Штрафы за неуплату дорожного сбора за дорогу А5 – что делать?

kelias_a5

О проблеме с уплатой дорожного сбора при въезде в Литву из Польши по дороге А5 литовские перевозчики активно заговорили в мае прошлого года (подробнее об этом – здесь). Её суть в том, что они привыкли покупать виньетку после пересечения границы на ближайшей АЗС, но затем до заправки была установлена система контроля, которая вынуждает перевозчика (а точнее – водителя) покупать виньетку заранее электронным способом. Тем не менее, многие продолжили делать это на АЗС, и пошли штрафы, поскольку виньетка покупалась через несколько минут после того, как система зафиксировала её отсутствие. Перевозчики возмутились. А сегодня они недовольны ещё и тем, что штрафы приходят с большим опозданием и не все сразу. Редакция «Саrgonews» решила выяснить, может ли перевозчик, несколько раз купивший виньетку спустя некоторое время после фиксации нарушения, как-то избежать наказания или смягчить его.       

Как сказал один перевозчик, комментируя ситуацию с не вовремя купленными виньетками: «Это массовая проблема. Многие покупали виньетки на «Circle К». Каким-то умниками пришла в голову «гениальная» идея установить сканеры на самой границе, а не за заправками». За работу системы контроля на границе отвечает Дирекция автомобильных дорог Литвы (ДАДЛ), и мы решили у неё выяснить, почему система была установлена до АЗС.

Нам объяснили так: «Обращаем внимание на то, что Многофункциональная система контроля нарушений (МСКН) используется не только для контроля уплаты дорожного сбора, но и для взвешивания большегрузных транспортных средств. Для установления необходимых для взвешивания датчиков нужны специфичные геометрические параметры дороги (прямая дорога, не может быть уклонов, поворотов и т.д.). Наиболее подходящее место для установки системы на трассе A5 Каунас-Мариямполе-Сувалки было выбрано с учётом этих параметров и оптимальных возможностей подключения к электросети. В настоящее время ведутся проектные работы по реконструкции дороги A5, и после неё МСКН, возможно, будет установлена в другом месте». При этом интересно, что в связи со сложившейся ситуацией в ДАДЛ обращались отдельные перевозчики, а их представители (ассоциации) – нет.

Как бы там ни было, система была установлена, и виньетки надо покупать заранее. Однако перевозчики почему-то продолжили приобретать их на АЗС. Почему нельзя было заранее купить электронную виньетку вместо того, чтобы говорить «ну ведь раньше можно было покупать на АЗС» и «почему не установили промежуток времени для покупки виньетки (хотя бы 10 минут), ведь несколько минут просрочки ничего не значат» – непонятно. Факт в том, что штрафов было выписано достаточно много, и у нарушителей возник вопрос – оплачивать их, или их можно как-то отменить или по крайней мере уменьшить?

Дополнительно ситуацию осложняет то, что перевозчики точно не знают, сколько нарушений и на какую сумму они совершили, поскольку Литовская администрация транспортной безопасности (ЛАТБ) выдаёт им информацию порциями по мере того, как сама её обрабатывает. Это важно, так как, если перевозчик нарушил правила один раз, то ему, возможно, стоит заплатить штраф и забыть, но если у него много штрафов, возможно, лучше их не платить и обратиться в суд, чтобы можно было заплатить меньше. Чтобы понять, как лучше поступить тому, кто купил виньетку не вовремя, мы обратились в ЛАТБ.

Прежде всего надо отметить, что уплата штрафа неизбежна. «Ситуация такова, что правовые акты (11 пункт) предусматривают, что пользователи дорог перед въездом на платные участки магистральных дорог должны иметь действующую электронную виньетку. В правовых актах не предусмотрены никакие временные исключения, позволяющие заплатить дорожный сбор позже. Электронные виньетки можно удобно приобрести в любом месте – даже за пределами Литвы», — сказано в комментарии ЛАТБ.

Кроме того, там нам пояснили: «Ответственность несёт водитель, а не перевозчик. Штрафы регламентированы в 463 статье Кодекса административных правонарушений. Размер – от 350 до 750 евро. Если у водителя не было нарушений этой статьи, назначается штраф в размере половины минимального – то есть, 175 евро. Если нет смягчающих и отягчающих обстоятельств, назначается штраф в размере 550 евро (среднее арифметическое минимального и максимального штрафа)». Заплатить можно в течение 30 календарных дней.

Важно то, что 6 часть 34 статьи Кодекса административных правонарушений позволяет суду или институции (сотруднику), которая рассматривает дело в несудебном порядке, с учётом различных обстоятельств назначить штраф, который будет меньше минимального (350 евро). На сегодняшний день сложилась судебная практика (примеры – здесь и здесь), в рамках которой штраф за нарушение правил уплаты дорожного сбора может быть снижен до 100 евро.

Как было сказано выше, перевозчики жалуются, что ЛАТБ информирует их о нарушениях с большой задержкой. На это Администрация отвечает – по закону, у неё на это два года. Кроме того, «ЛАТБ продолжила заниматься зафиксированными нарушениями после того, как дождалась соответствующих судебных решений».

Наконец, чтобы не возникло недоразумений, хотим прояснить ещё один важный момент. В полученном нами ответе ЛАТБ было сказано: «По данным ЛАТБ, когда МСКН с конца мая начала автоматически передавать нарушения в Регистр административных правонарушений, ДАДЛ установила одначасовую толеранцию, то есть, сейчас МСКН не передаёт в Регистр административных правонарушений нарушения, если дорожный сбор уплачен в течение часа с момента нарушения, зафиксированного камерами МСКН».

Поскольку это в корне меняет дело, мы решили уточнить данную информацию в ДАДЛ, и оказалось, что перевозчикам рано радоваться – существует не одночасовая толеранция, а просто повторная проверка ситуации. Как нам сказали в ДАДЛ: «Повторная проверка уплаты дорожного сбора (через час) существует с 17 июня 2020 г. Этот технический параметр не регламентирован правовыми актами. Это техническое решение, которое никак не влияет на обязанность иметь действующую электронную виньетку перед въездом на платные участки магистральных дорог». Проще говоря, если водитель купил виньетку через несколько минут после того, как МСКН зафиксировала нарушение, мы имеем два момента: первая проверка – МСКН фиксирует нарушение, поскольку виньетка не куплена; вторая проверка (через час) – МСКН снова фиксирует нарушение (а не отменяет его), поскольку виньетка куплена не вовремя.

После того, как мы всё выяснили в ДАДЛ и ЛАТБ, мы решили узнать, как поступают перевозчики, которые столкнулись с обсуждаемой проблемой. Один, исходя из своего горького судебного опыта, предложил сразу платить штрафы (особенно, если они «со скидкой»), поскольку, если у фирмы нет своего адвоката, придётся нанять юриста со стороны за 100-200 евро (уже не говоря о гербовом сборе) и ездить в суд, который может длиться неопределённое время. Больше того, каждый случай индивидуальный, и если дело сложится не в пользу перевозчика, придётся платить уже не 175 евро. Другой перевозчик, посоветовавшись с адвокатом, поступил так, как предложил первый, решив, что лучше заплатить 10 штрафов по 175 евро, чем тратиться на суд. Третий в надежде снизить убытки намерен судиться после того, как выяснит в ЛАТБ (пока не удалось), сколько же у него штрафов и на какую сумму (возможно, ещё передумает). При этом перевозчики отметили, что ответственные государственные институции должны стараться, чтобы бизнес узнавал о различных нововведениях заранее, а не после того, как получил штраф. Также надо подчеркнуть, что владельцы транспортных компаний стараются не «вешать» всё на водителей, хотя профсоюзы постоянно критикуют их за отсутствие социальной ответственности.

К слову, в Латвии как и в Литве дороги оплачиваются с помощью виньеток, и там тоже действует система автоматической проверки их наличия. Как в этой связи нам рассказал генсек латвийской ассоциации перевозчиков «Latvijas auto» Александрс Поцелуйко, которому мы описали литовскую проблему, точно таких же случаев на границе в Латвии, по его данным, не было, но похожие (нарушения по незнанию), пока информация о внедрении системы контроля не дошла до всех, были. Иными словами, у соседей, как и у нас: власти могли бы лучше информировать перевозчиков о нововведениях, а перевозчики – активнее ими интересоваться. В Эстонии тоже виньетки, но там нет системы автоматического контроля уплаты дорожного сбора. А в соседней Польше вообще действует система оплаты дорог, основанная не на виньетках, а на количестве километров, которые проехал автомобиль, и c 2023 г. аналогичная заработает в Литве. Может, тогда таких проблем, как на дороге А5, не будет.

***

Обобщая, перевозчикам, которые получают штрафы из-за не вовремя купленной виньетки для дороги А5, можно дать несколько советов. Во-первых, теоретически – вся ответственность на водителях (но обычно владельцы транспортных компаний стараются оплачивать штрафы сами). Во-вторых, надо выяснить количество совершённых нарушений и размер штрафов. Если речь идёт об одном или нескольких нарушениях, за которые назначен штраф в размере 175 евро – точно лучше заплатить и забыть, а не тратиться на суд. Если нарушений очень много, с учётом смягчающего обстоятельства (хоть и не вовремя, но всё же купленной виньетки) и благоприятной судебной практики можно попытаться снизить каждый штраф до 100 евро – но в данном случае надо настраиваться на долгий судебный процесс, и поэтому желательно, чтобы и компании был свой адвокат.

В целом, ситуация показала, что госучреждениям надо лучше информировать перевозчиков о новшествах, а перевозчикам быть более внимательными и не создавать себе большие проблемы в тех случаях, когда их элементарно можно избежать – ну что может быть проще, чем заранее купить виньетку электронным способом?!

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

lenkija-ukraina

Кризис на границе Украины и Польши (ДОПОЛНЕНО — заблокирована польская граница со Словакией, соглашение между Украиной и ЕС о перевозках может быть пересмотрено, Брюссель угрожает Варшаве)

Польские перевозчики фактически заблокировали границу с Украиной, и это может затянуться.

2024-03-13 1 087
1
ford_fmax_select

Обзор транспортных событий в феврале

Ситуация в европейском секторе грузовых автоперевозок и специальное разъяснение Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) касательно проверки (Евро) класса эмиссии грузовика. Немало новостей из Брюсселя и актуалии разных стран Европы. Решения Казахстана и Узбекистана о перевозке переданных грузов и новые истории водителей. Проблемы развития зарядной инфраструктуры для электрических грузовиков в Европе и тягач-квартиры из США. Об этом и не только в февральском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-03-04 83
0