Что такое «электронный манифест», и почему перевозчики им недовольны

e_declar

Обязательный «Электронный экспортный манифест» (э-Манифест) появился в Литве 1 ноября 2017 года. Он был разработан с целью решить проблему очередей на литовско-белорусской границе, которая давно мучает всех перевозчиков. Новый документ заменил привычные экспортные декларации и должен был ускорить время прохождения границы. Однако пока новый порядок работает не совсем так, как было запланировано, и перевозчикам он не столь выгоден, как может показаться на первый взгляд.

Что такое э-Манифест

На основании приказа главы Таможенного департамента Литвы № 1B-688 (от 18.08.2017.) «Относительно обязательного использования Электронного экспортного манифеста»  (ссылка на этот и другие связанные с ним законодательные акты на литовском языке находится здесь), с 1-го ноября 2017 года все перевозчики должны предоставлять литовской таможне исключительно э-Манифест. Он требуется в тех случаях, когда электронные экспортные/реэкспортные декларации подаются на экспортируемые/реэкспортируемые товары, которые предполагается вывезти с таможенной территории Европейского Союза через территорию Литвы:

– отдельными частями (в экспортном учреждении задекларирована одна экспортная/реэкспортная декларация) или;

– в качестве сборного груза (одно транспортное средство перевозит товары, задекларированные с использованием более чем одной экспортной/реэкспортной декларации) или;

– по одной экспортной/реэкспортной декларации, но с помощью не того транспортного средства, которое было задекларировано.

Немного проще всё разъяснил специализированный таможенный брокер «Bunasta». На сайте организации сказано, что э-Манифест от отдельно взятой экспортной декларации отличается тем, что в один документ можно внести данные о всех частях грузах (т.е. перевозчикам не надо оформлять на каждый груз отдельную экспортную декларацию), в результате чего заметно сокращается время таможенного контроля. Перевозчик обязан предъявить э-Манифест на литовской границе, если:

– груз был перегружен;

– в пакете документов у перевозчика больше двух экспортных деклараций (т.е. у груза нескольких отправителей или получателей);

– в экспортной декларации не указано транспортное средство.

Для оформления э-Манифеста необходимы следующие документы:

– CMR накладная на экспортируемый груз;

– обычная экспортная декларация;

– регистрационный  номер транспортного средства, которое перевозит экспортируемый груз;

– название таможенного органа или таможенного поста, куда должен поступить е-Манифест;

– информация с места складирования или перегрузки груза.

Транспортные средства, перевозящие товары с использованием э-Манифеста, могут быть опечатаны специальными пломбами.

Оценки нового порядка

Директор специализированного таможенного брокера «Bunasta» Юргис Адомавичюс считает, что э-Манифест очень удобен для тех перевозчиков, которые занимаются перевозкой сборных грузов. По его словам, раньше все бумажные декларации на каждый отдельный груз должен был проверять таможенник, который был обязан лично убедиться в том, что он соответствует документам, а сейчас э-Манифест объединяет все декларации в один документ, что позволяет заметно сократить время проверки. И, по мнению Ю. Адомавичюса, эта система работает вполне успешно.

Как отметила старший инспектор Отдела таможенных процедур Таможенного департамента Литвы Нида Русецкене, э-Манифест позволяет улучшить качество перевозок в том числе потому, что оформление экспортных процедур завершается автоматически, и литовские, а также другие европейские экспортёры немедленно получают подтверждение факта экспорта. Кроме того, регистрация товаров (первый шаг в процессе получения э-Манифеста) позволяет на местах их перегруппировки/перегрузки решить все проблемы, которые могут возникнуть на границе, что также в значительной степени экономит время перевозчиков и их представителей.

Одновременно Н. Русецкене предупредила о возможных проблемах, с которыми могут столкнуться желающие получить электронное подтверждение факта экспорта. В первую очередь они могут быть связаны с другими странами ЕС (уже не говоря о техническом факторе) – например, может выясниться, что в другой стране ЕС экспорт перевозимого товара не разрешён, или экспортные данные отправлены и обрабатываются в системе обработки деклараций другого государства ЕС, но не были переданы в Европейскую систему по контролю за экспортом.

Перевозчики жалуются

Как бы там ни было, перевозчиков новый порядок не радует. Директор компании UAB «H. Essers Vilnius» Виктор Самойленко рассказал CargoNews.lt, что раньше экспортные декларации оформляли таможенники, а с введением э-Манифеста этим должны заниматься сами перевозчики. В этой ситуации у них два варианта – либо обращаться за помощью к таможенному брокеру (такому как «Bunasta»), либо самим получать статус таможенного брокера и принимать на работу специалиста по оформлению таможенных процедур (причём не просто специалиста, а сертифицированного специалиста, который сдал специальный квалификационный экзамен).

Получается, что э-Манифест связан с неизбежными дополнительными затратами (разве что не ехать через Литву, что не всегда удобно), которые нельзя компенсировать за счёт клиентов, потому что в таком случае перевозчик потеряет конкурентоспособность. Поэтому президент Союза литовских перевозчиков Мечиславас Атрошкявичюс считает, что для того, чтобы можно было избежать различных проблем, об э-Манифесте должен заранее позаботиться экспортёр или его представитель, потому что эти лица заинтересованы в быстрой и правильно оформленной доставке груза ничуть не меньше, чем перевозчики, которым в этом случае не придётся тратить время на дополнительные процедуры, рискуя сделать что-то не так. Нынешнюю ситуация можно было бы считать более или менее приемлемой, если бы в результате сократились очереди на границе. Однако, как отметил В. Самойленко, чудо не произошло (в противном случае «Linava», наверное, не принимала бы соответствующие резолюции).

Наконец, он подтвердил опасения Н. Русецкене по поводу технических проблем – в случае большого потока информации система работает с перебоями, и отправленные с целью получения э-Манифеста декларации могут просто исчезнуть, после чего их приходится отправлять заново. Также в настоящее время очень сложно отозвать и подать все документы (и декларации, и э-Манифест) заново (например, если перевозчик решил следовать через другой пункт пограничного контроля).

***

В заключение можно сказать, что на сегодняшний день э-Манифест свою задачу не выполнил – очереди на литовско-белорусской границе никуда не делись: нагрузка на таможню уменьшилась, но эффективность её работы не повысилась. Ещё один субъект, которому в этой истории всё нравится – «Bunasta», которая нащупала «золотую жилу». А перевозчик, как всегда, остался с дополнительными расходами и надеждой на то, что в этот раз пересечь литовскую границу удастся быстрее.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 55
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 51
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 27
0