Что должны знать перевозчики о транспортной деятельности в Норвегии

Map of Norway

В последнее время деятельность транспортного сообщества заметно осложнилась, поэтому представители этого «класса» (в основном перевозчики) вынуждены искать новые способы, как заработать. Один из таких способов – поиск новых рынков. Дело не новое, однако, вопрос – куда податься? Норвегия стала одной из стран, куда устремились литовские перевозчики. Норвегия – суровая страна не только в плане климатических условий. Она не входит в состав Европейского Союза, следовательно, условия для начала и развития транспортной деятельности там несколько иные, чем в ЕС. Редакция CargoNews.lt решила помочь перевозчикам разобраться в «норвежских нюансах» – как оказалось, их довольно много.

Правовой аспект

У перевозчика, который решил начать транспортную деятельность в Норвегии, есть два пути: просто выполнять в Норвегию перевозки или открывать в Норвегии местную компанию. На сегодняшний день компания может носить три организационно-правовые формы: форму частного предприятия (по-норвежски это называется ENK), форму акционерного общества (по-норвежски AS) или форму зарегистрированной в Норвегии иностранной компании (по-норвежски NUF). Так или иначе, но для учреждения любого вида компании перевозчику придётся подать определённые документы на имя норвежского реестра юридических лиц (он называется Brønnøysund и находится в городе Брённёйсунд, губерния Нурланд). Тем, кто хорошо владеет английским языком, советуем заглянуть на официальный сайт реестра  здесь вы найдёте подробные инструкции о том, какие документы нужно подать на открытие того или иного вида предприятия. Тем, кому лучше читать на русском, разобраться в юридических нюансах должна помочь эта ссылка .

Тем, кто считает, что не сумеет самостоятельно преодолеть все барьеры норвежской бюрократической машины, советуем обращаться к специалистам, которые вам подробно объяснят все тонкости ведения бизнеса в Норвегии и помогут уладить необходимые формальности.

Забегая наперёд, хотим обратить внимание перевозчиков на то, что двери в успешный бизнес в Норвегии открывает тщательно продуманный бизнес-план. Этот документ в Норвегии имеет большое значение на этапе открытия бизнеса, так как без него будет очень трудно устанавливать необходимые связи с возможными партнёрами, вести переговоры с банками по вопросу получения кредитов, обращаться за помощью (в том числе и финансовой) в организации, поддерживающие предпринимательство, а также получать в государственных органах необходимые разрешения.

Вернёмся к теме – какая организационно-правовая форма предприятия наиболее удобна для перевозчиков? С этим вопрос мы обратились к сотруднику консультационной фирмы «Contus» Марюсу Буйвидасу. Он начал свой комментарий со встречного вопроса – почему норвежские заказчики начали с подозрением смотреть на транспортные компании, зарегистрированные в Литве, и почему норвежские власти всеми способами стараются, чтобы любой бизнес иностранного происхождения имел в Норвегии норвежскую организационно-правовую форму? «Вы задайте себе вопрос, почему норвежских заказчиков перестала привлекать ваша литовская компания? Ведь формально европейское и норвежское законодательство запрещает дискриминировать компанию европейского происхождения, занимающуюся бизнесом на территории Норвегии. Но норвежцы прекрасно знакомы со своим строгим фискальным законодательством – помимо всего прочего, в нём говорится и о том, что если иностранная компания была обязана заплатить какие-то местные налоги, но этого не сделала, вся ответственность за этот „упущенный момент“ достанется её клиентам», – объясняет М. Буйвидас.

В пояснении о формах предприятий М. Буйвидас сказал следующее: «Чего мы точно не посоветуем перевозчикам – так это открывать в Норвегии частное предприятие. Несмотря на то, что учреждение компании в такой форме стоит относительно недорого и выполняется довольно быстро, у частного предприятия есть серьёзные правовые недостатки. Во-первых, на частное предприятие налагается неограниченная ответственность за его долги. Во-вторых, тариф налога на прибыл, которым облагается частное предприятие, значительно выше тарифа, который применятся к акционерному обществу. Также имейте ввиду, что норвежское частное предприятие и норвежское акционерное общество – это совершенно разные организационно-правовые формы. Это значит, что для открытия компании в той или иной форме вам понадобятся лицензии. К сожалению, норвежская бюрократическая мельница крутится очень медленно, вам придётся запастись терпением, по меньшей мере, на месяц или два. Естественно, это не в ваших интересах, поэтому лучшее, что мы можем вам посоветовать – это открывать в Норвегии так называемый NUF. Хотим вас успокоить – это не значит, что в Норвегии вам придётся открывать какой-то отдельный филиал вашей компании. Согласно норвежским законам, у вас будет статус иностранной компании, которая в Норвегии зарегистрирована в качестве налогоплательщика. В принципе, не может быть так, чтобы иностранная компания не занималась никакой деятельностью в стране своего происхождения, но будучи в статусе NUF‘а вполне легально выполняла свою деятельность в Норвегии. И будьте уверены – в любом случае норвежское налоговое законодательство будет применяться по отношению к вашей компании в полном объёме, потому что налоги зависят не от того, в какой стране зарегистрирована компания, а того, какую деятельность эта компания выполняет в Норвегии».

В свою очередь Аудрюс Масюлионис, коммерческий атташе при посольстве Литвы в Норвегии, отметил, что создаётся впечатление, будто бы норвежцев больше устраивают «настоящие» местные компании, а не NUF‘ы, так как огранизационно-правовая форма последних позволяет «экономить» в области социальных гарантий и за счёт зарплат командируемых сотрудников. Для перевозчиков этот момент в особенности актуален, потому что из-за него, по словам А. Масюлиониса, у перевозчиков часто возникают проблемы с норвежской Трудовой инспекцией. С этим учреждением, точно также, как норвежской Дирекцией автомобильных дорог  дипломат советует поддерживать исключительно конструктивные отношения, чтобы вас случайно не заподозрили в мошенничестве. К сожалению, подобные подозрения возникают довольно часто, потому что некоторые крупные литовские транспортные компании, работающие в Норвегии, не пользуются у норвежцев хорошей репутацией (не говоря уже о недовольстве местных перевозчиков «нашествием» конкурентов из стран «новой Европы»).

Однако, как утверждает М. Буйвидас, «у такой организационно-правовой формы, как NUF, есть два основных недостатка: как уже говорилось, плохая репутация и сложная бухгалтерия. Насчёт репутации можно сказать, что её испортили не литовские, а именно норвежские предприниматели, которые в своё время в массовом порядке открывали общества с ограниченной гражданской ответственностью в Великобритании, а затем на их основании регистрировали в Норвегии NUF‘ы. Как правило, такие NUF‘ы в скором времени доходили до банкротства, и кредиторы оставались ни с чем. Что касается бухгалтерского учёта, то он сложный потому, что его нужно вести в двух странах. В Литве вам в этом деле может помочь штатный бухгалтер или соответствующая профильная компания, в Норвегии – штатный бухгалтер или лицензированное предприятие по бухгалтерскому учёту. Регистрировать NUF необязательно, однако с практической точки зрения это будет целесообразно, если у вас уже есть или могут появиться какие-то декларационные обязательства в отношении Норвегии», – подытожил представитель «Contus».

Особенности транспортного бизнеса в Норвегии

С информацией о различных норвежских требованиях (на литовском языке), касающихся размера минимальной почасовой зарплаты (по состоянию на 1-ое сентября 2017 года он составляет 167,65 норвежских крон /17,15 евро), режима труда и отдыха водителей, особых требований в зимний период (имеется ввиду наличие зимних шин и цепей противоскольжения), дорожного налога и т.д. можно ознакомиться здесь. Тем, кто пропустил, советуем ознакомиться с похожей публикацией на CargoNews.lt , в литовской версии сайта.

Очень часто перевозчиков интересует вопрос выполнения каботажных перевозок. Это и понятно, потому что законодательное и практическое отношение к этому виду перевозок зачастую резко расходится. Если говорить об общеевропейских правилах каботажных перевозок (к ним также присоединилась и Норвегия), то английская версия этих правил находится здесь. Следует отметить, что в контексте этих правил, перевозчики из стран, входящих в Европейское экономическое пространство (англ. EEAEuropean Economic Area), к которому в том числе принадлежит и Норвегия, в течение 7 дней на одном и том же грузовом автомобиле могут выполнить 3 каботажные перевозки. При этом у водителя автомобиля должны быть при себе документы, подтверждающие, что водитель является гражданином определённой страны, входящей в состав ЕЭП. На каждую каботажную перевозку требуется отдельный пакет документов, он должен находиться в кабине грузового автомобиля. Если водитель не является гражданином ЕЭП, у него должно быть специальное разрешение, позволяющее работать в конкретной стране (в нашем рассматриваемом случае – в Норвегии).  Для того, чтобы водитель-не гражданин ЕЭП мог выполнять каботажную перевозку на территории ЕЭП, у него должно быть специальное разрешение – оно, как правило, выдаётся лишь в исключительных случаях.

Следует отметить, что в Норвегии нелегальный каботаж считается очень серьёзным нарушением, поэтому Дирекция автомобильных дорог очень внимательно следит за каботажными перевозками. Понятно, что и наказание за подобное нарушение будет жёстким – сотрудники контролирующих органов имеют право немедленно прекратить такую перевозку. Как отметил Аудрюс Пачкаускас, директор компании «Nordcarrier Baltic», санкции в Норвегии очень строгие (например, за нарушение режима труда и отдыха водителю может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 12 месяцев).

Наконец, следует не забывать о том, что норвежцы уделяют большое внимание экологическим вопросам (в том числе и количеству вредных выхлопов в окружающу1 среду) и в этой области строго соблюдают директивы ЕС. Норвегия – одна из немногих стран, планирующих в ближайшем будущем отказаться от «грязных» автомобилей (в особенности автомобилей с дизельными двигателями), поэтому в этой стране налоговая политика в области охраны окружающей среды сводится к одному простому принципу – платит тот, кто загрязняет окружающую среду (с подробностями, на английском языке, можно ознакомиться здесь.

Комментарии перевозчиков

Всё это теория, и её нужно знать. Но не менее важны практические советы тех перевозчиков, которые уже проложили себе путь в Норвегию. Среди литовских пионеров находятся такие крупные транспортные компании, как «Vlantana» и «Girteka». Факт говорит сам за себя – если в Норвегию устремились лидеры транспортного рынка (а они, как правило, работают очень целенаправленно), значит, эта страна представляет большой потенциал и для других перевозчиков. Редакция CargoNews.lt решила побеседовать с практиками – к сожалению, и «Vlantana», и «Girteka» от комментариев отказались, зато другие компании с удовольствием поделились своим опытом.

Линас Валюконис, директор UAB «Kelin», в интервью редакции CargoNews.lt отметил, что его компания очень рада тому, что ей удалось утвердиться на норвежском рынке. Однако, других перевозчиков, которые собираются работать в Норвегии, он предупредил о нескольких важных моментах. Во-первых, нужно не забывать, что Норвегия не входит в состав Европейского Союза (она входит в состав Европейского экономического пространства, но ЕС и ЕЭП – это не одно и то же), поэтому при поездках в Норвегию нужно внимательно относиться и правильно оформлять таможенные документы, связанные с импортом и экспортом. Во-вторых, нужно не забывать, что Норвегия – страна с суровыми климатическими условиями, в зимнее время (в особенности в горных районах) многие дороги бывают непроходимыми. Если автомобиль застрянет, водителю придётся вызывать эвакуатор – а это довольно дорогое удовольствие (счёт идёт не на сотни, а на тысячи евро). Кстати, у этого перевозчика создалось впечатление, что в некоторых местах норвежцы не чистят дороги умышленно, чтобы государство могло заработать на попавших в беду водителях.

В-третьих, Л. Валюконис подчеркнул, что за работой перевозчиков (в особенности иностранных) внимательно следит норвежская Трудовая инспекция и Дирекция автомобильных дорог – перевозчики обязаны строго соблюдать местные Правила дорожного движения и требования к режиму труда. В-четвёртых, соответствующие норвежские службы активно борются с контрабандой, какой бы мелкой она не была. В-пятых, норвежцы очень заботятся об экологии, поэтому при любом случае могут проверить работу системы AdBlue (в новом поколении грузовых автомобилей эта система выполняет функцию нейтрализации оксидов азота, но для того, чтобы эта система работала, требуются дополнительные затраты топлива, и перевозчики, чтобы сэкономить, иногда хитрят и отключают эту систему).

В целом, по словам руководителя компании «Kelin», в Норвегии, как и в других странах ЕС, тоже чувствуется стремление государства защитить местных перевозчиков от конкуренции со стороны «новоиспечённых европейцев». Да, с одной стороны, игра ведётся по правилам, но с другой стороны, иногда применение этих правил заставляет думать, что работа иностранных перевозчиков в Норвегии находится под увеличительным стеклом, и иногда к ним относятся очень строго не только из-за встречающихся нарушений, а лишь потому, что они не местные.

Другой собеседник – руководитель транспортной компании «Norveka» Еугениюс Запальскис – обратил внимание ещё на несколько моментов. Во-первых, норвежские должностные лица очень придирчиво проверяют техническое состояние автомобиля. Если они обнаружат какой-то недостаток, автомобиль тут же будет отправлен в ремонтные мастерские (ремонт автомобиля в Норвегии – не самое дешёвое удовольствие). Водитель сможет двигаться дальше только после того, как ремонтные мастерские дадут официальное заключение о пригодности автомобиля к движению. Во-вторых, по словам. Е. Запальскиса, в зимнее время все перевозчики просто обязаны оснастить свои автомобили комплектом зимних шин и цепей противоскольжения. Даже если цепи не понадобятся, но их в автомобиле (точно также, как зимних шин) не будет, водителя не только «наградят» солидным штрафом, но и заставят купить цепи на месте и не разрешат двигаться дальше до тех пор, пока это не произойдёт.

К комментариям коллег присоединился и Миндаугас Середис, представитель транспортной компании «FSTS». Он также отметил, что зимой работать в Норвегии очень тяжело, поэтому транспортное средство должно быть в надлежащем техническом состоянии, а водитель обязан быть профессионалом высшего класса. Точно также, как руководитель «Kelin», М. Середис напомнил о том, что Норвегия на входит в состав ЕС, поэтому перевозчики должны не забывать о таможенных процедурах. Чтобы не было проблем с норвежской таможней, М. Середис советует найти партнёров, которые разбираются в формальностях импорта и экспорта.

Очень интересной информацией с редакцией CargoNews.lt поделилась небольшая транспортная компания, занимающаяся перевозками мелких грузов в Норвегию. Её представитель упомянул о том, что в автомобилях, масса которых не превышает 3,5 тонн, но к которым присоединён прицеп (не важно, какой), должен быть тахограф. Однако, в основном он обратил внимание на следующие моменты: 1) при перевозках в Норвегию грузы должны попадать под таможенное оформление (по его словам, у некоторых заказчиков это требование вызывает удивление); 2) те, кто работает на норвежском рынке, должны очень хорошо знать свои права при общении с различными государственными учреждениями – в противном случае сотрудники этих учреждений позволяют себе проявлять неуважение или, хуже того, произвол. В целом, по его словам, в Норвегии отношение государственных учреждений к иностранным перевозчикам очень критическое (с одной стороны, это связано с не всегда безупречной репутацией перевозчиков, с другой – с в принципе негативным отношением к «чужим» перевозчикам). По этим причинам многие проверки зачастую сопровождаются предубеждением о том, что перевозчик занимается контрабандой или его транспортное средство находится в ненадлежащем техническом состоянии. У перевозчиков должны быть довольно крепкие нервы, чтобы выстоять не только перед придирчивостью, но и перед явно выраженным чувством недовольства на лицах сотрудников контролирующих органов, когда придраться не к чему.

***

В заключение можно сказать, что Норвегия – рынок с широкими возможностями (в противном случае туда бы не стремились такие компании, как «Vlantana» и «Girteka»). Но рынок далеко не гостеприимный. Следует отметить, что норвежские перевозчики очень недовольны конкурентами из «новой Европы», которые не только пользуются своими конкурентными преимуществами, но и портят имидж транспортных компаний, попадая в различные неприятные истории. Поэтому норвежские власти очень пристально (и даже придирчиво) следят за деятельностью зарубежных транспортных компаний в своей стране, заставляя с помощью законодательства открывать в Норвегии не NUF’ы, а местные компании (и таким образом строго соблюдать норвежские требования, которые неизбежно требуют дополнительных затрат). Иными словами, если вы надеетесь, что Норвегия встретит вас с распростёртыми руками – вы глубоко ошибаетесь. В этой стране за место под солнцем придётся основательно побороться.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 60
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 68
0