до конца непонятно, сколь продуманной является австрийская инициатива. Всё-таки она больше похожа на выверенный коллективный западноевропейский план, чем на волюнтаризм отдельной взятой страны. Судите сами. Одна из крупнейших литовских транспортных компаний «Girteka» вдруг сообщает о том, что выходит на немецкий рынок. Одновременно министр транспорта Литвы Р. Масюлис заявляет о том, что литовский транспортный сектор нашёл себе новый основной рынок – Германию. В свою очередь последняя, как сообщают СМИ, уже в ближайшее время собирается упростить условия трудовой иммиграции. Наконец, попытка протолкнуть ключевые решения перед новыми выборами в Европарламент – классика политического жанра. Разумеется, в краткосрочной перспективе транспортному рынку ЕС из-за этого придётся пережить определённую встряску, но в целом всё делается по принципу «кто нам мешает, тот нам поможет»: если мы – Западная Европа – не можем избавиться от периферийных перевозчиков, а местные их заменить не в состоянии, пускай на нас работают первые.

В-третьих, вопрос по «Пакету мобильности» остаётся открытым. Австрия и её союзники давят, но сопротивление очень большое, и всё идёт к тому, что судьбу документа будет решать уже новый состав европейских органов власти. Иными словами, борьба продолжается, и шансы периферии ЕС на успех достаточно велики, поскольку в новом Европарламенте, вероятно, станет ещё больше евроскептиков, которые не приемлют диктат со стороны «старой Европы», а значит продавить «младоевропейцев» ей будет ещё сложнее.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

lenkija-ukraina

Кризис на границе Украины и Польши (ДОПОЛНЕНО — заблокирована польская граница со Словакией, соглашение между Украиной и ЕС о перевозках может быть пересмотрено, Брюссель угрожает Варшаве)

Польские перевозчики фактически заблокировали границу с Украиной, и это может затянуться.

2024-03-13 1 087
1
ford_fmax_select

Обзор транспортных событий в феврале

Ситуация в европейском секторе грузовых автоперевозок и специальное разъяснение Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) касательно проверки (Евро) класса эмиссии грузовика. Немало новостей из Брюсселя и актуалии разных стран Европы. Решения Казахстана и Узбекистана о перевозке переданных грузов и новые истории водителей. Проблемы развития зарядной инфраструктуры для электрических грузовиков в Европе и тягач-квартиры из США. Об этом и не только в февральском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-03-04 83
0