«Святая святых» – CMR накладная: как правильно заполнять этот документ (часть 1)

CMR

Часто ли вам приходилось видеть договоры, составленные абы как? Скорее всего, нет… Между тем CMR накладных, заполненных с ошибками – хоть пруд пруди. А ведь это один из основных (если не самый основной) документов в работе перевозчиков. Неправильно заполненная CMR накладная может привести к очень серьёзным проблемам.

 

Краткое описание документа

Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture)  служит фактическим доказательством международной автомобильной грузоперевозки, осуществляемой по CMR Конвенции, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.

Название «CMR» — это аббревиатура с французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route». Конвенция была принята в 1956 г. в Женеве и вступила в действие в 1958 г.

CMR Конвенция применяется к любому договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, а перевозка вылолняется за вознаграждение. Следует отметить, что контейнеры и съёмные кузовы не считаются транспортными средствами. Конвенцию подписали 50 стран, среди них – все страны-члены Европейского Союза.

Согласно ст.4 CMR Конвенции, CMR накладная фактически является договором на перевозку. В спорных ситуациях правильно заполненная CMR накладная является доказательством факта передачи груза в распоряжение перевозчика (ст.9). Это также документ, подтверждающий, что международная перевозка выполняется согласно требованиям CMR Конвенции. При этом каждый перевозчик должен помнить, что в государстве, подписавшем CMR Конвенцию, её положения превалируют над национальным транспортным законодательством. В случае любого разбирательства (в особенности международного) предпочтение всегда будет отдаваться нормам CMR Конвенции – именно поэтому на утверждённом бланке CMR накладной прописано следующее: «Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями CMR Конвенции».

Согласно ст.6 CMR Конвенции, в CMR накладной должна быть указана следующая информация: место и дата составления накладной; названия и адреса грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика; способ упаковки и маркировки груза (при перевозке опасных грузов – класс опасности), количество погрузочных мест; регистрационный номер транспортного средства; платежи, относящиеся к конкрентой перевозке; адрес и дата погрузки; адрес разгрузки; перечень дополнительных документов (например, инструкции к выполнению таможенных формальностей). В накладной также должен быть указан маршрут перевозки.

Итак, мы подошли к тому, что CMR накладная – это не просто бланк с набором граф, а очень важный документ, в котором каждая графа несёт определённый смысл, непосредственно связанный с CMR Конвенцией. Поэтому прежде чем начать перевозки, совсем не лишним было бы сначала вдумчиво ознакомиться с CMR Конвенцией, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки. После этого можно переходить к заполнению CMR, а это наука не из лёгких.

Как заполнять CMR накладную

CMR составляется не менее, чем в трёх экземплярах: один грузоотправителю, второй перевозчику, третий грузополучателю. Иногда бланки накладной бывают разного цвета: розовый – грузоотправителю, зелёный – перевозчику, жёлтый – грузополучателю. В случае необходимости можно сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если одну из CMR захочет оставить у себя таможня (она это регулярно хочет и с упорством делает).

При заполнении CMR накладной нужно помнить, что в этом документе должны быть собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных деклараций, TIR книжек, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но и были логически связаны между собой.

При выполнении международных перевозок заполнить CMR накладную может кто угодно: грузоотправитель (22-я графа), перевозчик (23-я графа) или экспедитор. Однако, стоит помнить, что силу договора заполненный бланк CMR накладной приобретает лишь после того, на него поставлены печати или подписи грузоотправителя и перевозчика.

Графа 1 и графа 2 – это, соотвественно, грузоотправитель и грузополучатель. В большинстве случаев под этой парой подразумевается продавец и покупатель, поэтому данные в CMR об этой паре нужно вносить из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении этих граф – указывать грузоотправителем того, кто по факту отправляет груз, а грузополучателем — того, кто фактически его получает. Это не так. Для указания, кто и откуда отправил груз, а также куда груз прибыл и кто его принял, есть другие графы – графа 4 («откуда», или место погрузки)  и графа 3 («куда» , или место доставки). Фактические грузоотправитель и грузополучатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются, в первую очередь, по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах.

Графа 5 – в ней должны быть указаны сопроводительные документы. Это, в первую очередь, номера TIR книжки и инвойсов. Номер TIR книжки всегда один, инвойсов может быть несколько, но даже если их 15 и более, необходимо указать все. Такие документы, как упаковочные листы, сертификаты соответствия или происхождения, различные экспертные заключения – желательны, но не обязательны. Хорошим тоном считается, когда помимо номера инвойса указана его дата.

Графы 6 – 12 («знаки и номера,«количество мест», «род упаковки», «наименование груза», «код ТНВЭД», «вес брутто, «объём , м³»). Это блок сведений, относящихся непосредственно к грузу. При заполнении этих граф действует одно золотое правило: каждому товару – своё название, свой код ТНВЭД, свой вес брутто и своё количество погрузочных мест. В нижней строке указывается суммарный итог по количеству мест и весу.

Прежде всего, это важно для перевозчика, который обязан предъявить электронную декларацию на границе. Поэтому если в CMR нет разбивки по кодам, местам, весу, (а получить нужную информацию из инвойсов, упаковочных листов или экспортной декларации невозможно), добивайтесь, чтобы отправитель (получатель, экспедитор) предоставили вам соответствующие данные.

У каждой графы есть нюансы. Количество грузовых мест берется из экспортной декларации, упаковочных листов или инвойса, и должно при этом совпадать с количеством мест, указанных в TIR. Бывает, что два или три товара упакованы в одно погрузочное место. В этом случае не нужно писать дробями – достаточно для одного товара указать число мест, равное 1, а для остальных 0. Это показывает, что товар занимает часть погрузочного места.

Название товара должно быть внесено на языке составления CMR. Если CMR на английском, а инвойсы и упаковочные листы, например, на итальянском – будьте любезны перевести на английский.

При перевозке опасного груза (ADR) под названием товара в скобках необходимо указать его UN номер, тем более, если в конкретной CMR нет отдельно предусмотренных для этого граф.

Коды ТНВЭД могут быть указаны в инвойсах и в упаковочных листах, но для CMR берутся из экспортной или транзитной декларации. Почему? – потому, что таможенное оформление на месте погрузки производится именно по этим документам.

И не забывайте о том, что коды в экспортной/транзитной декларациях, в TIR, в CMR, в инвойсах или в любых других документах, где они ещё присутствуют, должны совпадать – как по своему количеству, так и по составу.

Вес груза в CMR наклданую вносится из экспортной декларации, упаковочных листов или инвойсов. Важно: для CMR это во всех случаях вес брутто. Однако, есть один нюанс – вес брутто тоже бывает разный. Например, вы везёте краску в жестяных банках, упакованных на паллетах. Грузоотправитель полностью уверен, что вес нетто – это собственный вес краски, а вес брутто – это вес краски вместе с банками. Вес паллет он не учитывает. В экспортной декларации указан вес брутто без паллет, в упаковочном листе – с паллетами. Какую цифру вносить в CMR накладную? В этом случае в графе 11 нужно указать вес брутто из экспортной, но при этом расшифровать отдельной строкой под наименованием товаров, что груз упакован на таком-то количестве паллет, вес паллет – такой-то, а вес всех товаров на паллетах – такой-то. Как правило, для таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, подобного пояснения достаточно.

Графа 13 – инструкции грузоотправителя. Как правило, в эту графу должны быть внесены адрес таможни, где должна проводиться таможенная очистка, и адрес СВХ, где должен быть выгружен груз в том случае, если не предусмортена доставка «до двери». Это, пожалуй, самая важная графа, так как представленные в ней сведения нигде, кроме как в CMR, не встречаются. Иными словами, сверить и проверить данные 13-ой графы по остальным документам не получится. Их нужно просто знать. Обычно, выполняя международную автомобильную перевозку, перевозчик и заказчик заранее оговаривают таможню назначения и СВХ и фиксируют это в заявке на перевозку.

Ошибка стоит дорого. В TIR книжке таможни назначения указываются в соответствии с CMR. Следовательно, в случае неправильно указанного таможенного поста, всех участников перевозки ждёт довольно сложная и изматывающая процедура переадресации. Расходы, разумеется, велики, не говоря уже о потерянном времени.

При необходимости, в 13-ой графе также может быть указана стоимость груза (в валюте инвойса).

Графа 15 – в ней должны быть указаны условия оплаты. Как правило, в графе 15 указываются условия перевозки согласно INCOTERMS. Данные должны совпадать с данными в товаросопроводительных документах, в частности, в инвойсе – в противном случае у грузополучателя могут возникнуть сложности при оформлении груза.

Графы 16 – 17 – в них вносятся реквизиты перевозчиков (первого и последующего, если перевозку осуществляли несколько перевозчиков).

Графа 18 – очень важная графа для перевозчика, образно говоря, его «индульгенция» в случае возможных санкций за повреждение груза. Очень часто перевозчики (точнее, водители) «забывают» вносить в эту графу свои замечания – то ли потому, что не хотят портить отношения с грузоотправителем или заказчиком, то ли потому, что не считают нужным. Так или иначе, в эту графу вносятся оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент погрузки груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест, соответствовали указанному в накладной. В CMR Конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть внесены в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя. Так как страницы CMR накладной изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий, грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR накладной с незаполненной 18-ой графой.

Графа 21 – дата и место составления CMR накладной. Вроде бы мелочь, но указывать обязательно.

Графа 23 – номер путевого листа, фамилия водителя и штамп компании перевозчика.

Водитель должен знать, что подписываясь в этой графе, он фактически подписывает договор на перевозку. Поэтому перед тем, как поставить подпись, водитель должен убедиться в том, что условия договора его устраивают.

Графы 25 – 28 – блок данных о транспортноме средтве. В графу 25 вносятся регистрационные номера тягача и полуприцепа (обязательно), в графу 26 – марки и модели транспортных средств. Обычно составитель CMR накладной заканчивает свою работу на графе 25, так как содержание остальных граф может интерестовать только бухгалтерию перевозчика или экспедитора, и заполняется по окончании перевозки и сдачи CMR накладной в бухгалтерию.

В полностью заполненной CMR накладной содержится и другая информация – в частности, различные печати и отметки.  О том, как правильно «читать» эту информацию, и том, какие правовые последствия ожидают перевозчика в случае неправильно заполненной CMR накладной, мы расскажем в нашей следующей публикации. А пока следуйте золотому правилу перевозчика – всегда читайте, проверяйте и перепроверяйте, что написано в CMR! В противном случае невнимательность и ошибки будут стоить дороже.

cmr

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 55
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 51
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 27
0