Станки выводят из-под санкций

shutterstock_138967181

Федеральная антимонопольная служба нашла новый аргумент в пользу скорейшей легализации параллельного импорта — ввоза товаров без прямого договора с их правообладателями. В ведомстве считают, что этот шаг позволит застраховаться от санкций иностранных государств, которые могут ограничить поставки отдельных товаров через официальных дистрибуторов. Эксперты, напротив, предупреждают о возможном репутационном ущербе для России, которая в этом случае превратится исключительно в страну-импортера.

В конце октября первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ФАС, Минэкономики, Минпромторгу, Минобрнауки и Федеральной таможенной службе проработать очередные предложения антимонопольной службы по легализации параллельного импорта, следует из документов, имеющихся в распоряжении «Ъ». Незадолго до того ФАС предложила господину Шувалову провести совещание, чтобы определить приоритетные группы товаров, подлежащих параллельному импорту.

ФАС давно выступает за легализацию параллельного импорта, то есть переход России с национального (или регионального — в рамках Таможенного союза) на международный принцип исчерпания прав на товарные знаки. Это означает, что продавать в России брендированные товары легально сможет не только их правообладатель или его официальные партнеры, но и любой импортер, независимо от того, где он их приобрел. Господин Шувалов ранее уже заявил о поддержке постепенного перехода к новому правовому режиму к 2020 году. Исключение предполагается только для компаний, которые локализовали производство в России или планируют это сделать.

По предварительным выводам ФАС, содержащимся в письме Игорю Шувалову, на первом этапе следует разрешить параллельный импорт парфюмерии и косметики, автозапчастей и продуктов питания, по которым можно будет наиболее наглядно оценить экономические последствия нового порядка. Кроме этого, указывает служба, есть группы товаров, ограничение ввоза которых может поставить под угрозу экономическую стабильность страны, функционирование целых отраслей и выполнение государством своих социальных обязательств. Речь идет о станках и производственном оборудовании, микроэлектронике, телефонах, телекоммуникационном оборудовании и базовых станциях, самолетах и частях космических аппаратов, включая спутники и ракеты-носители, а также лекарствах. Легализация параллельного импорта этих товаров обезопасит Россию, если их поставки через официальных дистрибуторов будут ограничены решениями властей иностранных государств, считает ФАС.

Сейчас в качестве единственной меры противодействия иностранным санкциям власти применяют метод секторального импортозамещения, но предлагаемая ФАС либерализация параллельного импорта — намного более чувствительный ответ, уверен омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. «Существующая монополия на внешнеэкономическую деятельность позволяет иностранным корпорациям получать сверхприбыли на госзакупках, при этом в большинстве случаев ничего не производя в России. Отсутствие конкуренции поставщиков иностранных товаров приводит к использованию коррупционных схем»,— заявил он «Ъ». Легализация параллельного импорта не защитит российский рынок от санкций, это лишь позиция ФАС, которая пытается подвести свои предложения под любую тему, уверен представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. «Санкции пока не затронули массового рынка, но если это произойдет, то пострадают и официальные, и неофициальные дистрибуторы»,— считает он. Легализация параллельного импорта нанесет репутационный ущерб России, которая из страны, потенциально способной что-либо производить, превратится в страну-импортера, уверен исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев.

В МТС, как говорит ее представитель, надеются, что санкции не затронут поставки телекоммуникационного оборудования. Сотовый оператор надеется продолжить напрямую работать с производителями и вендорами. В «Вымпелкоме» отметили, что поддерживают идеи, направленные на снижение стоимости оборудования связи и оптимизацию процесса его ввоза. В «Ростехе», являющемся одним из крупнейших потребителей станков в России и куда входит холдинг «Станкопром», ситуацию не комментируют. Источник «Ъ» на рынке станкостроения говорит, что на фоне санкций параллельный импорт может быть хорошей лазейкой для поставок в Россию станков через импортеров, не связанных с западными компаниями. «Сейчас зависимость от импорта по различным видам оборудования крайне высока, даже при ускоренном импортозамещении очевидно, что внутренние мощности не удовлетворят все потребности»,— говорит собеседник «Ъ». Источники «Ъ» в авиакомпаниях отмечают, что смысл легализации параллельного импорта самолетов не совсем очевиден. «Сложно представить поставки самолетов в обход их крупнейших производителей — владельцев брендов, так как от них зависит сертификация, сервисное обслуживание и во многом дальнейший жизненный цикл судна»,— отмечает один из собеседников «Ъ».

Поручения по параллельному импорту прорабатываются независимо от возможных запретов на поставки, а вопросы с возможными ограничениями отдельных товаров будут решаться по ситуации, заявил «Ъ» федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. «Параллельный импорт — это общемировая практика, но его легализация должна пройти постепенно, чтобы не навредить производителям и инвесторам, которые вкладываются в локализацию производства в России»,— резюмировал он.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков, здесь — о том, как зарегистрироваться в очереди, если система не показывает, что в грузовике уже нет груза) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-04-24 231
0
AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 17
0
pranc_vokiet

Как обжаловать штраф BALM в Германии и взыскать долг во Франции

Франция и Германия являются очень важными рынками для литовских перевозчиков. Во время работы там может произойти всякое. В Германии очень строгие инспекторы, а во Франции порой сложно получить оплату за проделанную работу. В таких ситуациях важно знать правовые аспекты.

2025-04-16 20
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-04-16 2 665
0