Транспортная неделя (20 августа – 26 августа)

Europa3

Статистика и экспертная оценка состояния литовского транспортного сектора, перемены в президиуме «Linava» и электронные виньетки, европейские лидеры в области каботажных перевозок и новости из Польши. Об этом и многом другом читайте в нашей традиционной «Транспортной неделе».

В Литве растёт объём грузоперевозок и динамично обновляется транспортный парк

Как сообщается на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Литвы, по итогам первого полугодия, в Литве наблюдалось успешное развитие транспортного сектора: объём грузоперевозок увеличился на всех видах транспорта, а количество вновь зарегистрированных грузовых транспортных средств, по данным ACEA, выросло на 26 проц. – это лучший показатель в Европейском Союзе. По этому показателю Литва опередила Латвию (13,5 проц.), Эстонию (0,5 проц.) и Польшу (14 проц.), где грузовых автомобилей значительно больше. «Тенденции располагают к оптимизму – наши транспортные компании стремительно осваивают основные европейские рынки и рынки стран СНГ, они работают прогрессивно, на основании долгосрочных стратегий», – отметил министр Рокас Масюлис.

В первом квартале нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт литовских транспортных услуг вырос на 19,7 проц. Тенденции роста наблюдались на всех основных экспортных рынках – в Германии (+34 проц.), России (+16 проц.), Франции (+18 проц.), Дании (+7,3 проц.) и Беларуси (+57 проц.). Примечательно, что объём экспорта транспортных услуг увеличился и в других странах – Великобритании (+27 проц.), Австрии (+26 проц.), Нидерландах (+25 проц.). По предварительным данным, в первом полугодии нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объём грузоперевозок автомобильным транспортом увеличился на 18 проц. (46,1 млн тонн).

Кроме того, по словам Р. Масюлиса, увеличились инвестиции в транспортную инфраструктуру: «Объём капиталовложений в транспортный сектор постоянно растёт. Мы планируем увеличить бюджет на строительство дорог – по этому вопросу я общаюсь с премьер-министром», – отметил министр. В нынешнем году на строительство новых дорог выделено примерно 504 млн евро

Однако, статистика без её анализа – это лишь часть картины.

Эксперты о перспективах литовского транспортного сектора

По мнению литовских экспертов, европейская экономика ожила быстрее, чем ожидалось, и на этом фоне вырос спрос на транспортные услуги. Литовские перевозчики умело воспользовались этой ситуацией – они расширили свой транспортный парк и за счёт этого увеличили объёмы грузоперевозок. Основные грузопотоки движутся не по направлению «запад-восток», как раньше, а по направлению «север-юг», на котором заказов так много, что автомобили с литовскими номерами возвращаются в Литву лишь спустя несколько месяцев, а то и год.

По словам независимого эксперта Екатерины Рояка, «сейчас нет оснований говорить о каких-то особых проблемах, по меньшей мере, в ближайшие три года перевозчики смогут жить более или менее спокойно, а потом ситуация в Литве во многом будет зависеть от мировых тенденций, а не от национальных особенностей или инициативы наших перевозчиков». Между тем главный экономист банка «Luminor» Жигимантас Маурицас считает, что этот рост долго не продлится: «Некоторые показатели указывают на то, что нас ждёт определённый спад, и места под солнцем может хватить не всем. Но я считаю, что крупнейшие литовские перевозки готовы и к этому вызову – точно также, как они были готовы к кризису 2008-2009 г.г.», – заявил эксперт.

Следовательно, первыми в очереди на банкротство стоят небольшие транспортные компании. 2016-2017 г.г. должны были стать для них временем серьёзных размышлений о дальнейших перспективах, так как в это время число банкротств транспортных компаний превысило уровень кризисного 2009 года. Не помогут им и вложения крупных транспортных компаний в развитие транспортного парка – так, на прошлой неделе появилось сообщение, что «Girteka» получила от SEB банка очередной кредит в размере 105 млн евро. В парке этой компании на сегодняшний день насчитывается 5 тыс. тягачей и 5,5 тыс. полуприцепов, и кредит пойдёт на его обновление и расширение.

В целом, по мнению Ж. Маурицаса, «у Литвы есть возможность стать одним из европейских лидеров по автомобильным грузоперевозкам». Только не хочется, чтобы это произошло за счёт небольших перевозчиков.

Перемены в президиуме «Linava»

Ни для кого не секрет, что в ассоциации «Linava» вот уже некоторое время как продолжается противостояние между президентом Эрландасом Микенасом и группой членов президиума. Некоторое время тому назад из состава президиума отозвали представителя Каунасского региона Р. Восилюса, который является одним из оппонентов руководителя Ассоциации. Однако, Р. Восилюс не согласился с таким решением. По данным редакции, решением Вильнюсского окружного суда с 20-го августа Р. Восилюс был восстановлен в прежней должности. Теперь расклад сил в президиуме может измениться не в пользу Э. Микенаса.

Литва окончательно перешла на электронные виньетки

На прошлой неделе Дирекция автомобильных дорог Литвы сообщила, что с 21-го августа в Литве распространяются только электронные виньетки. Водители должны знать, что бумажные виньетки будут действительны до обозначенной в них даты, и во время их действия в законодательном порядке постепенно будут заменяться на электронные. Электронные виньетки можно заказать на специальных сайтах – www.keliumokestis.lt, а также в обычных местах распространения бумажных виньеток. Электронная система оплаты проезда позволяет водителям самим устанавливать начало действия дорожного сбора, и им больше не придётся заезжать на АЗС или в другие места продажи виньеток. Также не будет необходимости в наклейках на лобовых стёклах – контроль за уплатой дорожного сбора будет осуществляться с помощью системы распознавания номеров транспортных средств.

Дирекция автомобильных дорог Литвы также обращает внимание водителей на то, что участники системы дорожного сбора приобретают электронные виньетки в соответствии с классом и категорией транспортного средства, которые указаны в регистрационном документе. В случае, если в регистрационном документе такой информации нет, виньетка привязывается к максимально допустимой массе транспортного средства и/или количеству посадочных мест. Коды и классификаторы транспортных средств указаны в Требованиях к классификации моторных транспортных средств и прицепов в соответствии с их конструкцией.

Предупреждаем о порядке заполнения разрешений на международные перевозки при поездках в Россию

Так как ситуация с пропуском иностранных транспортных средств через белорусско-российскую границу всё ещё не разрешилась, мы напоминаем, что перевозчики должны не забывать о правилах заполнения российских разрешений на осуществление международных перевозок с территории или на территорию третьего государства. Если бланк разрешения будет не заполнен или заполнен неправильно, или в разрешении не будет отметки о въезде транспортного средства на территорию России, такое разрешение будет считаться недействительным.

Лидеры каботажных перевозок в Европе

Как сообщают СМИ, перевозчики из «Новой Европы» начинают доминировать на рынке европейских каботажных перевозок, «отодвигая в сторону» западноевропейские транспортные компании. По статистике, объём каботажных перевозок последовательно растёт, и основную часть каботажных перевозок выполняют польские, болгарские, румынские и другие восточноевропейские (в том числе и литовские) перевозчики. У них есть серьёзное конкурентное преимущество– относительно недорогая рабочая сила (водители). Советуем перевозчикам активнее включаться в каботажную деятельность, потому что внутри Европы грузов очень много.

Плата за остановку в Париже

Парижские власти решили, что с 1-го ноября нынешнего года водителям грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 тонны, придётся платить налог за остановку в городской черте. Налог будет привязан к определённой зоне, а его сумма будет в несколько раз больше той, которую платят водители легковых автомобилей. Возможно, французским транспортным профсоюзам удастся заставить муниципальные власти изменить своё решение.

Неприятные новости из Польши

Как сообщают СМИ, с 3-го августа, когда польская полиция начала проводить «TIR акцию» (контроль за соблюдением ПДД), проверкам подверглись около 5700 автомобилей. Сотням водителей грузовиков выли выписаны штрафы за ненадлежащий обгон и препятствие движению. Водителей возмутило то, что «слишком длинный обгон» полицейские определяли каждый по-своему. Недовольные дальнобойщики обещают выступить с ответной акцией – снижать скорость на магистралях и в жилых районах.

Между тем на польско-литовской границе польские пограничники задержали автомобиль из Эстонии, в котором находилось 20 нелегальных беженцев из Вьетнама. Беженцев передали литовским властям – по закону, их нужно отправить в ту страну, в которой они находились перед тем, как попасть в Польшу. Конечно, в нашем регионе проблема с беженцами стоит не так остро, как в южной и западной Европе. Но если подобные инциденты будут повторяться, польские службы будут строже проверять и литовские автомобили, что не сулит нашим перевозчикам ничего хорошего.

Поправки к действию TIR Конвенции в Узбекистане

Правительство Узбекистана приняло постановление, которым определимо порядок лишения иностранных автоперевозчиков права пользоваться положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением TIR книжки на территории данной страны и возобновления такого права. С полным содержанием документа можно ознакомиться здесь.

Дальнобойщики – кто они?

Польская транспортная компания «ADAR» сняла короткометражный фильм под названием «Ненависть». Есть те, кто относится к дальнобойщикам как к «второсортным», никудышным людям, не нашедшим себя в «нормальной» жизни, даже не представляя, сколь тяжёл этот самоотверженный труд.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MOSKVA

Правительством Москвы утверждены изменения порядка оформления пропусков для проезда в Москву и на МКАД

Правительством Москвы утверждено постановление от 1 июля 2025 года № 1473-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 г. № 379-ПП» (далее — постановление).

2025-07-18 15
0
vinjete

20 июля в Литве нельзя будет купить электронную виньетку

«Via Lietuva» сообщает, что 20 июля 2025 г. с 9:00 до 24:00 в Литве временно не будет работать система оплаты дорог. Поэтому электронные виньетки (e-vinjetė) нельзя будет приобрести ни на сайте keliumokestis.lt, ни у распространителей. Пользователи дорог, планирующие в этот день ехать по платным дорогам, обязаны приобрести э-виньетку заранее.

2025-07-18 33
0
lt_pl

Польша c 7 июля восстанавливает временный пограничный контроль с Германией и Литвой (ДОПОЛНЕНО)

Премьер-министр Польши Дональд Туск Польши заявил о восстановлении с 7 июля временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах в целях борьбы с миграцией.

2025-07-17 124
0
atsisiųsti (2)

Новые требования к ЭПИ в России

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), в соответствии с новыми требованиями к транзитной декларации в ЕАЭС, держатели книжек МДП, отправляющие электронную предварительную информацию (ЭПИ) в Российскую Федерацию, должны будут указывать дополнительную информацию:

2025-07-17 6
0
Denmark

В Дании отменено правило 25 часов

Власти Дании наконец решили с 1 января 2026 г. отменить запрет грузовикам стоять на парковках автомагистралей больше 25 часов, который много лет раздражал всех перевозчиков.

2025-07-17 11
0